Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Оценка 4.6

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
26.02.2018
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Цели: 1. познакомить учащихся с правописанием суффиксов; отработать умения и навыки правописания слов; 2. продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом; 3. совершенствовать работу по развитию речи, подготовка к написанию сочинения. План урока: 1. ОРГ. Момент 2. Разминка(морфологический разбор) 3. Ребус. Определение что такое суффикс 4. Объяснение новой темы 5. Д.З.(написать сочинение) 6. Работа с текстом (доклад о том что такое профессия) 7. Кроссворд 8. Лингвистическая сказка 9. Работа с текстом(по Д.С. Лихачев) 10. Словообразование 11. Комплексный анализ с текстом(по К.Паустовскому) 12. Итоги урока.План урока: 1. ОРГ. Момент 2. Разминка(морфологический разбор) 3. Ребус. Определение что такое суффикс 4. Объяснение новой темы 5. Д.З.(написать сочинение) 6. Работа с текстом (доклад о том что такое профессия) 7. Кроссворд 8. Лингвистическая сказка 9. Работа с текстом(по Д.С. Лихачев) 10. Словообразование 11. Комплексный анализ с текстом(по К.Паустовскому) 12. Итоги
ЗУ чик и щикord.docx
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (- щик) Цели: 1. познакомить учащихся с правописанием суффиксов; отработать умения и навыки правописания слов; 2. продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом; 3. совершенствовать работу по развитию речи, подготовка к написанию сочинения. План урока: 1. ОРГ. Момент 2. Разминка(морфологический разбор) 3. Ребус. Определение что такое суффикс 4. Объяснение новой темы 5. Д.З.(написать сочинение) 6. Работа с текстом (доклад о том что такое профессия) 7. Кроссворд 8. Лингвистическая сказка 9. Работа с текстом(по Д.С. Лихачев) 10. Словообразование Комплексный анализ с текстом(по К.Паустовскому) 11. Итоги 12. Ход урока: 1. ОРГ. момент Здравствуйте ребята, садитесь! Эпиграф к уроку: 2. Разминка.   Откроем тетради, запишем число классная  работа и тему нашего урока. На прошлом уроке мы с вами делали  морфологический разбор имени  существительного и именно с этого мы и  начнем наш урок! У каждого ряда свое  существительное, задание: сделать  морфологический разбор: 1ряд: пойду в кино,  2ряд: гореть пламенем, 3ряд: висеть на берёзе. У доски три человека, остальные работают  в тетрадях. Хорошо, справились с заданием. 3. Отгадаем ребус(я распечатала ) приложение внизу. И так, какое  слово получилось? (суффикс) Что такое суффикс? 4. Объяснение новой темы: тема нашего урока буквы ч и щ в суффиксе ­чик и  ­щик.  И сейчас ,я вам расскажу про  правило звезды. В суффиксе сущ­ых  –чик(­щик) после букв д­т, з­с и ж  пишется буква ч. В остальных случаях Каждый   специалист…   должен обладать культурным кругозором.  1ряд: 1  В кино – сущ. обозначает  предмет.    Н.Ф. – кино 2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р.,  несклоняемое    Непост. пр.:  в В. п., в ед. ч. 3 Пойти (куда?) в кино (обстоятельство) 2ряд: 1 пламенем – сущ. обозначает  предмет.    Н.Ф. – пламя 2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р.,  разносклоняемое    Непост. пр.:  в Т. п., в ед. ч. 3 Полыхать (как?) пламенем  (обстоятельство) 3ряд: 1 На берёзе – сущ. обозначает  предмет.    Н.Ф. – береза 2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ж.р., 1 скл.    Непост. пр.:  в П. п., в ед. ч. 3 Висеть (где?) на березе  (обстоятельство) Что такое суффикс? • Суффикс – значимая часть слова,  которая стоит после корня                и обычно служит                                для образования новых слов. пишется буква щ. Каменщик(щик, не  на д­т, з­с, ж). смазчик(смазать).  5. Ребята, на нашем уроке мы сегодня  вспомним профессии, которые нас  окружают, будьте внимательны, ведь ваше домашнее задание будет  написать сочинение­миниатюру, в  котором употребите как можно  больше слов с  изученной  орфограммой. Сочините сказку о  суффиксе –чик­ (­щик­)(свяжите с  профессией). 6. ­ А теперь давайте немного  отдохнем, я прочитаю вам небольшой текст. Обратите свое пристальное  внимание на “Согласные в  суффиксах ­ЧИК­ и ­ЩИК­. В тот день на стройке произошел  скандальчик. Заказчик узнал от своего  любимого советчика, что известный  халтурщик грузчик Кутяпкин стал  зачинщиком и подговорил каменщика и  сварщика выкрасть у учетчика ключик,  открывающий замочек от волшебного  шкафчика. ­ А теперь запишите в тетрадь слова,  которые вы запомнили в этом тексте.  ­ Кто какие слова записал? Какую  согласную вы написали в суффиксе? ­ Многие слова, записанные вами,  обозначают профессию. А что такое  профессия? Давайте обратимся к  этимологическому словарю. ­ Сообщение ученицы: ”. 7. Для закрепления и развития навыков правильного употребления слов,  мы с вами решим кроссворд: 1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник ­  перебежчик. Заказчик, скандальщик, советчик,  халтурщик, сварщик.  “Профессия – заимствованно в XIX веке  из французского языка. Буквально –  объявление о своей специальности”. 