Тема урока "Работа сердца"
Оценка 4.7

Тема урока "Работа сердца"

Оценка 4.7
docx
биология
8 кл
01.05.2020
Тема урока "Работа сердца"
23.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Тема урока "Работа сердца"

Задачи

  • Выяснить порядок сокращения частей сердца, познакомить с автоматией работы сердца, обменом веществ, происходящим в сердце, и регуляцией его работы.
  • Продолжить формирование логического мышления, устойчивого внимания, анализа и сравнения, самостоятельной формулировки выводов, а также постановки вопросов для решения проблемы.
  • Воспитание необходимости выполнения режима, основываясь на ритмах работы сердца, привычки к здоровому образу жизни.

Цели урока:

·         Развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

·         Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.

·         Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

  • Что изучали на предыдущем уроке? (Строение сердца и кровеносные сосуды.)
  • Какую функцию выполняет система органов кровообращения?
  • Что называется, кровообращением?
  • За счет чего происходит движение крови?
  • К чему приводит остановка сердца?

Вывод: сердце должно работать в течение всей жизни без остановки.

  • Каково строение сердца? (Ответ у доски.)

2. Изучение нового материала

Строение сердца позволяет ему работать как насосу в течение всей жизни.

Учитель обращает внимание на таблицы по работоспособности сердца и приводит еще примеры.

За 1 мин. сердце перекачивает 5,5 л крови.

За 1 сутки сердце перекачивает 10000 л крови.

За 70 лет жизни сердце перекачивает 2000000 млн. л крови.

Работа: груз массой 100 г за сутки может поднять на высоту московского университета – 300 м.

Вывод: работоспособность сердца огромна, причем оно работает без заметного утомления (делают учащиеся).

Какую задачу можно поставить на данном уроке, исходя из приведенных данных?

(Учащиеся отвечают: как работает сердце? Почему не утомляется?)

Учитель ставит проблему:

  • «Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления?» (Записано на доске, учащиеся записывают в тетрадях.)
  • Какие вопросы необходимо решить, чтобы ответить на проблемный вопрос? (Во время дискуссии учащиеся намечают следующие пути решения – учитель помогает наводящими вопросами.)

1. Как сокращается сердце? (Фазы работы.)

2. Как питается сердце? (Обмен веществ.)

3. Как регулируется работа?

Самостоятельная работа с учебником и тетрадью, прочитать текст и заполнить таблицу.

Фазы работы

Предсердия

Желудочки

Продолжительность фазы

 

 

 

 

 

 

 

 

Сердечные клапаны.

Роль клапанов.

На границе предсердия и желудочков имеются створчатые клапаны: в левой части двухстворчатые, а в правой – трехстворчатые.

На стороне клапанов обращенных в полость желудочков имеются специальные сухожильные нити, прикреплённые к сосочковым мышцам. Эти нити удерживают клапаны, не дают им вывернуться в сторону предсердий. При сокращении желудочков створчатые клапаны закрываются и кровь в предсердия подняться не может.

У входа аорты и лёгочной артерии из желудочков сердца, находятся полулунные клапаны, они имеют вид 3 кармашков, расположенных на внутренних стенках кровеносных сосудов. Обеспечивают движение крови в одном направлении из желудочков в артерии.

Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечёт в обратном направлении, их края плотно сомкнуться, не давая крови вернуться в сердце.

Клапаны эластичны, имеют идеально ровную поверхность, это уменьшает трение, предотвращает возникновение обратного тока крови.

Поражение клапанов инфекцией (осложнения гриппа, ангины) приводит к возникновению воспалительных рубцов, спаек, и клапаны пропускают кровь в обратном направлении – это приобретённые пороки сердца.. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по венам к сердцу, из предсердий в желудочки, по артериям от сердца.

IV. Сердечный цикл.

Проблема.

Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки.

Сердце перекачивает за сутки 10 тонн крови. За 70 лет жизни человека сокращается 2,5млрд.раз без единой остановки на ремонт. В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности?

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 с.

Сердечный цикл состоит из трех фаз (рис. 2).

·         Сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

·         Сокращение желудочков – систола желудочков – длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердия), кровь устремляется в лёгочную артерию и аорту.

·         Полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, - длится около 0,4 с.

Итак, серия событий, образующих один полный цикл прокачивания крови, называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с. отдыхают; желудочки работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают.

Б

Задача. Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идёт в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце.

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

·         Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.

·         Усиленным снабжением его мышц кровью.

·         Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

V. Регуляция работы сердца. Результат домашних самонаблюдений?

Количество сокращений в покое и после 10 приседаний. Работа сердца меняется при увеличении физической нагрузки, умственном напряжении, эмоциональном состоянии. Чем объяснить приспособленность работы к потребностям организма. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца. Нервные импульсы меняют ритм сердечной деятельности. Центр кровообращения в продолговатом мозге, отходят 2 парасимпатическихеских нерва.

Из шейного симпатического узла симпатические.

Двойная иннервация.

Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами циркулирующими в крови.

Вывод. Нервная и гуморальная регуляция – единый механизм регуляции работы сердца. Изменяется интенсивность работы сердца, частота и сила сердечных сокращений под влиянием импульсов ЦНС и поступающих с кровью биологически активных веществ. При этом последовательность фаз сердечного цикла не меняется.

