Конспект урока
по предмету «Математика»
2 класс
Тема: таблица сложения и вычитания числа 7 с переходом через десяток. Составление и решение задач по схематическим записям их условий.
Цель:
- закрепить таблицу сложения и вычитания числа 7 с переходом через десяток; формировать навыки составления и решения задач; совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое и творческое мышление.
- воспитывать коллективизм, любознательность, ответственность.
Тип урока: комбинированный ( урок - путешествие).
Оборудование: карта сказочного леса, краткие записи условия задач (2 шт.), рисунки «Зайчик», «Красная шапочка», «Волк», «Автомобиль», индивидуальные карточки (2 шт.), наглядность к логическим задачам, домик числа 7, демонстрационная карточка цифры 7, плакат к игре «Зайчонок», таблица сложения и вычитания числа 7 с переходом через десяток, фарфоровая сова, ключ к примерам Мудрой совы, геометрический рисунок «Дорисуй котика», маркер.
Литература:
1) Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных учебных заведений/ Ф.М.Ріквінд, Л.В.Оляницька. - К.: Издательский дом "Образование", 2012. - 144 с.
2) Математика: разработки уроков для 2 класу/ Г.П. Яріш, О.В. Мочула. - Тернополь-Харьков: Утро, 2012. - 432 с.
3) Предметные недели из математики в начальной школе/ Л.С. Сухарева - Х.: Издательство "Утро", 2010. - 144 с.
Хронометраж урока
1. Организация начала урока - 2 мин.
2. Проверка выполнения учениками домашнего задания практического характера - 5 мин.
3. Проверка ранее усвоенных знаний - 5 мин.
4.Сообщение темы, цели и задач урока - 1 мин.
5. Восприятие и осознание учениками нового материала - 5 мин.
6. Осмысление знаний - 9 мин.
7. Обобщение и систематизация - 10 мин.
8. Итог урока - 5 мин.
9. Сообщение домашнего задания - 3 мин.
Структура урока
1. Организация начала урока. Остановка "Золотые ворота"
1.1. Приветствие
2. Проверка выполнения учениками домашнего задания практического характера
3. Проверка ранее усвоенных знаний. "Вход в лес".
3.1. Индивидуальная работа по карточкам.
3.2. Минутка каллиграфии.
3.3. Устный счёт. Игра "Зайчонок". Остановка "Домик Зайки"
4. Сообщение темы, цели и задач урока.
5. Восприятие и осознание учениками нового материала. Остановка "Встреча с Красной Шапочкой".
5.1. Работа с таблицами.
5.2. Решение примеров № 154.
6. Осмысление знаний. «Письмо Мудрой Совы».
6.1. Решение примеров.
6.2. Решение задач. Остановка "Лес задач".
7. Обобщение и систематизация знаний.
7.1. Решение задачи.
7.2. Работа с геометрическим материалом. Остановка "Поляна Волка".
8. Итог урока. «Выход из математического леса».
9. Сообщение домашнего задания.
Ход урока
1. Организация начала урока. Остановка "Золотые ворота" (наглядность: «Карта сказочного леса»)
1.1. Приветствие
Станьте, дети, улыбнитесь.
Земле нашей поклонитесь.
К солнцу дружно потянитесь.
И к соседу повернитесь.
Счастьем с ним вы поделитесь
И на места свои садитесь.
- Сегодня наш урок будет не обычный, мы совершим математическое путешествие в сказочный лес.
- Цель нашего путешествия – пройти все препятствия и показать, как вы научились складывать и вычитать число 7 с переходом через десяток, как умеете решать задачи, примеры и уравнения.
- А путь нам укажет карта.
- Чтобы попасть в этот лес, нужно открыть врата, которые вы видите. Но они закрыты на замок. Интересно, как же нам его открыть?
- Посмотрите, ребята, а ведь рядом с воротами стоит домик, однако он не достроенный. Тут живёт хранитель сказочного - математического леса.
2. Проверка выполнения учениками домашнего задания практического характера
- Ребята, хранитель леса хочет проверить, как вы справились со своим домашним аданием.
- Домой вам были заданы № 142 и № 146.
- Что ж, начнём с № 142. Прочитаем ответы примеров цепочкой.
6+7-4 =9
7+7-5=19
14-6-3=11
15-7+3=11
- Молодцы, а теперь проверим задание под № 146.
- Какие числа мы вставим в таблицу?
13-6=7
11-6=5
12-6=6
14-6=8
15-6=9
7+7=14
4+7=11
5+7=12
9+7=16
8+7=15
- Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились со своим домашним заданием.
3. Проверка раннее усвоенных знаний
3.1. Индивидуальная работа по карточкам (письменно, 2 ученика). Наглядность: индивидуальные карточки
- Сейчас двое из вас получат особое задание. Вот карточки с примерами, когда вы их разгадаете, тогда только мы сможем открыть ворота и войти в математический лес.
