Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
____________З.И.Яндиева |
Тема: Общее строение скелета. Осевой скелет.
Цели: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать сходство и отличие скелета человека и животного.
Задачи.
ü Обучающие — познакомиться с основными отделами скелета человека их строением и функциями, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
ü Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
ü Воспитывающие – воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
1.Как называется система органов, куда относится скелет?
2.Какую функцию выполняет скелет человека?
3.Какое количество костей в скелете человека?
4.Какие вы знаете типы костей? Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. (Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)
5.За счет чего кость растет в длину?
6.За счет чего кость растет в толщину?
7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?
8.Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)
III. Знакомство с темой урока
Учащимся предлагается поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую. Это удаётся только с одной из кукол.
– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? ( Она мягкая. У неё нет опоры.)
Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.
– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.
IV. Изучение нового материала
1. Общее строение скелета (рассказ учителя, вычерчивание схемы)
Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих связок.
2. Череп (работа с учебником, заполнение таблицы «Скелет человека»)
Историческая справка: Голова всегда считалась священной частью тела. Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей. Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.
В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.
К лицевому отделу черепа
относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму
носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между
собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и
вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и
членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к
которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.
Окружность головы
У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.
Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.
3. Позвоночник (рассказ учителя, работа с картинками)
– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.
У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.
Как у всех млекопитающих,
в шейном отделе позвоночника человека семь
позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков.
Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что
первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного
позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости
вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем
отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани.
Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо
поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника.
Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер
с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер
оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют
грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный
отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно
массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих
одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, токрестцовый неподвижен и очень
прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника — копчик. Он со¬стоит из 4—5 сросшихся
маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной,
поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).
Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.
Учитель:
– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?
Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков (рассматривание позвонков картинках)
Вопросы к учащимся:
– Зачем у позвонков зубцы?
– Зачем внутри отверстие?
– Каково значение позвоночника?
Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.
Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно): позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.
Учитель: Позвоночник состоит из 7 шейных ,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и
4-5 копчиковых позвонков.
– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.
Учитель: Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:
“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна. Двенадцатый подвиг)
– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)
4. Грудная клетка (рассматривание рёбер на картинках)
– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)
– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)
– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)
Прощупывание рёбер и грудины у себя.
Вывод(учащиеся формулируют самостоятельно): кости рёбер защищают внутренние органы.
Части тела |
Отделы скелета |
Кости скелета |
Особенности скелета человека |
Голова (скелет – череп) |
Мозговой от- дел (черепная коробка) |
Парные кости: теменные и височные. Непарные кости: лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная. |
Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3. |
Лицевой отдел черепа |
Парные кости: верхняя челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные. Непарные кости: нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость. |
Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью. |
|
Туловище (скелет) |
Позвоночник |
7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 пояснич- ных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых. |
S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста. |
Грудная клетка |
12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудная кость. |
Сжата в переднезаднем направлении. |
V. Закрепление
Ø Работа в парах заполнение кроссворда;
VI. Подведение итогов, выставление оценок
Составление синквейна
скелет
осевой добавочный
поддерживает защищает хранит
обеспечивает опору в живых организмах
VII. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.