Тема 9 Решения в менеджменте![]()
Задание 9.1
Цель задания: деловая игра «Принятие управленческих решений в условиях неопределенности (комплекс исследовательских сценариев)».
Цель деловой игры: на основе выполнения последовательно про-водимых сценариев деловой игры следует выработать у лиц, изу-чающих курс менеджмента, навыки управления свободными цена-ми, объемами закупок товаров народного потребления и организа-цией неформальных хозяйственных взаимосвязей в условиях высо-кой неопределенности хозяйственной ситуации на рынке.
Условия проведения деловой игры: участники деловой игры разби-ваются на рабочие группы численностью от трех до пяти человек. Принцип формирования рабочих групп может быть любым, начи-ная от произвольного и кончая применением методов психодиагно-стики, содержание которых уже изложено в других заданиях на-стоящего пособия.
В аудитории группы располагаются максимально изолированно друг от друга. Обмен информацией между участниками деловой иг-ры производится, за исключением оговоренных ниже случаев, только через ее руководителя.
Функции руководителя деловой игры: руководитель деловой игры объясняет ее участникам порядок проведения каждого этапа, управляет информационным обменом между группами, выносит на доску или выводит на дисплей необходимые для выполнения от-дельных этапов результаты. При большом числе рабочих групп (бо-лее трех) желательно привлекать к руководству деловой игрой еще одного преподавателя и создавать вычислительный центр из двух-трех участников деловой игры.
Этапы деловой игры
Сценарий А. Определение оптимальной розничной цены по ди-намике реализации товара.
Этап 1 А. Поиск оптимальной розничной цены методом «проб и ошибок».
Этап 2 А. Формирование методики определения оптимальной розничной цены.
Сценарий В. Принятие управленческих решений по закупкам товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей.
Этап 1 В. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи ме-тодом «проб и ошибок».
Этап 2 В. Анализ результатов действий участников деловой иг-ры по сценарию В.
Сценарий С. Принятие управленческих решений по закупкам и продаже товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей и продавцов.
Этап 1 С. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи ме-тодом «проб и ошибок».
Этап 2 С. Анализ результатов действий участников деловой иг-ры по сценарию С.
Сценарий D. Принятие управленческих решений по закупкам и продаже товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей и продавцов и при отсутствии у них собственных финансовых средств.
Этап 1 D. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи мето-дом «проб и ошибок» в условиях антагонистического характера игры.
Этап 2 D. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи ме-тодом «проб и ошибок» в условиях кооперативного характера игры.
Этап 3 D. Анализ результатов действий участников деловой иг-ры по сценарию.
Описание действий участников деловой игры при выполнении от-дельных этапов
Сценарий А
Этап 1 А. Поиск оптимальной розничной цены методом «проб и ошибок».
1.1. Участникам деловой игры при необходимости дается разъ-яснение понятия «оптимальная розничная цена», т.е. цена, обеспе-чивающая максимальную прибыль от реализации товара. Поскольку объем реализации уменьшается с ростом цены, а доходы от прода-жи одной единицы товара увеличиваются, связь между прибылью и ценой имеет параболическую формулу (рис. 9.1).
2) предполагается, что на рынке имеются потенциальные поку-патели продукта Х и объем их закупок будет регулироваться розничной ценой товара;
3) ресурсы продукта Х у поставщиков неограниченны;
4) нереализованный продукт Х оптовые поставщики забирают назад, и его продавцы не несут никаких потерь;
5) оптовая цена единицы продукт Х — 1,0 тыс. у.е.
1.3. В компьютер или микрокалькулятор с режимом «програм-мирование» вводится функция, отражающая зависимость прибыли участников деловой игры от розничной цены. Участники деловой игры не должны знать параметры этой функции.
Желательно использовать функцию следующего вида, обеспечи-вающую наиболее простой характер вычислений:
Pi = (a0 + aiCPi) (CP – Co); a0 + aiCPi = Ni,
где Pi — ежедневная прибыль от реализации продукта Х i-й рабочей группой, тыс. у.е.;
CPi — розничная цена единицы продукта Х, установленная i-й рабо-чей группой, тыс. у.е.;
Со — оптовая цена единицы продукта Х (1,0 тыс. у.е.), тыс. у.е.;
а0, ai — постоянные параметры регрессивного управления связи между объемом реализации продукта Х в натуральных единицах и уровнем его розничной цены (числовые значения параметров а0 и ai задаются в произвольной форме руководителем дело-вой игры);
Ni — объем реализации продукта Х в натуральном выражении, ед./дн.
1.4. Участники деловой игры дают свои предложения по роз-ничной цене руководителю, который после необходимых расчетов выводит значения прибыли на всеобщее обозрение в виде табл. 9.1.
Т а б л и ц а 9.1 Результат деятельности n рабочих групп по сценарию А
|
Номер цикла |
Группа 1 |
Группа 2 |
… |
Группа n |
||||||
|
Cp1 |
N1 |
P1 |
Cp2 |
N2 |
P2 |
|
Cpn |
Nn |
Pn |
|
|
1 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и т.д.
1.5. Заполнение табл. 9.1 производится до того момента, когда лучшая рабочая группа методом «проб и ошибок» определит опти- |
||||||||||
мальную розничную цену продукта Х, которую руководитель дело-вой игры должен заранее рассчитать и знать.
Этап 2 А. Формирование методики определения оптимальной розничной цены.
2.1. С учетом уровня математической подготовки аудитории ру-ководитель деловой игры должен предложить ее участникам вывес-ти самостоятельно алгоритм расчета оптимальной цены в тенден-ции покупательского спроса или предложить им готовое решение.
2.2. Вывод алгоритма расчета оптимальной цены желательно привести в следующем виде:
dCp ⎣(a0 +a Cp)(Cp +C0)⎦ при Cp = 2 – 2 0 .