3.2. Состав числа 7 (фронтально, устно). Наглядность: домик числа 7, маркер)
- Ребята, а мы, тем временем, поможем хранителю сказочного леса достроить его домик!
-Назовите состав числа 7: (это 1 и 6; 2 и 5;3 и 4;4 и 3;5 и 2; 6 и 1;7 и 0.)
3.3. Минутка каллиграфии. (Наглядность: демонстрационная карточка написания цифры 7)
- Откройте свои тетради и пропишите в них каллиграфично цифру 7.
- Вы все справились с первым препятствием! Что ж, в добрый путь!
3.4. Устный счёт. Игра "Зайчонок". Остановка "Домик Зайки" (наглядность: плакат к игре «Зайчонок», маркер)
- Посмотрите, кто к нам идет на встречу?
- Зайчонок. Он потерялся, и просит помочь ему вернуться к себе в норку.
- Поможем ему?
- Что бы вернуть зайчика домой, нужно провести его по намеченному курсу, зашифрованному примерами, к каждому из которых прилагаются три ответа, и только один из них правильный. Нам необходимо показать стрелочкой правильный путь, решая примеры снизу вверх по стрелочкам.
5 7 2
15 - 8
4 6 3
11 - 7
9 3 7
13 - 6
12 7 9
5 + 7
4 11 16
9 + 7
4. Сообщение темы, цели и задач урока
- Что ж, сегодня мы с вами повторим таблицу сложения и вычитания числа 7 с переходом через десяток, будем составлять и решать задачи по схематическим записям их условий.
5. Восприятие и осознание учениками нового материала. Остановка "Встреча с Красной Шапочкой" (наглядность: рисунок «Красная шапочка», таблицы сложения и вычитания числа 7 с переходом через десяток)
5.1. Работа с таблицами № 147 (фронтально, устно)
- Посмотрите, ребята! Это же Красная Шапочка! Она совсем запуталась со способами сложения и вычитания числа 7 с переходом через десяток. До десяти она хорошо помнит, а вот дальше... давайте покажем ей, и пусть все сказочные жители узнают, как хорошо мы знаем эту тему!
- Что вы видите? (таблицу сложения и вычитания числа 7)
- Прочитайте таблицу сложения числа 7 без перехода через десяток.
- Объясните разные способы сложения и вычитания числа 7 с переходом через десяток.
1+7=8
2+7=9
3+7=10
- А теперь сложнее, будьте внимательны.
4+7= 11, потому что 7+4=1
5+7=12, потому что 7+5=12
6+7=13, потому что 7+6=13
7+7=14 , 7 представляем в виде удобных слагаемых 3 и 4, 7+3=10 и 10+4=14.
8+7=15, 7 представляем в виде удобных слагаемых 2 и 5, 8+2=10 и 10+5=15.
9+7=16, 7 представляем в виде удобных слагаемых 1 и 6, 9+1=10 и 10+6=16.
- Посмотрите на таблицу вычитания числа 7.
8-7=1
9-7=2
10-7=3
11-7=4, потому что 11=4+7
12-7=5, потому что 12=5+7
13-7=6, потому что 13=6+7
14-7=7, 7 представляем в виде удобных слагаемых 4 и 3, 14-4=10 и 10-3=7.
15-7=8 (аналогично, 5 и 2).
16-7=9 (аналогично, 6 и 1).
5.2. Решение примеров № 154 (устно, фронтально, по цепочке)
- Молодцы, а теперь давайте покажем Красной Шапочке, что мы действительно хорошо усвоили эту тему и решим примеры устно цепочкой под № 154 на с. 28.
Физминутка
(наглядность: автомобиль)
- Ребята, вы все молодцы. И наше путешествие продолжается! Я не знаю как вы, но лично я уже устала ходить пешком! Продолжим наше путешествие на автомобиле!
- Для этого нам нужно научиться водить автомобиль!
- Встали все!
Колёсики колёсики, и красивый руль.
Дворники работают, водичка льёт буль-буль.
Включаем зажигание и левый поворот.
На карте расстояние, поехали, вперёд!
- Что ж, теперь мы будем двигаться по нашему сказочному математическому лесу куда быстрее, и сможем узнать куда больше интересного!
6. Осмысление знаний. «Письмо Мудрой Совы» (наглядность: фарфоровая сова)
6.1. Решение примеров (фронтально, письменно, в тетради) Наглядность: ключ к примерам
- Ребята, Мудрая сова принесла нам зашифрованное письмо, в котором числа и буквы. Отгадать, что написано можно, если решим правильно примеры:
(13 - 3) – 2 = 4 + (7 + 7) =
(8 + 2) + 5 = 15 + (10 - 4) =
(19 - 9) – 4 = (15 - 5) + 9=
Ключ к примерам:
8 |
15 |
18 |
21 |
6 |
19 |
А |
Д |
А |
И |
З |
Ч |
- Ответы выражений поставим в порядке возрастания, и получится слово: ЗАДАЧИ. Значит, нам нужно решить задачи, чтобы пройти дальше.
