Тема: «Проработка затруднений обучающихся при выполнении заданий ВПР по истории»
Елькина Наталья Николаевна,
учитель истории, обществознания
МБОУ «Нововаршавская гимназия»
Нововаршавского муниципального района
Омской области
История это, безусловно, наука о прошлом людей, но если быть более точными то: в первую очередь история - это гуманитарная наука, которая занимается изучением прошлого, описанием настоящего и пророчеством будущего. Это предмет, который вызывает интерес у ребят. В тоже время даты, события, персоналии это все сложно для восприятия учащимися. И когда проходят итоговые работы, ВПР, сдача государственной аттестации мы получаем не тот результат, который ожидали, то очень огорчаемся. И именно с такими трудностями я столкнулась в процессе своей работы. Анализ ВПР по истории показал, что у большинства обучающихся не сформированы следующие умения:
1. работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
2. определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
3.осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
4. использовать историческую карту как источник информации;
5.устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
На основе анализа полученных результатов я вышла на основные причины их породившие:
1. низкая мотивация обучающихся;
2. не внимательное прочтение инструкции к каждому типу заданий;
3. учащиеся не умеют применять знания на практике;
4. ограниченный словарный запас;
5. отсутствие осмысленного чтения.
В связи с этим, для решения выявленных проблем мною было принято решение отрабатывать западавшие умения, можно применять на всех этапах урока:
1. на этапе актуализации новых знаний;
2. на этапе объяснения нового материала;
3. на этапе организации проверки выполнения домашнего задания;
4. на этапе закрепления изученного материала;
5. на этапе рефлексия;
6. на этапе получения домашнего задания.
Например, задания для 6 класса по истории для отработки умения работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Задания разработаны, по теме: «Становление древнерусского государства». Данный тип задания можно использовать на этапе организации проверки выполнения домашнего задания или на этапе закрепления изученного материала.
1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Перечень событий (процессов)
А) Походы князя Святослава |
Б) Захват Киева князем Олегом |
В) Поход князя Игоря на Византию 941 год |
Г) Сбор дани у древлян |
1) 2)
3) 4)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
4 |
1 |
3 |
2 |
Следующее задание направленно на отработку умения объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов
2. С каким из данных событий (процессов) связано слово «полюдье»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «полюдье».
Перечень событий (процессов)
А) Походы князя Святослава |
Б) Захват Киева князем Олегом |
В) Поход князя Игоря на Византию 941 год |
Г) Сбор дани у древлян |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Буква, которой обозначено данное событие (процесс), — Г;
2) Объяснение смысла слова «полюдье», например: ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани, с поздней осени до ранней весны.
Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках.
Данный тип задания можно использовать на этапе закрепления изученного материала или на этапе рефлексия.
При отработке затруднений с понятийным аппаратом, также использую кроссворды, исторические диктанты и задания на соответствие.
Третье задание направленно на отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задание.
Перечень событий (процессов)
А) Походы князя Святослава |
Б) Захват Киева князем Олегом |
В) Поход князя Игоря на Византию 941 год |
Г) Сбор дани у древлян |
Используя знание исторических фактов, объясните, почему выбранное вами событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны. (Ответ зависит от выбранного события).
Выполняя такие задания, учащиеся учатся мыслить, анализировать, применять свои знания на практике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.