Наиболее простым способом определения значений параметров а0 и al является решение системы из двух линейных уравнений вида
⎧a0 +a Cpt =Nr
⎩ 0 1 pt+1 r+1
где индекс t — показатели t-го дня продажи;
индекс (t + 1) — показатели (t + 1) дня продажи.
a0 = N1ЧCpt+1−Nt+1ЧCpt ; a = Nt−1−Nt . pt+1 pt pt+1 pt
Отсюда
C =C0 −1⎛ Nt ЧCpt+1−Nt+1ЧCpt+1 ⎞ . ⎝ t+1 t ⎠
2.3. Руководитель деловой игры объясняет ее участникам допус-тимые границы применения подобной методики расчета оптималь-ной розничной цены и проверяет усвоение материала повторением решения этапов 1.3 и 1.4 при изменененных параметрах функции отражения: а0, ai, С0.
2.4. Если рабочие группы созданы на основе методов психоди-агностики, участники деловой игры должны обсудить в форме се-минара тактику и эффективность действий рабочих групп на этапе 1.4. и их связь с дифференцирующим признаком.
Сценарий В
Этап 1 В. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи ме-тодом «проб и ошибок».
1.1. Рабочие группы продолжают закупать и реализовывать про-дукт Х, однако в сценарий А вносятся следующие усложнения:
1) нет фиксированной оптовой цены, есть только ее минимальный уровень, ниже которого оптовый поставщик отказывается отпус-кать товар (можно опять использовать значение в 1,0 тыс. у.е.);![]()
2) суммарный объем розничной продажи продукта Х выше его ресурсов (Ro), т.е.
∑Ni >Ro , i=1
где Ro — фиксированные ресурсы продукта Х в натуральных единицах (значение величины Ro устанавливает руководитель деловой игры по своему усмотрению);
3) излишне закупленный продукт Х продаже на следующий день не подлежит, и все убытки, равные стоимости нереализованных товаров в оптовых ценах, относятся на счет оптового покупателя.
1.2. Каждая рабочая группа, выполняющая роль оптового поку-пателя, дает руководителю деловой игры письменную заявку, в ко-торой сообщает, какое количество продукта Х она желает закупить и какую оптовую цену при этом предлагает.
1.3. Руководитель деловой игры, выполняющий роль поставщи-ка, удовлетворяет заявки в пределах имеющихся у него Ro единиц в очередности, определяемой значением предлагаемой оптовой цены. Могут возникать ситуации, когда не все заявки покупателей будут удовлетворены.
1.4. После проведения оптовых закупок каждая рабочая группа в письменной форме дает сведения о значении своей розничной цены.
1.5. Руководитель деловой игры делает расчет эффективности проведенного бизнес-цикла по формуле1
Nфi = а0 + Cpi,
где Nфi — возможный объем продажи продукта Х i-й рабочей группой при его розничной цене Cpi, ед.
Если Nфi > N3i,
где N3i — объем оптовой закупки продукта Х, проведенной i-й рабочей группой, ед., то Pi = N3i (Cpi – Coi),
где Coi — оптовая цена единицы продукта Х, закупленного i-й рабочей группой, тыс. у.е.
При Nфi < N3i
Pi = Nфi (Cpi – Coi) – Coi (N3i — Nфi).
1 Здесь и далее для проведения деловой игры необходимо использовать вы-числительную технику.
1.6. По результатам каждого бизнес-цикла руководитель деловой игры доводит его результаты до всех рабочих групп в технически доступной ему форме в виде табл. 9.2 (число таблиц равно числу
рабочих групп).
1.7. Желательно для формирования объективных решений про вести не менее восьми — десяти бизнес-циклов.
Т а б л и ц а 9.2 Эффективность принятия решений i-й рабочей группой
Порядковый Объем
Возможный Розничная Оптовая Nфi <N3i сумма
номер биз- закупок цена цена убытков от
нес-цикла N3i Cpi Coi i излишних заку-пок
1 2 … n
Этап 2 В. Анализ результатов действий участников деловой иг-ры по сценарию В.
2.1. Руководитель называет лучшую группу по сумме значений (Pi) в табл. 9.2. При этом данные первого бизнес-цикла не следует учитывать, считая его пробным.
2.2. Участникам деловой игры разъясняют в произвольной фор-ме допущенные ими ошибки и формируют основные виды опти-мальных стратегий, исходя из введенных в условия деловой игры исходных данных. Особое внимание при этом следует обратить на использование навыков, приобретенных при усвоении материалов по сценарию А.
Сценарий С
Этап 1 С. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи ме-тодом «проб и ошибок».
1.1.Руководитель деловой игры делит участников деловой игры на две большие категории: «оптовые поставщики» и «оптовые по-купатели». Число рабочих групп внутри каждой подгруппы жела-тельно делать равным и не менее трех.
1.2.Участникам деловой игры сообщаются следующие усложне-ния, вводимые по отношению к сценарию В:
1) объем ресурсов продукта Х (Ro) распределяется между опто-выми поставщиками поровну по Rn:
Rn = n . 68


Т а б л и ц а 9.3 Эффективность принятия решений i-й группой оптовых поставщиков
|
Порядковый номер бизнес-цикла |
Средневзвешенная оптовая цена* Coi |
Прибыль Wi : Wi = |
|
|
|
|
|
* Методика расчета общеизвестна. |
||
Цель деловой игры: на основе тестирования индивидуальной
склонности к риску, степени тяготения к определенному типу тем-перамента, склонности к доминированию, доброжелательности,
склонности к дизъюнктивным проявлениям, степени конгруэнтно-сти, степени тревожности, степени ригидности, гипертимности или
экстра(интро)вертности следует определить, как эти качества лич-ности сказываются на эффективности принятия управленческих решений в условиях полной или частичной неопределенности функционирования предприятий торговли и сферы услуг. В форме беседы (семинара) необходимо решить, в каких реальных практиче-ских ситуациях нужна повышенная степень выраженности тести-руемых качеств и когда эти моменты не способствуют успешной трудовой деятельности.
