Тема: Интегрированный открытый урок по развитию речи и счету в 8 специальном коррекционном классе по программе АООП (вариант 2)
«Сюжетно-ролевая игра «МАГАЗИН».
Цель: формирование социального опыта обучающихся средствами игровой деятельности.
Задачи:
· Коррекционно–образовательные: способствовать развитию представлений о продовольственном магазине, видах отделов в продовольственном магазине, видах товаров, закреплять умения считать стоимость продуктов на калькуляторе, производить расчет денежных единиц.
· Коррекционно–развивающие: коррекция и развитие логического мышления, внимания, культуры речи, памяти; способствовать выработке умений и навыков при покупке товаров и расчета за него; расширять кругозор.
· Коррекционно–воспитательная: воспитание культуры поведения
· Оборудование:
Медиапроектор; конверты с буквами (М А Г А З И Н), карточки с названиями видов магазинов, карточки с названиями отделов продовольственного магазина, столы-прилавки двух отделов (молочного, овощного), продукты, ценники, корзины для покупателей,
касса, бумажные и металлические денежные знаки, калькуляторы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Психологический настрой. «КРУГ ДРУЖБЫ»
- Здравствуйте, ребята. Как прекрасно, что мы все сегодня собрались. Приглашаю вас в круг дружбы. (Все учащиеся встают в круг в центре класса).
- Давайте еще раз поздороваемся.
* Поздоровайтесь как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки);
* Поздоровайтесь как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа);
*Поздоровайтесь, хлопнув друг друга по ладони;
- Ребята, у нас на уроке гости. Поэтому поприветствуем наших гостей улыбками.
- Рассчитайтесь на 1, 2.
Обучающиеся делятся на 2 команды.
II. Введение в тему
- Ребята, у каждой команды на столах лежат квадратики.
Составьте квадратики от большего числа к меньшему числу и прочтите слово по буквам. МАГАЗИН (1 команда), ПРОДУКТЫ (2 команда)
- Как можно связать эти два слова: МАГАЗИН и ПРОДУКТЫ?
- В каком магазине можно приобрести продукты?
В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ.
( произнести шепотом - 1 команда, громко – 2 команда)
III. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы отправимся с вами в продовольственный магазин, познакомимся с отделами продовольственного магазина; узнаем, какие продукты можно купить в отделах этого магазина и сами купим продукты и подсчитаем стоимость товаров, которые купит каждая команда.
IV. Объяснение нового материала.
1) МАГАЗИН - помещение, в котором осуществляется торговля. Слайд 1.
Всё что продаётся и покупается в магазине, называется - ТОВАР. Слайд 2.
-Как называется помещение для торговли? МАГАЗИН. 1 команда.
- Что можно купить в магазине? ТОВАР. 2 команда.
2) Работа по теме:
- А теперь давайте посмотрим, как расположен товар в продовольственном магазине по отделам.
-Посмотрите на экран.
Слайд 3: В хлебном отделе продается хлеб и булочные изделия. Как он называется? ХЛЕБНЫЙ ОТДЕЛ.
Слайд 4: В молочном отделе покупают молоко, сметану, сливочное масло, сыр, творог, яйца, кефир. Как он называется? МОЛОЧНЫЙ ОТДЕЛ.
Слайд 5: Продажа овощей и фруктов. Как он называется? Овощной отдел.
Слайд 5: В каком отделе продается свежее мясо, мясной фарш, битая птица: утки, куры, гуси, индейка? Как он называется? МЯСНОЙ ОТДЕЛ.
Слайд 6: На витрине следующего отдела вы увидите десятки сортов различных конфет. Там же продают печенье, вафли, халву, пирожные, торты, варенье, джемы и фруктовые компоты. Как он называется? КОНДИТЕРСКИЙ ОТДЕЛ.
Слайд 7: В каком отделе можно купить свежую рыбу. Как он называется? РЫБНЫЙ ОТДЕЛ.
Слайд 8: Бакалейный отдел.
V. Словарная работа.
Слово бакалея означает «гляди и бери», «товар на виду». Это самый разнообразный отдел магазина. В нем продаются такие товары: рис, гречка, пшено, макаронные изделия, а так же соль, сахар, мука, чай, кофе, растительное масло, соки, воды, специи, консервированные продукты, компоты из фруктов.