6.2. Решение задач. Остановка "Лес Задач" (устно, фронтально) Наглядность: краткое условие задачи (2 шт.)
- Что бы пройти дальше, нам необходимо решить несколько задач!
- Посмотрите, у нас есть краткое условие задачи. Составьте условие этой задачи, а затем решите её устно.
1 схема
- 5 кг
- 7 кг
- Что вы видите на рисунке? (груши и яблоки)
- Какую задачу мы можем составить по этому условию?
- Мама купила 5 кг груш и 7 кг яблок. Сколько всего фруктов купила мама?
- Что нам известно? (количество груш и яблок)
- Что не известно?
- Общее количество фруктов.
- Можем ли мы его найти? (да)
- Каким действием? (сложением)
- Что получили?
5+7=12 (кг) - фруктов купила мама.
- Какой ответ задачи?
2 схема
- А теперь посмотрите на эту схему. Какую задачу мы можем составить?
- А можем ли мы её решить?
- 4 цв. 11 цв.
- ?
- Что вы видите на рисунке? (цветы)
- Какие? (ромашка и роза)
- Какую задачу мы можем составить по этому условию?
- Бабушка посадила у себя в саду 11 цветов, 4 из них розы, а остальные - ромашки. Сколько ромашек посадила бабушка?
- Что нам известно? (общее количество цветов и количество роз)
- Что нужно найти в задаче? (количество ромашек)
- Можем мы найти, сколько ромашек посадила бабушка?(да)
- Каким действием? (вычитанием)
- Назовите решение задачи. (11-4=5)
- Какой ответ задачи?
7. Обобщение и систематизация знаний
7.1. Решение задачи (письменно)
-Молодцы, вы легко справились с этим препятствием, но у нас ещё есть задача! Первые 5 тетрадей на оценку.
- На одной полке стояло шестнадцать книг, а на другой - на девять книг меньше. Сколько книг стояло на другой полочке?
I – 16 кн.
II - ?, на 9 кн. м.
Решение
16 – 9 = 7 (кн.)
Ответ: 7 книг на II полке.
7.2. Работа с геометрическим материалом. Остановка «Поляна Волка» (устно, фронтально) Наглядность – рисунок волка, геометрический рисунок «Дорисуй котика»
- Ребята, посмотрите, какой красивый волк прибежал к нам! Он так боялся, что опоздает познакомиться с вами, ведь оказывается, уже все герои сказочного леса знают, какие умные ребята посетили их. Волк решил сам убедиться в этом, и принёс вам очень сложное задание. Только решив это задание, мы сможем выйти из леса!
- Посмотрите, на рисунке изображены кошки.
- Сколько всего кошек изображено на рисунке? ( 8)
- Как вы думаете, что нам нужно сделать? (дорисовать 9-ю кошку)
- Посмотрите, уши у всех одинаковы. Их туловища в первом и втором ряду представлены в виде треугольника, квадрата и круга. В третьем ряду туловища двух первых кошек - треугольник и круг, следовательно, туловище 3-й кошки - квадрат.
- Головы кошек так же представлены геометрическими фигурами. Следовательно, голова у недостающей кошки - круг.
- Итак, давайте нарисуем недостающую кошку. Кто выйдет нарисует туловище? А голову? А усики?
8. Итог урока
- Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями. Давайте попрощаемся с жителями сказочного леса. Перед нами стояла цель – пройти сказочный лес, преодолевая все препятствия. Благодаря умениям складывать и вычитать число семь с переходом через десяток, умению решать задачи, примеры, мы справились со своей задачей.
- Какую таблицу мы выучили?
- Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли?
- Какие задания вам больше всего понравились на уроке?
- Повторение таблицы сложения и вычитания числа 7.
Оценивание.
9. Сообщение домашнего задания
- Откройте свои дневники и перепишите домашнее задание с доски. Дома вам необходимо решить № 148, 149.
Объяснение № 148.
- Откройте учебник. Обратите внимание на упражнение №148.
- Вам необходимо решить примеры в тетради с вычитаемым 7.
7-7=
17-10=
11-7=
14-7=
7-0=
15-7=
7+7=
8+7=
13-6=
Объяснение № 149.
- Вам необходимо подобрать нужные числа:
- 4 = 6 - 5 = 7
- Какие это числа? (10, 12)
- Пора нам покидать сказочный лес. Давайте скажем спасибо всем сказочным героям, которые сегодня были с нами. Урок окончен, всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.