Функции руководителя деловой игры: руководитель деловой игры должен ознакомить участников с перечисленными ниже условиями ее проведения и содержанием отдельных этапов. В дальнейшем он, не вмешиваясь в ход деловой игры, контролирует время выполне-ния этапов; дает разъяснения участникам игры, контролирует время выполнения этапов; разъясняет участникам игры отдельные момен-ты, запланированные на данном этапе; решает возникающие в про-цессе деловой игры спорные вопросы, организует контроль, обес-печивающий предупреждение вынесения неправильных решений: доводит решение, принятое каждой группой участников деловой игры, до других групп.
Порядок проведения деловой игры: руководитель деловой игры да-ет пояснение участникам по содержательному смыслу тестируемых качеств личности.
Индивидуальная склонность к риску — повышенная мотивация индивидуума к деятельности либо в условиях полной неопределен-ности ее конечного результата, либо при высокой вероятности не-желательных санкций за неправильный выбор действий.
Темперамент — характеристика индивидуума со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, рит-ма психических процессов и состояний.
Доминирование — повышенная склонность индивидуума зани-мать ведущее, лидирующее положение в группе, не зависящее от личных качеств человека.
Доброжелательность — априорная положительная оценка лич-ности и деятельности других людей.
Дизъюнктивность — склонность к неспровоцированным кон-фликтным действиям.
Конгруэнтность — частота проявления конформных реакций, т.е. податливость человека реальному или воображаемому давлению груп-пы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответ-ствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Тревожность — склонность индивидуума к переживанию эмо-циональных состояний, связанных с ожиданием неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий.
Ригидность — затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной индивидуумом программы деятельности в
условиях, объективно требующих ее перестройки.![]()
Гипертимность — не обусловленное ситуацией, постоянно при-поднятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца.
Экстравертность — преимущественная направленность интере-сов личности на мир внешних событий.
Интровертность — преимущественная направленность интере-сов личности на явления его собственного субъективного мира.
Далее участники деловой игры выбирают по предложению ру-ководителя те качества личности (не более двух), которые будут определены у них путем тестирования и положены в основу фор-мирования рабочих групп.
После разбивки участников деловой игры на три-четыре группы руководитель сообщает им правила деловой игры, контролирует ход ее проведения и подводит итоги.
Этапы деловой игры
1. Тестирование участников деловой игры в соответствии с вы-бранными качествами личности.
2. Формирование трех-четырех рабочих групп. 3. Анализ решаемой хозяйственной ситуации.
4. Расчет экономической эффективности принимаемых участ-никами деловой игры управленческих решений.
5. Анализ полученных в ходе деловой игры результатов. Описание действий участников деловой игры при выполнении от-
дельных этапов
Этап 1. Тестирование участников деловой игры.
1.1. При тестировании на степень индивидуальной склонности к риску рекомендуется использовать изложенный ниже диагностиче-ский тест Т. Элерса1.
Каждый участник деловой игры выбирает одно из трех слов в строчке теста Элерса, наиболее точно характеризующее его как личность. Даже если все три слова нехарактерны для личности уча-стника, все равно надо выбрать хотя бы одно из них, частично со-ответствующее. Нельзя выбирать больше одного слова.
1 Приводится по: Elhers T. Experimentelle Untersuchugea zur personlichkeits-bedingte Unfallgefahrdung: Dis. Philos. Fac. Phillips Unireersital. — Bremen, 1964.
Тест Т. Элерса![]()
|
А |
В |
С |
|
1. Смелый |
Бдительный |
Предприимчивый |
|
2. Кроткий |
Робкий |
Упрямый |
|
3. Осторожный |
Решительный |
Пессимистичный |
|
4. Непостоянный |
Бесцеремонный |
Внимательный |
|
5. Неумный |
Трусливый |
Недумающий |
|
6. Ловкий |
Бойкий |
Предусмотрительный |
|
7. Хладнокровный |
Колеблющийся |
Удалой |
|
8. Стремительный |
Легкомысленный |
Боязливый |
|
9. Незадумывающийся |
Жеманный |
Непредусмотрительный |
|
10. Оптимистичный |
Добросовестный |
Чуткий |
|
11. Меланхоличный |
Сомневающийся |
Неустойчивый |
|
12. Трусливый |
Небрежный |
Взволнованный |
|
13. Опрометчивый |
Тихий |
Боязливый |
|
14. Внимательный |
Неблагоразумный |
Смелый |
|
15. Рассудительный |
Быстрый |
Мужественный |
|
16. Предприимчивый |
Осторожный |
Предусмотрительный |
|
17. Взволнованный |
Рассеянный |
Робкий |
|
18. Малодушный |
Неосторожный |
Бесцеремонный |
|
19. Пугливый |
Нерешительный |
Нервный |
|
20. Исполнительный |
Преданный |
Авантюристичный |
|
21. Предусмотрительный |
Бойкий |
Отчаянный |
|
22. Кроткий |
Безразличный |
Неизбежный |
|
23. Осторожный |
Беззаботный |
Терпеливый |
|
24. Разумный |
Заботливый |
Храбрый |
|
25. Предусмотрительный |
Неустрашимый |
Добросовестный |
|
26. Поспешный |
Пугливый |
Беззаботный |
|
27. Рассеянный |
Опрометчивый |
Пессимистичный |
|
28. Осмотрительный |
Рассудительный |
Предприимчивый |
|
29. Тихий |
Неорганизованный |
Боязливый |
|
30. Оптимистичный |
Бдительный |
Беззаботный |
За каждое выбранное слово, свидетельствующие о наличии у участников деловой игры врожденной склонности к риску, начис-ляется 1 балл и рассчитывается сумма баллов, набранная каждым участником по всему тесту (S).
Коды слов свидетельствуют о наличии врожденной склонности к риску (цифра означает номер строки текста, буква — столбец текста).