2. Рабочий, специалист по бетонным  работам ­ бетонщик. 3. Тот, кто подносит, доставляет что­нибудь  ­ подносчик. 4. Рабочий, специалист по кирпичной  каменной кладке ­ каменщик.  5. Рабочий по проходке горных выработок ­  проходчик. 6. Рабочий, специалист по типографскому  набору ­ наборщик. 7. Работник, ведущий учёт кого­нибудь, что­ нибудь ­ учётчик. 8 Тот, кто делает съёмку местности ­  съёмщик. 9. Рабочий, занимающийся смазкой чего­ нибудь ­ смазчик. 10. Работник бани, обслуживающий  посетителей ­ банщик. 8. Хорошо, а теперь послушайте  лингвистическую сказку про братьев  –чик и –щик.  "Жили­были суффиксы ­ЧИК и ­ЩИК,  разводили вместе пчел на пасеке. Дело в  том, что оба очень любили кушать мед. Как  ни странно, одного из них постоянно  жалили пчелы, они налетали на него,  жужжа: "Д­Т­З­С­Ж, Д­Т­З­С­Ж". Суффикс  ­ЩИК убегал от них в слезах. А вот его  брата, суффикс ­ЧИК, пчелы очень любили  и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет  только ­ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему  в гости и вдоволь наедаться любимым  лакомством. Однако до сих пор ­ЩИК  обходит пасеку стороной. Как только  услышит "Д­Т­З­С­Ж" ­ бежит со всех ног  прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".  Каждый   специалист,     врач,   каждый каждая инженер, медицинская   сестра,   каждый плотник или грузчик, крановщик и тракторист   должны   обладать культурным   кругозором.   Не должно   быть   слепых   к   красоте, глухих   к   слову   и   настоящей музыке,   черствых   к   добру, беспамятных   к   прошлому.   А   для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность,   дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную   литературу   и понимайте   ее,   читайте   книги   по истории   и   любите   прошлое человечества,   читайте   мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте   музеи,   путешествуйте со   смыслом   и   будьте   душевно богатыми. Инженер, грузчик, крановщик,  тракторист, врач. 9.  Закрепление знаний. Отдохнули немножко, теперь выполним  работу с текстом.   1.   Работа   с   текстом   Д.С.Лихачева (текст на партах).  Каждый     специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или груз..ик, кранов…ик   и   тракторист   должны обладать культурным кругозором. Не должно   быть   слепых   к   красоте, глухих  к слову  и настоящей музыке, черствых   к   д…бру,   беспамятных   к прошлому. А для всего этого нужны знания,   нужна   интеллигентность, дающаяся   гуманитарными   науками. Читайте художественную литературу и   понимайте   ее,   читайте   книги   по истории   и   любите   прошлое человечества,   читайте   мемуары, читайте   литературу   по   искус…тву, посещайте музеи, пут…шествуйте со смыслом и будьте душевно богатыми. Задание:   1)  вставить   пропущенные буквы 2)   выпишите   из   текста   слова­ названия   профессий,   графически обозначьте  орфограмму   «Буквы  Ч  и Щ в суффиксе –чик (­щик). 3)   Прочитать   текст,   какие   слова   не понятны? 4) Ответить на вопрос: как вы поняли мысль   автора?   Согласны   ли   вы   с ним? Молодцы, справились заданием! 10.   А теперь Давайте попробуем  образовать существительные с  помощью суффиксов –ЧИК­, ­ЩИК­. Я начинаю слово, а вы продолжаете  его, сказав суффикс. Запишите  получившиеся слова в тетрадь,  выделите орфограммы ­ уголь­ ­ обман­ ­ ключ­ ­ заговор­  ­ Разберите слово заговорщик по составу.  (у доски 1 чел.) 11. Работа с текстом. Главный и неиссякаемый источник языка –  сам народ: крестьяне, паромщики,  пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото. Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков,  корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех  людей, чей труд связан с постоянным  пребыванием среди природы. Слушая эти  рассказы, вы прикоснетесь к богатым  источникам русского языка. (по К. Паустовскому) ­ Определите тему текста (Источники  русского языка). ­ Выпишите предложение, в котором  выражена основная мысль текста (первое).  Найдите в нем слова с суффиксами ­ЧИК­ и  –ЩИК­ и выделите в них орфограмму. Так  же выпишите названия профессий. Все ли  вам понятно?  Молодцы! Откроем тетради и прочитаем текст под  упражнением….. (о профессии камешщика,  строителя). Хорошо, ребята вернемся к нашему  эпиграфу, какой вывод можно сделать? 11. Итоги.  И так, основу для написания  сочинения мы с вами разобрали. Спасибо, за урок. уголь­ЩИК; ­ обман­ЩИК; ­ ключ­ЧИК; ­ заговор­ЩИК; Главный и неиссякаемый источник языка  – сам народ: крестьяне, паромщики,  пасечники, корзинщики, лесные  объездчики, у которых, что ни слово, то  золото. Вы услышите много удивительных  рассказов от встречных паромщиков,  перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди  природы. Слушая эти рассказы, вы  прикоснетесь к богатым источникам  русского языка. Первое предложение в котором   заключается главная мысль Приложения:   остальных случаях – Щик Ребус

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018