Философы и поэты отожествляют сердце с душой человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы философы и поэты?

- Горе, радость, волнение отражаются на сердечной деятельности. Деятельность сердца связана с психологическими переживаниями.

VI. Автоматизм сердца.

Самостоятельная работа с учебником .

Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма, в искусственно созданной питательной среде.

Сердце – живучий орган. Русский физиолог А.А. Кулябко (1903 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти. С.С. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти.

Почему сердце сокращается даже вне организма? Оно имеет собственный «встроенный» механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращается без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нём, называют автоматизмом сердца.

Специфическая мускулатура образует в сердце проводящую систему, со скоплениями клеточных узлов – водителей ритма.

Все эти изменения можно зарегистрировать специальной аппаратурой.

Кардиограмма отображает электрические явления в работающем сердце.

Вывод.Автоматизм сердечной деятельности обеспечивает порядок фаз сердечного цикла.

Вывод по уроку.

(Возвращаемся к биологической разминке).

Что нового мы узнали на уроке?

И так, мы сегодня на уроке изучили строение сердца, работу сердца, механизм нервной и гуморальной регуляции.

Выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни. Ритмичность работы сердца, чередование работы и отдыха, его обильное кровоснабжение обеспечивает отличную работоспособность.

  • Какой вывод можно сделать?

Учащиеся делают вывод: сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых.

Половину жизни отдыхает, половину работает.

  • А что способствует чередованию ритма?

Учитель рассказывает об опытах русского врача Кулябко и немецкого ученого Корреля, из чего учащиеся делают вывод о том, что в сердце имеются механизмы, способствующие сокращению сердечной мышцы вне организма.

Рассказ учителя о синусоидных клетках и их возбуждении и передаче возбуждения на предсердие, а затем на желудочки, показывает по муляжу и на таблицах и рис. учебника.

Учащиеся делают вывод, что сердце человека сокращается автоматически.

Учитель дает определение автоматии.

Делается промежуточный вывод:

Работоспособность и неутомимость работы сердца можно объяснить чередованием сокращения и расслабления отделов сердца и их автоматией.

  • Что необходимо для выполнения любой работы? (Энергия.)
  • Откуда сердце получает энергию?

Учитель показывает рисунок препарата кровеносных сосудов сердца и говорит: «Масса сердца человека составляет 1/200 часть от массы тела, а крови проходит через сердца 1 /20 часть, т.е. в 10 раз больше.

О чем это говорит?

(В сердце идет интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы.)

Ответ на 3-ий вопрос.

  • Можно ли только обменом веществ объяснить высокую работоспособность сердца?

Учащиеся вспоминают об инервации сердца. По какому принципу регулируется работа сердца? (4 вопрос проблемы)

Учитель приводит пример опыта известного немецкого ученого Ф.Гольца с лягушкой. Значит, работа сердца регулируется по принципу безусловного рефлекса. А как можно объяснить следующий опыт? Введение в кровь животного лекарства вызывает у него учащение биения сердца. Если введение лекарства сочетать со звуком метронома, то через несколько сочетаний только звук метронома вызывал у него изменения работы сердца, хотя лекарство не вводилось.

Значит, работа сердца может регулироваться по типу условного рефлекса. Таким образом, руководит работой сердца нервная система.

Но, наряду с нервной системой, на работу сердца влияют и химические вещества. «Как называется такая регуляция?» – спрашивает учитель. (Гуморальная.)

Какие гормоны оказывают влияние на работу сердца? (Адреналин усиливает работу сердца, ацетилхолин угнетает сердечную деятельность).

Следовательно, работа сердца регулируется нервной системой и гуморальной.

Возвращаясь к проблемному вопросу, учащиеся приходят к выводу: работоспособность и неутомимость сердца объясняется:

  • ритмичностью работы;
  • автоматизмом;
  • интенсивностью обмена веществ в сердечной мышце;
  • нервной и гуморальной регуляцией;
  • зависимостью от состояния внутренней среды

Учитель дополняет: работа сердца зависит еще от количества в крови солей Ca и К. Ca – усиливает работу сердца, а К – замедляет.

3. Закрепление

  • Что такое автоматизм работы сердца?
  • Какое влияние оказывает на работу сердца нервная система?
  • Что означает понятие «гуморальная регуляция сердечной деятельности».
  • Какое значение имеет то, что в сердечной мышце, по сравнению со скелетными мышцами в той же массе мышц, проходит вдвое больше сеть кровеносных сосудов.

Учитель выставляет оценки за устный ответ и работу на уроке.

Домашнее задание: параграф 23


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Работа: груз массой 100 г за сутки может поднять на высоту московского университета – 300 м

Работа: груз массой 100 г за сутки может поднять на высоту московского университета – 300 м

Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов

Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов

Задача. Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца

Задача. Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца

Двойная иннервация. Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами циркулирующими в крови

Двойная иннервация. Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами циркулирующими в крови

Все эти изменения можно зарегистрировать специальной аппаратурой

Все эти изменения можно зарегистрировать специальной аппаратурой

В сердце идет интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы

В сердце идет интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020