1A, 1C, 2C, 3B, 4A, 4B, 5A, 5C, 6A, 6B, 7A, 7C, 8A, 8B, 9C, 10A, 10C, 11C, 12B, 13A, 14C, 14B, 15B, 15C, 16A, 17A, 17B, 18B, 18C, 19C, 20C, 21B, 21C, 22B, 22C, 23B, 23C, 24C, 25B, 26C, 27A, 27B, 28C, 29C, 29B, 30A, 30C.
На основе суммы баллов руководителей деловой игры форми-руют три рабочие группы со следующими врожденными психологи-ческими характеристиками:
1) лица, не склонные к рискованному поведению, S = 10; 2) лица, склонные к мотивированному риску, 10 < S = 20; 3) лица, склонные к немотивированному риску, 20 > S.
1.2. Тестирование на тяготение к определенному типу темпера-мента производится на основе авторского теста.
1.2.1. Каждый участник деловой игры получает от руководителя или оформляет сам регистрационный лист следующей формы:
|
А 1 7 13 19 25 |
В 2 8 14 20 26 |
С 3 9 15 21 27 |
D 4 10 16 22 28 |
E 5 11 17 23 29 |
F 6 12 18 24 30 |
1.2.2. Отвечая на следующие ниже вопросы, опрашиваемый за-черкивает в регистрационном листе цифру, соответствующую номе-ру вопроса, если приведенное в нем утверждение соответствует его личности. Если такого соответствия, хотя бы частичного, нет, циф-ра остается незачеркнутой. Промежуточные ответы (типа «не знаю») не допускаются. Если подобное относится к свойству пове-дения, это соответствует положительному ответу на поставленный вопрос.
1. Если есть свободные места, я не сажусь рядом с незнакомы-ми людьми.
2. Я не предпочту поход в магазин за продуктами уборке квартиры. 3. Я склонен к полноте, даже если мало ем.
4. Люблю подробно и заранее планировать свои действия. 5. Большинство людей медленно соображают.
6. При желании я могу работать без конфликтов и трений с лю-бым человеком.
7. Только с хорошо знакомыми людьми можно откровенно об-судить свои дела.
8. Когда я плохо контролирую себя, то говорю быстро и сбивчиво. 9. Я лучше не уложусь в установленные сроки, но сделаю всю
работу качественно, если она для меня важна.
10. Меня беспокоит мое слабое физическое развитие и быстрая утомляемость.
11. В разговоре я периодически повторяю одни и те же высказы-вания.
12. Если денег не хватает на все, я предпочитаю хорошо питать-ся, а не одеваться.
13. Один я работаю более продуктивно, чем в группе.
14. Я забываю обо всем, когда занят интересным делом, но быст-ро при этом устаю.
15. Я говорю медленно, спокойно, без выраженной жестикуляции. 16. Мне часто приходят в голову хорошие идеи, но я не склонен
их реализовывать.
17. Кому угодно могу рассказать что угодно, если у меня хорошее настроение.
18. Если бы я начал заниматься спортом ради достижения высо-ких результатов, то тяжелую атлетику предпочел бы футболу.
19. Чем заниматься спортом, лучше почитать интересную книгу. 20. В школе я с трудом мог дождаться перемены, даже если урок
был мне интересен.
21. Большинство людей очень суетливы.
22. Когда я публично выступаю, меня часто просят говорить громче. 23. Люблю командировки, туристические поездки и т.п.
24. Если вижу незаправленную постель, то это раздражает меня. 25. Я предпочел бы из соображений личной выгоды видеть в ро-
ли своего супруга (супруги) человека, склонного командовать, а не подчиняться.
26. При употреблении алкоголя я становлюсь либо очень весе-лым, либо обидчивым.
27. При равной заработной плате я бы предпочел работать бух-галтером, а не снабженцем.
28. При равной заработной плате я бы предпочел заниматься наукой, а не преподаванием.
29. Мне нравится вести себя как лица более молодого возраста. 30. Спортивной одежде я почти всегда, за исключением отдыха,
предпочитаю деловой стиль одежды.
1.2.3. По каждому столбцу регистрационного листа суммируется число положительных ответов (зачеркнутых цифр).
Складываются:
сумма по столбцу А с суммой по столбцу D: —“— В —”— Е;
—“— С —”— F;
K1 = A + D; K2= B + E; K3 = С + F.
![]()
![]()
1.2.4. По следующей формуле находится среднее значение полу-ченных сумм ( K ): K = K1+K2 +K3 .
Проводится группировка участников деловой игры по принад-лежности (тяготению) к определенному типу темперамента.
![]()
![]()
Меланхолики k1 >K1 . Холерики k1≤K; k2 >K; k3 <K .
![]()
Флегматики k1≤K; k2 ≤K; k3 ≥K .
![]()
Сангвиники k1≤K; k2 ≥K; k3 ≥K .
1.2.5. При необходимости руководитель деловой игры дает оп-ределение каждому типу темперамента.
Меланхолик — субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанно-стью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают вы-сокая впечатлительность, глубина и устойчивость эмоций при сла-бом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции.
Холерик — субъект, характеризующийся высоким уровнем пси-хической активности, энергичностью действий, резкостью, стреми-тельностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетер-пелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрес-сивным.
Флегматик — субъект, характеризующийся низким уровнем психологической активности, медлительностью, невыразительно-стью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида дея-тельности на другой и плохо приспосабливается к новой обстанов-ке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чув-ства и настроение обычно отличаются постоянством.
Сангвиник — субъект, характеризующийся высокой психологи-ческой активностью, энергичностью, работоспособностью, быстро-той и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впе-чатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, об-щителен. Эмоции, преимущественно положительные, быстро воз-никают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он пе-реживает неудачи.
1.3. Тестирование на остальные качества личности приводится на основе метода интерперсональной диагностики Т. Лири1.![]()
1.3.1. Каждый участник деловой игры получает от руководителя или оформляет сам регистрационный лист (табл. 9.4).
