Тема урока: Практическая работа № 10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
Оценка 4.6

Тема урока: Практическая работа № 10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».

Оценка 4.6
doc
10.02.2024
Тема урока: Практическая работа № 10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
Урок № 18.doc

Урок №18 Класс 9

Дата _________

Тема урока: Практическая работа № 10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». 

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.

Метапредметные:  сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.

Личностные:  повысить мотивацию к изучению предмета информатики.

Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация деятельности учащихся

 -   Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.

 -  Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:

Даны три стороны  треугольника а,b,c.      

Найти его площадь S.

 

 -   Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

      На экране слайд с задачей написанной в виде блок – схемы и на языке Паскаль, но в записи допущены ошибки, учащиеся должны найти эти ошибки и исправить.

 -   Проверка задания на доске, исправление ошибок.

 -   Дополнительные вопросы:

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

Целые и вещественные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln),  write (writeln)

3. Объяснение нового материала.

Тематический каталог ЦОР. Индексы ЦОР:

262 Демонстрационный пример программы с ветвлениями  на Паскале,

263 Сложные  логические  выражения в программе на Паскале,

264 Демонстрационный пример программы  на Паскале, реализующей диалог с пользователем

Логическое выражение:

Простой формой логического выражения является операция отношения:

         <                    меньше,

         >                    больше,

         <=                  меньше или равно,

         >=                  больше или равно,

         =                    равно,

         <>                  не равно.

Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:

         not     логическое      отрицание    (НЕ),

         and     логическое      умножение    (И),

         or       логическое      сложение    (ИЛИ),

         xor     исключающее  ИЛИ

Порядок действий:                                                                  

Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Логические операции

Составим вариант программы определения большего числа из трех.

Informatika 9 216.3e

Informatika 9 217u

Нетрудно понять смысл этой программы. Здесь использованы три последовательных неполных ветвления. А условия ветвлений представляют собой сложные логические выражения, включающие логическую операцию and (И). С логическими операциями вы встречались, работая с базами данных и с электронными таблицами.

Напомним, что операция and называется логическим умножением или конъюнкцией. Ее результат — «истина», если значения обоих операндов — «истина». Очевидно, что если А> В и А > С, то А имеет наибольшее значение и т. д. В Паскале присутствуют все три основные логические операции:

and — И (конъюнкция),
or — ИЛИ (дизъюнкция),
not  — НЕ (отрицание).

Сложные логические выражения

Обратите внимание на то, что отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки. Так надо делать всегда! Например, требуется определить, есть ли среди чисел А, В, С хотя бы одно отрицательное. Эту задачу решает следующий оператор ветвления:

if (A<0) or (B<0) or (C<0)
 then write ('YES') else write ('NO');

Выражение, истинное для отрицательного числа, может быть записано еще и так:

not (A>=0)

 

Операторные скобки:    

Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: beginend

Конструкция такого вида:

            Begin   <последовательность операторов>  end

            относится к составным операторам.

Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.

Математическая модель:

            Данные: x, y

            Результат:

Варианты:

            Если x=5, y=8, то max=8

            Если x=6, y=1, то max=6

Если x=5, y=5, то max=5

Программа:                                                                         Блок-схема:            

Program Vetv1en;

Var x, y, max: integer;

Begin

Writeln (‘Введите два числа’);

Readln (x, y);

if x >=y    then max:=x
             else  max:=y;

Writeln (‘наибольшее = ’,max);

End.

 

 

 

 

 

 

4. Выполнение  самостоятельной   практической работы.

 

1. Дано целое число А. Если значение А > 0, то необходимо увеличить его  на единицу. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=5, A=-4, A=0.

2. Дано целое число А. Если значение А < 0, то необходимо удвоить его. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=6, A=-10, A=0.

 

5. Домашнее задание

§ 13, 14 (вопросы после §)

 

6. Подведение итогов занятия. (Оценить роботы учащихся.)


Урок №18 Класс 9 Дата _________

Урок №18 Класс 9 Дата _________

И), – or логическое сложение (ИЛИ), – xor исключающее

И), – or логическое сложение (ИЛИ), – xor исключающее

Если x =6, y =1, то max =6

Если x =6, y =1, то max =6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024