Тема урока «Меценатство»

  • docx
  • 21.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК В МУЗЕЕ Меценатство.docx

Тема урока «Меценатство»

Пояснительная записка

   Урок в школьном музее дает возможность учащимся прочувствовать свою сопричастность к истории, к событиям и людям, которых уже не увидишь, с которыми никогда не будет возможности пообщаться вживую.

    Тема «Меценатство» соответствует одному из направлений работы нашего школьного музея «Милосердие». Ребята непосредственно принимали участие в формировании экспозиции данного направления, проводили исследовательскую работу.

    Форма проведения урока – урок-практикум с элементами квеста.

    На уроке ребята расскажут друг другу о волонтёрском движении в школе, направленном на помощь детям из детских домов и онкологических центров, проследят,  как развивалось направление благотворительности и меценатства в России.

   Урок проводится на базе школьного музея «Милосердие».

   Для успешного проведения урока необходима мультимедийная установка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока

Тема: «Меценатство».

Цель: - расширить знания учащихся о благотворительности и меценатстве, проследить историю развития меценатства в России.

Задачи:  - формировать у учащихся нравственные качества личности, сопереживание, толерантность;

              - прививать уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений;

               - воспитывать любовь к своей стране.

 

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, материалы экспозиции в музее.

 

Ход урока:

1.Орг.момент.

Ребята, рада видеть вас на не совсем обычном уроке в школьном музее. Сегодня мы с вами затронем тему, которая каждому из нас очень близка и понятна.

- Как называется наш музей?

Ответ: «Милосердие».

- Какие экспозиции представлены в музее?

Ответ: 2 экспозиции: «Сёстры милосердия» и «Меценаты».

 - Действительно, понятие «милосердие» неразрывно связано с этими экспозициями. Но сегодня подробнее хотелось бы остановиться на теме «Меценатства».

2. Постановка цели.

Эпиграф урока:  «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»(Д.Дидро)

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку.  Как вы думаете, что будет главной целью нашей работы сегодня?

Ответ:…

- Мы сегодня постараемся узнать больше о благотворительности,  меценатстве и меценатах России, а также узнать и найти одного таинственного мецената, которых находится здесь. Чтобы справиться с этой целью,  нужно быть внимательным к деталям, именно здесь кроется ответ.

3.Актуализация знаний.

- Совсем недавно в нашей школе проходила благотворительная акция. Кто напомнит, что это за акция?

Ответ: Благотворительный фестиваль «Центр Добро Ты», во время которого мы собирали «коробки радости» для детей из онкологических центров.

 - Правильно, мы с вами уже 2-ой год участвуем в данном волонтёрском движении. Скажите, пожалуйста, а в чём ещё заключалось наше участие в акции?

Ответ: Мы посетили благотворительную выставку-ярмарку в ЦДТ «На Стопани», где посмотрели концерт, поучаствовали в мастер-классах и купили сувениры, сделанные другими детьми.

- Да, мы действительно посетили это замечательное мероприятие, перед вами на экране фотографии с этого мероприятия.

 - Ребята, а какие чувства вы испытывали, когда собирали подарки для детей?

Ответы:….

- Очень часто помогая кому-то от всего сердца, мы можем испытывать и трепет, и сострадание, и радость от того, что ты можешь согреть своим участием даже незнакомого человека.

4. Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач.

- Ребята, на самом деле традиции меценатства и благотворительности в нашей стране имеют достаточно богатую историю. Вам было дано задание узнать о них, кто может поделиться информацией по вопросу «Откуда берёт своё начало меценатство?»

Ответ: Меценатство — покровительство развитию науки и искусства. Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената) (Gaius Cilnius Maecenas), который был покровителем искусств при императоре Августе (между 74 и 64 8 до н. э.). Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти.

- Все верно, термин «меценат» произошло от имени собственного. А кто расскажет нам о меценатстве в России?

Ответ: Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов, Морозов, Рябушинский, Бахрушин и Третьяковы.

- Но, как известно, эти люди не только собирали памятники искусства, они внесли вклад в развитие образования и медицины, строительстве фабрик и заводов, развитие железнодорожной системы в нашей стране. Ребята, используя источники экспозиции, попробуйте найти благотворителя и мецената, который построил первую железную дорогу в Подмосковье?(время выполнения – 5 минут).

Ответ: Савва Мамонтов, его усилиями была построена одна из первых российских железных дорог – Троицкая, которая соединила Москву и Сергиев Посад. 

- Верно, с первым заданием справились, вся семья этого человека занималась благотворительность, построила школы и больницы для рабочих своих фабрик. Мамонтовы заботились и о досуге своих рабочих, был организован свой театр.

«Для того,  чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты». Как вы понимаете это выражение?

Ответ:…

- Многие меценаты собирали картины, предметы искусства, старины. Такими людьми в Москве были 2 знаменитых брата, как вы думаете, о ком идёт речь? Какой вклад они внесли? Найдите ответ, используя возможности экспозиции (время выполнения – 3 мин.).

Ответ: Братья Третьяковы. Для собранной коллекции в 1874 году Павел построил специальное здание – галерею, открывшуюся для всеобщего обозрения в 1881 году. На следующий год Павел Третьяков передал всю свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

- Много интересно о меценатах и благотворителях можно узнать, посетив наш музей, а также «Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей», который мы с удовольствие посетили и узнали много интересного, некоторые фрагменты нашего посещения вы можете видеть на экране.

Ребята, в нашем музее совсем недавно появился стенд, который рассказывает нам о нас. Что я имею в виду?

Ответ: Данный стенд посвящён развитию благотворительности в нашей школе. В течение 2 лет мы принимаем участие в фестивале «Центр Добро Ты», стараемся помогать тем, кто в этом действительно нуждается.

- Всё верно вы говорите. В этом году мы сотрудничали с фондом «Подари жизнь». А кто помнит, кто возглавляет этот фонд?

Ответ: Актриса Чулпан Хаматова, которая стала современным образцом российского благотворителя и мецената.

 - Она действительно образец для всех нас, имея свою большую семью, Чулпан Хаматова часть своего заработка отправляет на помощь детям с тяжёлыми заболеваниями. Она достойна уважения!  А какую цель мы ставили в начале урока?

Ответ: Найти таинственного мецената, который есть в нашем музее.

- Я хочу дать вам подсказку: этот человек начал свой путь в благотворительность и меценатство с детства, оказывал помощь таким же по возрасту людям, как и он сам, не видя и не зная их лично. Узнавал о том, что им нужна помощь из СМИ и от других людей. Попробуйте найти его, используя все материалы экспозиции (время – 3 минуты).

Ответ: это каждый из нас, все, кто поучаствовал в благотворительном фестивале, кто поделился частичкой души.

5. Итог урока.

- Ребята, вы правы, каждый из нас уже благотворитель, пусть не в масштабах всей страны, а в масштабах школы, но главное – это захотеть помочь и сделать это. Многие меценаты и благотворители были первоначально людьми небогатыми, но их духовное богатство, образованность и благородство помогло другим людям. Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

Ответы….

- Прежде всего, нужно быть человеком. Сенека сказал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Я надеюсь, что наш урок только закрепил в вас желание продолжать помогать нуждающимся людям.

Домашнее задание - узнать о развитии благотворительности и меценатства в 21 веке в России (собрать материал для оформления стенда музея).