Т а б л и ц а 9.4
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
… |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
… |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
|
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
… |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
|
97 |
98 |
99 |
100 |
101 |
102 |
… |
123 |
124 |
125 |
1256 |
127 |
128 |
1.3.2. Выполняется аналогично п. 1.2.2. с учетом прилагаемого ниже текста опросника из 128 утверждений на тему «Какой вы че-ловек?».
1. Умеет нравиться.
2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5. Обладает чувством достоинства. 6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе. 8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться. 14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие. 16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе. 18. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый. 21. Благодарный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию. 23. Уважительный.
24. Ищущий одобрение.
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
1 Приводится по: Jeary T., Coffey I. Interpersonal Diagnisis // Theories of Per-sonality Investigation. — N.J., 1969.
26. Стремится ужиться с другими. 27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый. 29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи. 32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение. 34. Пользуется у других уважением. 35. Обладает талантом руководителя. 36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист. 39. Деловитый и практичный. 40. Соперничающий.
41. Стойкий и «крутой», где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали. 46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый и щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе. 51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других. 54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих. 59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других. 64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно-повелительный.
68. Властный. 69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный. 71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен. 77. Озлоблен.
78. Жалобщик. 79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый.
83. Безынициативный. 84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения. 88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбору. 92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен и терпим к недостаткам. 96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищение от каждого. 99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101. Относится к окружающим с чувством превосходства. 102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый. 106. Злой, жестокий.
107. Часто гневлив.
108. Бесчувственный, равнодушный. 109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный. 113. Робкий.
114. Стыдливый. 115. Услужливый. 116. Мягкотелый.
117. Почти никому не возражает. 118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали. 120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого. 122. Со всеми соглашается.
123. Всегда со всеми дружелюбен. 124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой.
1.3.3. После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по восьми вариан-там межличностного взаимодействия. Для этого регистрационный лист рассекается на восемь октантов вертикальными линиями, про-черченным соответственно: п. 1—4 (1-й октант), п. 5—8 (2-й ок-тант), п. 9—12 (3-й октант), п. 13—16 (4-й октант), п. 17—20 (5-й октант), п. 21—44 (6-й октант), п. 25—28 (7-й октант), после п. 28 (8-й октант).
1.3.4. В каждом октанте снизу записывают число зачеркнутых цифр. В дальнейшем это число мы будем обозначать как Si, где ин-декс i — номер соответствующего октанта.
1.3.5. По приведенным ниже формулам рассчитываются количе-ственные показатели, свидетельствующие о степени выраженности у участника деловой игры определенных ниже качеств:
• склонность к доминированию = S1−S5 +0,7(S2 +S3 −S4 −S6);
• склонность к доброжелательности = S7 −S3 +0,7(S8 +S6 −S4 −S2);
• склонность к дизъюнктивным проявлениям = S7 +S8 +S5 +S6 ; • степень конгруэнтности = S7 +S8 ;
• степень тревожности = S6 ; 2
• степень ригидности = S4 ; 8
• гипертимность = S5 +S6 +S7 +S8 ;
• степень экстраверсии = S1 ; 5
• степень интроверсии = S5 . 1
Этап 2. Формирование рабочих групп.
Идеальное число рабочих групп в настоящей деловой игре — три или четыре.
2.1. При формировании рабочих групп в соответствии с резуль-татами обработки ответов на тест Т. Элерса к группе лиц, не склонных к рискованному поведению, относятся участники дело-вой игры с суммой баллов, рассчитанной по выражению
Si ≤Nmin + Nmax −Nmin ,
где Si — сумма баллов i-го участника деловой игры;
Nmin — минимальная сумма баллов, отмеченная среди участников де-ловой игры;
Nmax — максимальная сумма баллов, отмеченная среди участников де-ловой игры.
К группе лиц, склонных к мотивированному риску, относятся участники деловой игры с суммой баллов, рассчитанной по выра-жению
Nmin + Nmax −Nmin <Si ≤Nmin +2(Nmax −Nmin ) .
К группе лиц, склонных к немотивированному риску, относятся участники деловой игры с суммой баллов, рассчитанной по выра-жению
Si >Nmin +2(Nmax −Nmin ) .
Создаваемые рабочие группы не обязательно могут быть равны-ми по численности. При проведении деловой игры каждая рабочая группа должна размещаться в аудитории в максимальной изоля-ции от других групп. Эти требования относятся и к процессу фор-мирования рабочих групп по результатам использования других тестов.
2.2. При использовании в качестве классификационного при-знака типа темперамента создаются рабочие группы в соответствии с фактической численностью участников деловой игры, тяготеющих к тому или иному типу. При этом допускается создание рабочих групп, состоящих из одного человека.
2.3. Формирование рабочих групп на основе использования ре-зультатов интерперсональной диагностики Т. Лири производится аналогично методике, изложенной в п. 2.1.![]()
2.4. Допускается формирование рабочих групп по сочетанию двух признаков по следующей схеме:
группа 1 — качество А выражено выше среднего значения, и качество В выражено выше среднего значения;
группа 2 — качество А выражено выше среднего значения, а ка-чество В — ниже среднего значения;
группа 3 — качество А — ниже среднего значения, и качество В — выше;
группа 4 — качество А — ниже, качество В — ниже.
Не рекомендуется создавать рабочие группы по сочетанию бо-лее чем двух признаков, а также сочетать какие-либо качества лич-ности с типом темперамента.
Этап 3. Анализ решаемых хозяйственных ситуаций.
