Тема урока «Натюрморт из куба, цилиндра и пирамиды»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Натюрморт из Геометрических тел.pptx

Тема урока «Натюрморт из куба, цилиндра и пирамиды»

Задание для 6 Б класса по рисунку.
Выполнить построение натюрморта из куба, цилиндра и пирамиды.

Рисунок

вид искусства и самый древний вид графики. Это средство мышления, познания человеком окружающего мира и образного отражения этого мира, самая высокоразвитая форма человеческого труда. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и является ведущей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок -ядро, главный элемент конструкции любого вида изобразительного искусства

Геометрические тела являются наиболее подходящими объектами для понимания формообразования предметного мира и усвоения принципов их построения в рисунке. Все формы порой не представляется возможным порисовать в силу временных рамок. На основе обучения нескольким гранным формам (куб, призма, пирамида) и формам тел вращения (цилиндр, конус, шар) следует усвоить закономерности формообразования объектов и принципов их изображения.

Куб.

Чтобы избежать механической перерисовки только той части предмета, которую мы видим, любой объект рисования надо изучать со всех сторон, надо понять его конструкцию. На рисунке предмет необходимо строить объемно, изображая и видимые, и невидимые части, определяющие его форму.
Рассмотрим последовательность выполнения рисунка куба
Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе.
1. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу.
С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба

2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.
3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.
4. С помощью светотональных отношений выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.
5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.
6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).

Пирамида имеет одно основание и несколько боковых поверхностей.
В четырёхгранной пирамиде их четыре. Основание – квадрат, боковые поверхности – треугольники.
Начните работу с построения четырёхгранной призмы.
. Определите центры квадратов оснований. Соедините их линией, которая проходит через середину всей формы и связывает вершину пирамиды с центром основания. Далее остаётся провести линии от вершины формы к четырём углам квадрата основания. Основа построения завершена.
Для раскрытия конструкции выполните не менее трёх сечений: два вертикальных, проходящих через серединные линии основания и вершину, и одно горизонтальное – на любой высоте формы и параллельное основанию.
Продолжите работу над объёмом формы тоном.

Четырехгранная пирамида. .

Первый этап рисунка цилиндра — построение основы
Построение цилиндра достаточно простое. Самый сложный этап — изображение раскрытия эллипсов, которые являются основой цилиндра. 
Но для начала нам следует обозначить центральную ось, которая в дальнейшем будет служить основой для построение. Всегда помним о композиции. Уже на этапе построение оси компонуем цилиндр на листе. Рисуем три перпендикулярных линии. Сразу закладываем высоту цилиндра. Верхняя и линия линия будут служить нам ориентирами для верхней и нижней плоскости. 
Пропорционально измеряем ширину цилиндра и рисуем параллельные друг-другу и оси прямые. Эти прямые будут являться гранями цилиндра, задавать его ширину. С помощью такого построения мы сразу обозначили пропорции предмета и следуя им, уже не допустим ошибок.

Цилиндр.

Второй этап рисунка цилиндра — построение эллипсов
Переходим к наиболее сложному и важному этапу рисунка — построение эллипсов. Эллипсы являются основанием цилиндра. На первых этапах проще всего изображать их двумя полудугами, которые соединяются между собой. 
Второй способ — это вписывание окружности в квадрат. Для этого Вам необходимо построить квадраты в соответствии с пропорциональными искажениями. Центральная ось должна быть центром эллипсов и при этом оставаться перпендикулярной им. 
При изображении эллипсов, Вам следует усвоить такое понятие, как раскрытие. Правило — чем дальше эллипс от линии горизонта, тем более он раскрыт (более круглый), чем ближе к линии горизонта, тем он уже. Уделите внимание вращению эллипсов. Возможно, изначально они будут получаться кривыми и волнистыми, только постоянная практика поможет Вам достичь идеальных форм.

Теперь ослабляем уже нарисованные линии, но не слишком сильно. Прежде всего, отделяем друг от друга передний и задний планы цилиндра. Для этого нужно потолще прорисовать линии всех видимых элементов. При этом самые толстые линии будут только на нижних и верхних дугах. Заднюю линию эллипса (видимую) тоже нужно выделить, но не настолько жирно. Главное – чтобы она осталась чёткой. 
Так, нарисованные линии можно разделить на три группы: толстые – на переднем плане, на заднем – тонкие, и практически незаметные вспомогательные линии. 
Окружности основания цилиндра прорисовываются насквозь – невидимые линии (которые должны быть внутри) исчезнут на этапе штриховки. Благодаря этому можно увидеть различия между верхним и нижним основаниями.

Штриховка 
После того, как разобрались с линиями, берём мягкий карандаш и приступаем к тонированию изображения, и так постепенно создаётся объём. Начать стоит с техники диагональной штриховки, и с самых тёмных участков. 
Чтобы грамотно выполнить штриховку и правильно создать объём у фигуры, нужно знать элементы светотени, из которых состоит изображение: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
Блик – самый светлый участок, его штриховать не нужно;
Свет – штриховка очень слабая, едва заметная; 
Полутень – в этом цилиндре будет основным тоном;
Тень – предполагает самую тёмную и плотную штриховку;
Рефлекс – располагается у края предмета, этот тон примерно такой же, как и полутень.
То есть, свет от блика распределяется по поверхности, постепенно переходя в полутень. А за счёт цилиндрической формы начинающему художнику гораздо проще понять логику и последовательность распределения тонов светотени. Самое сложное – штриховка должна быть такой, чтобы переходы между участками светотени были плавными, даже незаметными. 

Свет в целом и создаёт форму геометрического объекта, поэтому от добросовестности и правильности работы напрямую зависит итоговое изображение. Этот этап работы требует сосредоточенности и аккуратности: штриховка должна быть равномерной, поэтому важно периодически следить за соблюдением пропорций и корректной градацией тонов.
Для итогового восприятия рисунка и формирования объёмного пространства не менее важен и фон. Его штриховать не нужно. 
После завершения этапа штриховки стоит проверить свою работу на предмет ошибок. Для этого следует отойти на некоторое расстояние от мольберта (на пару метров) – главное, чтобы рисунок был чётко виден. Правило простое: чем больше рисунок, тем дальше нужно отойти. При такой смене ракурса обнаружатся все допущенные ошибки, как в построении, так и в штриховке. То же самое следует повторить после корректировки работы. 

Практическая часть

Сибилев Роман

Будник Семен

Валиева Милена

Практическая часть

Данхаева Белла

Алиев Равид

Чабак Саша

Практическая часть

Бикушева Дарья

Прокопьев Максим

Можно использовать Интернет-ресурсы:

Построение куба:
https://www.youtube.com/watch?v=IBeG5qS_p1E
Построение цилиндра:
https://www.youtube.com/watch?v=cTsnaRVpad4
Построение Пирамиды:
https://www.youtube.com/watch?v=w4LqMRbdiuw