Тема: «Социально – психологическая компетентность педагогических работников СПО»
Оценка 4.7

Тема: «Социально – психологическая компетентность педагогических работников СПО»

Оценка 4.7
docx
08.12.2021
Тема: «Социально – психологическая компетентность  педагогических работников СПО»
ПСИХОЛОГИЯ.docx

Введение.

Познавательные процессы личности и их развитие в процессе учебы имеет большое значение и актуальность в наше время поскольку, познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно полное, достоверное и надежное осуществлять образовательный процесс ПТУЗ. 

Цель работы: определить и изучить познавательные процессы личности и их развитие в процессе учебы в ПТУЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Социально – психологическая компетентность  педагогических работников СПО»

Основная часть.

Психические познавательные  процессы личности представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь.

Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.

К числу особенностей ощущений относятся:

а) адаптация - приспособление органов ощущений (глаз, слуховых анализаторов и др.) к силе действующих раздражителей. Она может проявляться как полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителя или как повышение или понижение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя;

б) сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, ощущение ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она также может развиваться и с помощью специальных упражнений (у музыкантов – слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельная и вкусовая и т.д.);

в) зависимость силы ощущений от силы раздражителя. При этом если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то сила ощущений - только в арифметической;

г) явление контраста - различное ощущение одного и того же раздражителя в зависимости от опыта или одновременного действия другого раздражителя. Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают ее;

д) последовательные образы - продолжение ощущений после прекращения действия раздражителя.

Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Наиболее важной особенностью восприятия выступает активность (восприятие объективной действительности в результате взаимодействия с ней), постоянство (непрерывность процесса восприятия), апперцепция (зависимость восприятия от опыта и личностных качеств человека).

К основным характеристикам восприятия относятся: предметность (полнота формирования конкретного предмета или явления), осмысленность (восприятие предметов и явлений с учетом их смысла для человека), целостность (дополнение сознанием отсутствующих деталей объективного мира), избирательность (восприятие только нужных предметов и явлений).

Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению, реализующее сигнальную, регулирующую и надстроечную функцию психики человека.

Сигнальная функция является важнейшей. Благодаря ей любые представления сигнализируют о конкретных явлениях воспринимавшейся ранее действительности. Ее отличительной особенностью является то, что в них сигнальное значение приобретает не только свойство (например, форму), но и все другие характеристики предмета.

Сущность регулирующей функции заключается в отборе информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств человека, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря ей актуализируется именно та информация, которая нужна в данный момент времени.

Надстроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Воображение - являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов.

В целом воображение можно рассматривать как изменение и преобразование человеком своих представлений с использованием соответствующих мыслительных процессов. Один из них, например, позволяет соединять в одном воображении вычлененных из различных объектов их отдельных частей или элементов и создание таким путем образа, не существующего в природе предмета (сфинкс у древних египтян, кентавр у греков и др.). Другой дает возможность мысленно усиливать или уменьшать отдельные свойства и качества, придавая им несоразмерно большее значение в характеристике созданных образов (смелость льва или трусость зайца). Третий позволяет создавать конкретный образ на основе обобщения черт, наблюдавшихся у ряда схожих объектов (образ учителя, ученика, медицинского работника и др.).

К основным видам воображения относятся произвольное (активное) воображение, проявляющееся на основе волевых усилий человека, и непроизвольное (пассивное) воображение, возникающее вне волевых усилий и зачастую носящее признаки фантазий. В то же время произвольное воображение делится на два самостоятельных подвида - воссоздающее, которое на основе словесного описания, рисунка, схемы и т.д. позволяет создать невоспринимавшиеся ранее объекты, и творческое, создающее абсолютно новые образы. К числу видов воображения относят также и мечту - создание образа чего-то желанного для человека.

Мышление - рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Так если, например, в восприятии внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств (цвет, форма, направление движения), то в мышлении выделяется лишь самое существенное в них (например, взаимные связи и отношения), что необходимо для решения конкретной мыслительной задачи.

Мышлению человека присущ ряд особенностей, отличающих его от других психических познавательных процессов. Во-первых, оно имеет опосредованный характер, опирается на уже имеющиеся у человека знания законов природы, общества и др., исходит из предметного отражения мира (но не сводится к нему). К тому же мышление осуществляется в отвлеченном и обобщенном виде, использует преимущественно словесную форму обозначения предметов или явлений, органически связано с практической деятельностью человека.

К числу мыслительных операций относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция

В  психологической науке принято выделять четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений). Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений) и отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление. Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.

Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.

В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.

О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений  предметов и  явлений объективного и субъективного мира).

Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.

 

Вывод.

Познавательные процессы личности и их развитие в процессе обучения  осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / М.: Наука, 1980.

2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. /- М.: Педагогика, 1989.

3. Браунер Д.Ж.  Психология познания / - М.: Прогресс, 1977

4. Ильясов, И.И. Структура процесса обучения / - М.: Изд-во МГУ, 1986.

5. Осинская, В.Н. Активизация познавательной деятельности Киев: Рад. шк., 1984


 

Введение . Познавательные процессы личности и их развитие в процессе учебы имеет большое значение и актуальность в наше время поскольку , познавательные психические процессы поставляют…

Введение . Познавательные процессы личности и их развитие в процессе учебы имеет большое значение и актуальность в наше время поскольку , познавательные психические процессы поставляют…

Тема: «Социально – психологическая компетентность педагогических работников

Тема: «Социально – психологическая компетентность педагогических работников

При этом если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то сила ощущений - только в арифметической; г) явление контраста - различное ощущение одного и того…

При этом если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то сила ощущений - только в арифметической; г) явление контраста - различное ощущение одного и того…

Сигнальная функция является важнейшей

Сигнальная функция является важнейшей

К основным видам воображения относятся произвольное (активное) воображение, проявляющееся на основе волевых усилий человека, и непроизвольное (пассивное) воображение, возникающее вне волевых усилий и зачастую носящее…

К основным видам воображения относятся произвольное (активное) воображение, проявляющееся на основе волевых усилий человека, и непроизвольное (пассивное) воображение, возникающее вне волевых усилий и зачастую носящее…

Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений)…

Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений)…

психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.

психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.

Вывод. Познавательные процессы личности и их развитие в процессе обучения осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий…

Вывод. Познавательные процессы личности и их развитие в процессе обучения осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий…

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021