Конспект урока по чтению в 5 классе
Тема: В. Осеева, «Волшебное слово»
Цель:
Наглядный материал: пословицы, стихи, песни, рассказы В.Осеевой, частушки.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Чтение эпиграфа: «Добрым быть совсем не просто».
Объяснение значения эпиграфа.
Сообщение темы: Учитель читает стихотворение.
Достается недешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
(Н.Григорьева)
Учитель: Много славных дорог ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того чтобы стать вежливыми, вы должны пользоваться волшебными словами. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту.
1.Беседа по рассказу «Волшебное слово».
Учитель. Какое «волшебное» слово, произносил Павлик, обращаясь к бабушке? Сестре? Брату? Как изменилось отношение окружающих к Павлику? Какое чувство испытывал он после этого?
2.Прослушивание песни В.Шаинского «Улыбка».
Учитель. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
3.Беседа по рассказу «На катке»
4.Выборочное чтение.
Учитель. Прочитайте строки, которые можно отнести к иллюстрации. В каких рассказах еще вы встретились с равнодушными, бессердечными детьми? («Плохо», «Хорошее»)
5.Чтение по ролям рассказа «Хорошее». Исполнение частушек.
а) Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
-Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
б) В поезд входят два юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут
в) Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать».
«Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала».
г) А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
д) Витя очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Учитель. Какой совет можем дать этим ребятам? (Надо стараться всегда во всем быть полезным людям). В каких рассказах вы прочитали о тех, кто оказался добрым и полезным? («Отомстила», «Три товарища»).
6. Итог урока:
Каким настроением проникнуты рассказы В. Осеевой?
О чем говорят поступки ребят?
О ком можно сказать: он добрый, заботливый?
Учитель. Легко ли быть добрым?
7. В конце занятия можно прослушать или исполнить песню «Доброта» (музыка И. Лученок, слова Н. Тилупова).
Учитель. Какая мысль объединяет рассказы В. Осеевой и и песню «Доброта»? (Надо быть добрым). (Обучающимся предлагается собрать пословицы: «Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет»; «Доброму человеку и чужая боль к сердцу»)
8. Задание на дом. Прочитать рассказы Е. Пермяка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.