3.1. В городе одновременно функционируют три магазина раз-личной подчиненности, осуществляющие продажу условного това-ра1. В целях упрощения исходных данных для проведения деловой игры предполагается, что условия реализации данного товара во всех трех магазинах адекватно, т.е. покупателям безразлично, где приобретать данный товар. В этих условиях можно предположить, что распределение розничного товарооборота между тремя дейст-вующими в городе магазинами будет идти пропорционально выде-ляемым им средствам на торговую рекламу. Удельная эффектив-ность рекламы в каждом магазине предполагается одинаковой.
При стабильной емкости рынка по данному товару, равной 90,0 тыс. у.е. в месяц, и отсутствии дефицита товарного предложе-ния объем розничного товарооборота каждого магазина по услов-ному товару составит
![]()
![]()
Q =W +W2 +W3 Qg ,
где Qi — месячный объем розничной торговли продажи товара в i-м магазине, у.е.;
Wi — месячный объем затрат на рекламу товара, выделенных i-м магазином, у.е.;
W1, W2 W3 — соответственно месячный объем затрат на рекламу товара, выделенных первым, вторым и третьим магазином, у.е.;
Qg — емкость рынка по данному товару (здесь — 90,0 тыс. у.е. в месяц).
1 При создании более чем трех рабочих групп руководитель деловой игры модифицирует условия хозяйственной ситуации и приводимые ниже формулы в соответствии с числом рабочих групп.
Экономический эффект от проведения рекламной деятельности в каждом магазине составит
![]()
Zi = 100 – W ,
где Zi — экономический эффект от проведения рекламного мероприя-тия в i-м магазине, у.е.;
S — уровень рентабельности розничной продажи данного товара, %.
Для упрощения расчетов при проведении деловой игры уровень рентабельности розничной продажи условного товара в каждом из трех функционирующих в городе магазинов принимаем равным 10%.
Подставляя в приведенные выше формулы числовые значения показателей Qg и S, приведем формулу для расчета экономического эффекта от рекламной деятельности в i-м магазине к следующему виду:
![]()
![]()
Zi =W +W2i+W3 –W .
3.2. Данная деловая игра может проводиться в трех вариантах:
1) без ограничения затрат на рекламу и наличия у каждого предприятия неограниченного объема оборотных средств;
2) с начальным лимитом оборотных средств, равным для каждого предприятия и устанавливаемым руководителем деловой игры;
3) с использованием для финансирования рекламной деятельно-сти только кредитов банка (условия кредитования устанавли-ваются руководителем деловой игры).
Этап 4. Расчет экономической эффективности принимаемых участниками деловой игры управленческих решений.
4.1. Каждая группа работает изолированно. Все результаты ее деятельности доводятся до других участников только через руково-дителя деловой игры.
4.2. Магазин, повышая объем затрат на рекламу, имеет возмож-ность перераспределить объем розничной продажи данного товара в свою пользу и получить определенный экономический эффект. Рост данных затрат имеет определенные, заранее неизвестные ра-циональные пределы, за рамками которых рост доходов, вызванный ростом затрат на рекламу, будет меньше данных затрат, т.е. реклам-ная кампания принесет убытки.
Поскольку все магазины заинтересованы в перераспределении товарооборота в свою пользу, они могут одновременно увеличивать затраты на рекламу. Одновременно же рост показателей W1, W2, W3 может привести к убыткам от рекламной деятельности в каждом магазине. В связи с этим каждый магазин должен стремиться выде-лять средства на рекламную кампанию в таких объемах, чтобы по-
лучить доходы, т.е. сокращать их при резком росте затрат в других организациях и увеличивать при противоположной тенденции. От-сутствие какой-либо информации о выделяемых затратах другими магазинами заставляет его действовать предположительно, основыва-ясь только на интуиции, что часто имеет место в практике торговли.
4.3. Каждая группа участников деловой игры передает руководи-телю данные о затратах на рекламу, которые выделяет представляе-мый ими магазин в текущем месяце. На основе расчетов по приве-денной выше формуле определяется доход (убыток), полученный каждой группой. Процедура повторяется не менее семи раз, пока не будет получено достаточно данных для анализа. Лучшая группа оп-ределяется по сумме доходов от рекламной деятельности, получен-ной магазином за весь период деловой игры. Процедура выделения затрат на рекламу в первом месяце работы в окончательный резуль-тат не включается, так как она является учебной (отрабатывается ме-тодика расчетов, подбирается уровень затрат на рекламу, формируется способ обсуждения членами рабочей группы своих решений и т.п.).
Результаты деловой игры желательно оформить в виде таблицы (табл. 9.5).
Т а б л и ц а 9.5
|
№ п/п |
Магазин 1 |
Магазин 2 |
Магазин 3 |
В целом по городу |
||||
|
|
W1 |
Z1 |
W2 |
Z2 |
W3 |
Z3 |
ΣW |
ΣZ |
Итого _______________
4.4. При использовании более сложных вариантов деловой игры ее руководитель должен самостоятельно модифицировать форму табл. 9.2 в соответствии с более сложным сценарием.
Этап 5. Анализ полученных в ходе деловой игры результатов. 5.1. На основе тактики, применяемой каждой группой при вы-
делении затрат на рекламную деятельность, участники деловой иг-ры решают, как исследуемые качества личности влияют на ста-бильность затрат; на степень неожиданности принимаемых реше-ний; на итоговый результат эффективности работы каждой группы.
5.2. Основываясь на данном обсуждении, каждый участник де-ловой игры должен написать сопроводительную записку и ответить на следующие вопросы.
1. В каких ситуациях в торговой практике полезную (вредную) роль играет повышенная и пониженная выраженность каче-ства личности или тип темперамента?
2. В каких торговых профессиях лица с этими данными имеют большую вероятность успешной трудовой деятельности?
5.3. Разбор результатов деловой игры может быть продолжен в направлении темы «Экономические методы управления торговлей».
Участникам деловой игры предлагают сделать расчет экономи-ческого эффекта при полном отсутствии затрат на рекламную дея-тельность в каждом магазине. На основе этого расчета можно сде-лать вывод, что минимизация затрат на рекламу при стабильности товарного рынка позволяет повысить эффективность функциониро-вания торговых предприятий.