Слайд 9: Запомните это слово: БАКАЛЕЯ – скажем хором, по слогам.
VI. Закрепление изученного материала
-Что можно приобрести в продовольственном магазине? (различные продукты)
Игровая ситуация 1,2 команды.
Сейчас мы проверим, как вы усвоили, какие продукты должны продаваться в том или ином отделе. Игра называется: «Расставь товар по полкам». На доске висят карточки с названием отделов продовольственного магазина, вы должны выбрать товар, который находится у меня в руке и определить его в соответствующий отдел магазина. ( По одному объясняют, в какой отдел они прикрепят картинку и почему.)
- Молодцы вы отлично справились с этим заданием.
Просмотр мультфильма
Ну а сейчас мы посмотрим мультфильм.
- Запомните, в каких отделах брала товар девочка?
- Назовите, какой товар купила девочка?
Просмотр видеоролика Песенка - Магазин (мультфильм)
- Перечислите отделы, в которых брала товар девочка?
- Какой товар она покупала?
VII. Физминутка
А теперь мы с вами немного разомнемся.
Введение в ролевую игру.
А теперь, ребята, мы с вами тоже отправимся в продовольственный магазин. А что нужно иметь с собой, чтобы купить товары в магазине? Деньги, сумки. Вот вам кошельки и сумки. Ребята, посмотрите в кошельки. Какие бывают деньги? МЕТАЛИЧЕСКИЕ И БУМАЖНЫЕ.
- покажите самую мелкую монету, назовите ее.
- покажите самую крупную купюру, как она называется? а теперь другую, назовите ее. - Какая купюра больше 100 или 50?
- А еще, ребята, некоторые люди, перед тем как идти в магазин, пишут список товаров, которые надо купить. Я вам тоже раздам карточки товара, который вы купите в магазине.
Ребята, давайте вспомним, как девочка ходила в магазин и кого она встретила.
Взяла корзину.
Пошла покупать товар. Кто продает товар в магазине? Продавец.
Дальше девочка отдавала деньги за товар на кассе. Кто работает на кассе? Кассир.
Девочка поставила корзину на место.
А теперь выберем продавца и кассира. Выбранные занимают рабочие места, одевают форму.
А остальные будут покупателями.
Давайте повторим:
- как называются работники магазина, которые продают товар? ПРОДАВЕЦ.
- как называются люди, которые приобретают товар? ПОКУПАТЕЛЬ.
- Мы с вами являемся покупателями и должны уметь правильно вести себя в магазине.
- Давайте вместе вспомним правила поведения.
Правила поведения в магазине.
При входе в магазин выходящих людей нужно…(пропустить).
К продавцу обращаемся… (вежливо: «будьте добры», «дайте пожалуйста», «мне…»).
Если продавец занят, нужно ………… (подождать).
В магазине нельзя громко…(разговаривать, шуметь).
Если в магазине народ, то мы должны соблюдать…(очередь)
Рыба, карась, игра началась.
Внимание, внимание, наш магазин открывается.
Команды выходят за двери. (Первым идет учитель, показывает детям, как покупать товар). подходят к прилавку, выстраивается очередь. Дети покупают товар.
Сценка с нарушителем дисциплины 1 команда. 2 команда сценка с вежливым покупателем. Диалог с детьми. Покупают товар, расплачиваются у кассы. Проходят на свои места.
Внимание, внимание, наш магазин закрывается.
Ребята, давайте сосчитаем, сколько денег потратила на покупку товаров каждая команда. Подсчитывают стоимость купленных товаров.
А теперь сравним, какая команда потратила денег на покупку товаров больше?
VIII.Итог урока.
Ребята, закончилась наша игра.
– Где продают продукты?
- Какой товар купил Никита?
- В каком отделе магазина купил товар Андрей?
- Люда, что нового ты научилась делать?
- Матвей, понравилась ли тебе работать кассиром?
- Урок окончен. Вы справились со всеми заданиями. Спасибо за урок!
Используемая литература:
1. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.
2. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 7 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2014. Миронюк З.Н., Ивершина Н.А. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс.
3. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2014.
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.