Урок №18 Класс 9
Дата _________
Тема урока: Практическая работа № 10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с оператором ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.
Метапредметные: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.
Личностные: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.
Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация деятельности учащихся
- Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.
- Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:
Даны три стороны треугольника а,b,c.
Найти его площадь S.
- Остальные учащиеся выполняют следующее задание:
На экране слайд с задачей написанной в виде блок – схемы и на языке Паскаль, но в записи допущены ошибки, учащиеся должны найти эти ошибки и исправить.
- Проверка задания на доске, исправление ошибок.
- Дополнительные вопросы:
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? |
Program (name) |
2. Как записывается раздел описания переменных? |
Var |
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? |
Целые и вещественные |
4. Как записывается оператор присваивания? |
:= |
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? |
Read (readln), write (writeln) |
3. Объяснение нового материала.
Тематический каталог ЦОР. Индексы ЦОР:
262 Демонстрационный пример программы с ветвлениями на Паскале,
263 Сложные логические выражения в программе на Паскале,
264 Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей диалог с пользователем
Логическое выражение:
Простой формой логического выражения является операция отношения:
– < меньше,
– > больше,
– <= меньше или равно,
– >= больше или равно,
– = равно,
– <> не равно.
Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
– not логическое отрицание (НЕ),
– and логическое умножение (И),
– or логическое сложение (ИЛИ),
– xor исключающее ИЛИ
Порядок действий:
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Логические операции
Составим вариант программы определения большего числа из трех.
Нетрудно понять смысл этой программы. Здесь использованы три последовательных неполных ветвления. А условия ветвлений представляют собой сложные логические выражения, включающие логическую операцию and (И). С логическими операциями вы встречались, работая с базами данных и с электронными таблицами.
Напомним, что операция and называется логическим умножением или конъюнкцией. Ее результат — «истина», если значения обоих операндов — «истина». Очевидно, что если А> В и А > С, то А имеет наибольшее значение и т. д. В Паскале присутствуют все три основные логические операции:
and — И (конъюнкция),
or — ИЛИ (дизъюнкция),
not — НЕ (отрицание).
Сложные логические выражения
Обратите внимание на то, что отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки. Так надо делать всегда! Например, требуется определить, есть ли среди чисел А, В, С хотя бы одно отрицательное. Эту задачу решает следующий оператор ветвления:
if (A<0) or (B<0) or (C<0)
then write ('YES') else write ('NO');
Выражение, истинное для отрицательного числа, может быть записано еще и так:
not (A>=0)
Операторные скобки:
Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.
Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
Математическая модель:
Данные: x, y
Результат:
Варианты:
Если x=5, y=8, то max=8
Если x=6, y=1, то max=6
Если x=5, y=5, то max=5
Программа: Блок-схема:
Program Vetv1en;
Var x, y, max: integer;
Begin
Writeln (‘Введите два числа’);
Readln (x, y);
if
x >=y then max:=x
else max:=y;
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
End.
4. Выполнение самостоятельной практической работы.
1. Дано целое число А. Если значение А > 0, то необходимо увеличить его на единицу. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=5, A=-4, A=0.
2. Дано целое число А. Если значение А < 0, то необходимо удвоить его. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=6, A=-10, A=0.
5. Домашнее задание
§ 13, 14 (вопросы после §)
6. Подведение итогов занятия. (Оценить роботы учащихся.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.