В связи с этим перед аудиторией ставятся два вопроса.
1. Целесообразно ли заключить соглашение между тремя мага-зинами о сокращении затрат на рекламу до возможного ми-нимума путем введения лимитов затрат?
2. Если это соглашение целесообразно с народно-хозяйственной точки зрения, то заинтересован ли каждый магазин в его вы-полнении?
5.4. На примере данной ситуации следует дать участникам дело-вой игры понятие о «неустойчивом соглашении», т.е. соглашении, которое с логической точки зрения выгодно всем его участникам, но в то же время каждому участнику выгодно его нарушить при условии, что другие стороны его выполняют. Это приводит к тому, что стороны соглашения вынуждены действовать нелогично, вопре-ки своим экономическим интересам. Разбор ситуации можно про-должить и на примере договорных отношений торговли с постав-щиками товаров народного потребления.
5.5. Следует на конкретных примерах показать, что «неустойчи-вое соглашение» можно перевести в «устойчивое» только двумя способами:
1) путем централизованного управления всеми сторонами со-глашения;
2) на основе введения штрафных санкций, минимальная вели-чина которых равна максимальному экономическому эффек-ту, который получает сторона, нарушившая соглашение, при условии, что другие стороны его соблюдают.
Задание 9.3
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: розничное торговое предприятие осуще-ствляет торговлю овощной продукцией. На одном рабочем месте продавца продаются нефасованные корнеплоды, картофель, зелень, квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры. Продавец пакует товар и взвешивает. Какие нарушения допущены в организации продажи плодоовощной продукции? Какой информационный мате-риал необходим менеджеру для принятия правильного решения?
Задание 9.4
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: одну из холодильных камер универсам предназначил для хранения мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, кулинарных изделий. Товар перекладывается из тары по-ставщика в тару магазина и хранится на стеллажах.
Какие нарушения допущены магазином в организации хранения товаров? Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия правильного решения? Какие меры должен принять менеджер, чтобы обезопасить товары в процессе хранения при дан-ной ситуации?
Задание 9.5
Цель задания: принять правильное решение.
Содержание ситуации: в магазин кондитерских изделий торты поступают из кондитерского цеха ПБОЮЛ «Бартель Л.Н.» в лотках с плотно прилегающими крышками. Поставщик-изготовитель пре-доставляет при этом магазину картонные коробки в расчете на не-сколько партий тортов.
Какие ошибки допущены менеджером в организации поставки тортов? Условия какого нормативного документа нарушают сторо-ны договора купли-продажи? Какие действия должны быть пред-приняты менеджером для устранения недостатков?
Задание 9.6
Цель задания: принять правильное решение.
Содержание ситуации: в магазин, осуществляющий торговлю хлебобулочными изделиями, хлеб поступает в металлической и пла-стмассовой многооборотной тарах с плотно прилегающими крыш-ками. В магазине подсобный рабочий часть батонов разрезает на половины и четвертины. Хлеб продается методом самообслужива-ния. Продавец упаковывает товар и производит расчет с покупате-лем. Дайте оценку правильности организации процесса обслужива-ния покупателей. Какие действия должен предпринять менеджер для устранения недостатков в его организации? Какой нормативный материал необходим менеджеру для принятия правильного решения?
Задание 9.7
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: в универсаме организован цех для фасов-ки под вакуумом мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, а также кондитерских изделий. Какие нарушения условия безопасно-
сти услуг и организации труда допускает магазин? Какие решения должен предпринять менеджер? Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия правильного решения?
Задание 9.8
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: на оптовом продовольственном рынке ПБОЮЛ «Петров И.И.» осуществляется торговля мясом, непотра-шеной птицей, яйцами, весовым творогом и сметаной. Какие на-рушения допущены в организации торгового процесса? Какой ин-формационный материал необходим администрации рынка для принятия административного решения?
Задание 9.9
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: в магазин парфюмерно-косметических товаров 23 декабря поступила партия импортной губной помады со сроком годности до 25 декабря. Менеджер принял эту партию и передал товар в торговый зал, где имелся остаток этого товара от предыдущей партии. Дайте оценку правильности действий менед-жера в этой ситуации. Каким информационным материалом дол-жен руководствоваться менеджер в этой ситуации? Какие могут быть варианты решения менеджера?
Задание 9.10
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: покупатель приобрел бутылку алкоголь-ной продукции. При употреблении было установлено, что продук-ция некачественная (осадок, резкий запах и др.). Покупатель упот-ребил 0,25 емкости бутылки. Кассовый чек он не сохранил. Поку-патель потребовал от продавца замены товара или возврата его стоимости. Продавец отказался удовлетворить требование покупа-теля. Определите права покупателя и обязанности продавца в этой ситуации. Каковы должны быть действия менеджера в этой ситуа-ции? Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 9.11
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: розничная торговая организация органи-зовала в летнее время продажу продовольственных товаров, для че-
го установила автоприцеп в зоне отдыха. Ассортимент включал ал-когольные и безалкогольные напитки, чипсы, кондитерские товары. Родители попросили сына четырнадцати лет купить воду, сок, чип-сы и вино. Мальчик выполнил просьбу, но вместо вина купил вод-ку в полистироловом стакане. Кассовый чек мальчику не дали. Ка-кие нарушения в организации торговли допустил менеджер магази-на? Какие нарушения допустил продавец при отпуске товаров? Ка-кой информацией должен руководствоваться менеджер при устра-нении нарушений в организации продажи товаров? Каковы должны быть действия менеджера?
