Тема урока: «Введение. Объект изучения биологии - живая природа »
Цели урока:
- Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы. - Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Задачи:
-Сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира;
-Познакомить обучающихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности;
- Развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам.
Оборудование:
учебник «Биология», презентация, таблицы.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация и мотивация учебной деятельности
3. Изучение нового материала
4. Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. Выявление отсутствующих
2.Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности.
«Изучение и наблюдение природы породило науку»
Марк Туллий Цицерон
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению клетки. Изучение любой науки-это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.
- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
- Да, действительно. Биология изучает живую природу. А сейчас, мы с вами сыграем в игру.Какие вы знаете разделы биологии?
Игра « Угадай-ка»
Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы - хлопайте в ладоши, если не живой - тишина.
(Преподаватель произносит слова: рысь, камень, дерево, стул, птенец, белка, воздухи т.д.)
Название науки происходит от двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука.
Биология – наука о жизни, о живой природе. (Запись в тетрадь.)
- Наш урок так и называется «Наука о живой природе.
3. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Учёные насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Все живые организмы делятся на большие группы, которые называют царствами.
- Какие же существуют царства живой природы? А чтобы ответиь на этот вопрос, нужно будет решить ребус, отгадать загадки и решить кроссвород.
А). Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог
- Итак, первое царство – царство бактерии.
Б). Загадай загадку папе:
Без штанов стоит, а в шляпе.
Кто же этот странный тип?
Ну, кончено, это
(Ответы)
- Второе царство - грибы.
В). Отгадайте кроссворд и узнаем третье царство.(Ответы )
- Третье царство – растения.
1.Колючую, зеленую срубили топором,и в Новый год она пришла к ребятам в дом.
2.А о чем она грустит ,никому не говорит.
3.Растет она в болоте, лист острый, узкий
4.Растут-зеленеют,упадут- пожелтеют.
5.в поле- метелкой, в мешке- золотом.
6.В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
7. Из Земли вырастаю- весь мир одеваю.
8.Стоит колючая, как еж,зимою в летнем платье.
9.Не море, а волнуется.
10.В поле росла ,под жерновом была ,из печки на стол караваем пришла.
11.На ветка х- плотные комочки,в них дремлют клейкие листочки.
Г).А теперь мы с вами отгадаем ребус и узнаем еще одно царство живой природы- Четвертое царство - животные.
.
Д) Есть еще и пятое царство, это царство можно отнести как к живой так и не живой природе. Это царство может жить и развиваться только в других живых организмах. Это царство – вирусы.
Учащиеся записывают царства живой природы в тетрадь.
- Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук.
Науки, изучающие царства живой природы, – это микробиология (бактерии), микология (грибы), ботаника (растения), зоология (животные) и многие другие науки.Изучая биологию, мы будем знакомиться с основами разных биологических наук.
Обучающиеся записывают в тетрадь названия основных биологических дисциплин.
III. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнем
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Продолжение изучения нового материала
- Частью живой природы являемся и мы свами.
(Работа с учебником.)
- Давайте обратимся к нашим учебникам и ответим на вопрос: роль живых организмов в жизни человека.
- Какой же вывод можно сделать из прочитанного? (Ответы учащихся.)
4.Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся
-Дорогие ребята, вы понимаете насколько важно знать и изучать биологию.
А сейчас, чтобы закрепить полученные на уроке знания, предлагаю выполнить задание.
ЗАДАНИЕ- Диагностическая игра « Расселим по царствам»
Распределите живые организмы по царствам, записывая их названия.
Царство бактерии |
Царство грибы |
Царство растения |
Царство животные |
(голубь, заяц, холерный вибрион ,бабочка, рыба, гриб лиса,тополь малина).
Обучающиеся записывают названия в тетради, распределяя по царствам.
Далее осуществляется самопроверка.
5.Подведение итогов
-Давайте подведем итоги.
Вопросы: Что изучает биология?
Какие царства живой природы вы знаете?
Какие биологические науки вы узнали?
6.Домашнее задание
А) Прочитать параграф. Ответить устно на вопросы в конце учебника.
Холерный вибрион
Лиса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.