Задание 9.12
Цель задания: принять правильное решение в конкретной ситуации. Содержание ситуации: покупатель приобрел в магазине электро-
товаров «Свет» холодильник отечественного производства с гаран-тийным сроком 2 года. На втором году эксплуатации холодильник загорелся. Пострадало имущество покупателя (шторы, кухонная мебель, утварь). Покупатель обратился в магазин с требованием о замене холодильника на новый и денежной компенсации поне-сенного убытка. Дайте оценку правильности иска покупателя. Ка-ковы должны быть действия менеджера в этой ситуации? Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 9.13
Цель задания: принять правильное решение в конкретной ситуации. Содержание ситуации: в продовольственном магазине продавец
отпускает товар в упаковке магазина (в полиэтиленовых пакетах). Стоимость пакетов он включает в стоимость покупки. Покупатель отказался оплачивать стоимость пакетов и потребовал предъявить сертификат на упаковочный материал. Возникла конфликтная си-туация. Какие действия должен предпринять менеджер для ее раз-решения? Каким информационным материалом менеджер должен руководствоваться при разрешении конфликта?
Задание 9.14
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: покупательница купила 7 мая в магазине «Мода» для подарка блузку. До того как вручить подарок, она обна-ружила, что блузка имеет производительный дефект. Учитывая, что покупательница сохранила чек на покупку, она 11 мая вновь обра-тилась в магазин с просьбой поменять блузку на более качествен-ную или вернуть деньги, однако таких блузок уже не было, а деньги
администрация за покупку отказалась вернуть. Права ли в данной ситуации администрация магазина? Какой информационный мате-риал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 9.15
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: продовольственный склад Москвы дол-жен обеспечить доставку макаронных изделий и крупы в магазины города. Какими исходными данными надо руководствоваться ме-неджеру склада для установления маршрутов при доставке товара? Какой информационный материал необходим менеджеру для при-нятия решения?
Задание 9.16
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: в универсам поступили торты. По доку-ментам значится «Прага» — 26 шт.; «Птичье молоко» — 20 шт. При приемке оказалось: «Прага» — 20 шт.; «Птичье молоко» — 26 шт. Каковы действия менеджера в данной ситуации? Какой информа-ционный материал необходим менеджеру для принятия решения? Какие могут быть варианты решений менеджера?
Задание 9.17
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: продовольственный склад получил пар-тию товара от хладокомбината на сумму 122 300 руб. При приемке оказалась недостача товара на сумму 22 500 руб. Каковы должны быть действия менеджера в данной ситуации? Какой информаци-онный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 9.18
Цель задания: принять правильное решение в конкретной ситуации. Содержание ситуации: универмаг имеет сложившиеся хозяйст-
венные связи с производственным предприятием ЗАО «Женская мода». Однако производственное объединение на 2006 г. и даль-нейшую перспективу отказалось от поставок своей продукции уни-вермагу, мотивируя тем, что оно должно в первую очередь обеспе-чить поставки в свои фирменные магазины «Женская мода». Обос-нованны ли действия поставщика? Что надо предпринять менедже-ру универмага, чтобы сохранить сложившиеся хозяйственные свя-зи? Какой информационный материал необходим менеджеру?
Задание 9.19
Цель задания: принять правильное решение в конкретной ситуации. Содержание ситуации: магазин «Детский мир» согласно догово-
ру поставки с производственным предприятием по пошиву детской одежды должен был получить в IV квартале 2005 г. верхней одежды для девочек на сумму 987 тыс. руб. Фактическая поставка на 01.01.06 г. составила 725 тыс. руб. Каковы действия менеджеров коммерческой службы универмага? Какой информационный мате-риал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 9.20
Цель задания: принять правильное решение в конкретной ситуации. Содержание ситуации: по договору поставки универмага с три-
котажным производственным предприятием в I квартале 2005 г. универмагом должно быть получено трикотажных изделий в ассор-тименте на сумму 240 тыс. руб. равными партиями в 1-й декаде ка-ждого месяца. Фактически поставщик поставил трикотажные изде-лия 16.01.05 г. на сумму 50 тыс. руб.; 23.02.05 г. — 50 тыс. руб.; 27.03. 05. г. — 140 тыс. руб. Отразится ли на работе универмага и на обслуживании покупателей подобное распределение объема постав-ки товаров по месяцам I квартала? Если да, то что следовало пред-принять менеджеру? Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 9.21
Цель задания: показать роль информационного материала для принятия правильного решения.
Содержание задания: объединение магазинов «12 месяцев успе-ха» провело реконструкцию одного из универсамов, увеличив его торговую площадь до 400 м2. При оснащении магазина новым обо-рудованием возник вопрос: какова должна быть установочная и вы-ставочная площадь и площадь покупателей? Какой информацион-ный материал необходим менеджеру для подготовки правильного решения вопроса?
Задание 9.22
Цель задания: принятие правильного решения в конкретной си-туации.
Содержание ситуации: руководителю отдела организации тор-говли ОАО «Перекресток» поручено провести анализ эффективно-сти магазинов самообслуживания, входящих в сеть торговых пред-приятий ОАО. Возникли вопросы: какие методические приемы и показатели можно использовать при расчете эффективности само-обслуживания? какой информационный материал необходимо иметь для расчетов?
Задание 9.23
Цель задания: усвоение терминов, характеризующих процесс принятия решения в рыночных условиях.
Содержание задания: назовите десять понятий, которые следует знать, принимая решения в условиях рыночных отношений хозяй-ствующих субъектов. Осуществляя «бег по кругу», необходимо иметь в виду, что первая буква каждого слова располагается в кружочке, отмеченном стрелочкой. Движение осуществляется строго по часо-вой стрелке.
1
10 2
9 3
8 4
7 5
6
1. Проверка соблюдения конкретных процедур, норм или правил деятельно-сти. 2. Структурное подразделение хозяйствующего субъекта. 3. Место купли-продажи товаров и услуг. 4. Принятие определенного варианта решения. 5. По-требность в материальных благах и услугах. 6. Помещение для демонстрации и продажи товаров. 7. Государственный сбор. 8. Признанный обязательным поря-док организации дела. 9. Объект купли-продажи. 10. Побудительная причина для разработки решения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.