Цели:
1. познакомить учащихся с правописанием суффиксов; отработать умения и навыки правописания слов;
2. продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом;
3. совершенствовать работу по развитию речи, подготовка к написанию сочинения.
План урока:
1. ОРГ. Момент
2. Разминка(морфологический разбор)
3. Ребус. Определение что такое суффикс
4. Объяснение новой темы
5. Д.З.(написать сочинение)
6. Работа с текстом (доклад о том что такое профессия)
7. Кроссворд
8. Лингвистическая сказка
9. Работа с текстом(по Д.С. Лихачев)
10. Словообразование
11. Комплексный анализ с текстом(по К.Паустовскому)
12. Итоги урока.План урока:
1. ОРГ. Момент
2. Разминка(морфологический разбор)
3. Ребус. Определение что такое суффикс
4. Объяснение новой темы
5. Д.З.(написать сочинение)
6. Работа с текстом (доклад о том что такое профессия)
7. Кроссворд
8. Лингвистическая сказка
9. Работа с текстом(по Д.С. Лихачев)
10. Словообразование
11. Комплексный анализ с текстом(по К.Паустовскому)
12. Итоги
ЗУ чик и щикord.docx
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-
щик)
Цели:
1. познакомить учащихся с правописанием суффиксов; отработать
умения и навыки правописания слов;
2. продолжить работу над формирование навыков самостоятельной
работы с текстом;
3. совершенствовать работу по развитию речи, подготовка к
написанию сочинения.
План урока:
1. ОРГ. Момент
2. Разминка(морфологический разбор)
3. Ребус. Определение что такое суффикс
4. Объяснение новой темы
5. Д.З.(написать сочинение)
6. Работа с текстом (доклад о том что такое профессия)
7. Кроссворд
8. Лингвистическая сказка
9. Работа с текстом(по Д.С. Лихачев)
10.
Словообразование
Комплексный анализ с текстом(по К.Паустовскому)
11.
Итоги
12.
Ход урока: 1. ОРГ. момент
Здравствуйте ребята, садитесь!
Эпиграф к уроку:
2. Разминка.
Откроем тетради, запишем число классная
работа и тему нашего урока.
На прошлом уроке мы с вами делали
морфологический разбор имени
существительного и именно с этого мы и
начнем наш урок! У каждого ряда свое
существительное, задание: сделать
морфологический разбор:
1ряд: пойду в кино,
2ряд: гореть пламенем,
3ряд: висеть на берёзе.
У доски три человека, остальные работают
в тетрадях.
Хорошо, справились с заданием.
3. Отгадаем ребус(я распечатала )
приложение внизу. И так, какое
слово получилось? (суффикс)
Что такое суффикс?
4. Объяснение новой темы: тема нашего
урока буквы ч и щ в суффиксе чик и
щик.
И сейчас ,я вам расскажу про
правило звезды. В суффиксе сущых
–чик(щик) после букв дт, зс и ж
пишется буква ч. В остальных случаях
Каждый специалист… должен
обладать культурным кругозором.
1ряд: 1 В кино – сущ. обозначает
предмет.
Н.Ф. – кино
2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р.,
несклоняемое
Непост. пр.: в В. п., в ед. ч.
3 Пойти (куда?) в кино (обстоятельство)
2ряд: 1 пламенем – сущ. обозначает
предмет.
Н.Ф. – пламя
2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р.,
разносклоняемое
Непост. пр.: в Т. п., в ед. ч.
3 Полыхать (как?) пламенем
(обстоятельство)
3ряд: 1 На берёзе – сущ. обозначает
предмет.
Н.Ф. – береза
2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ж.р., 1 скл.
Непост. пр.: в П. п., в ед. ч.
3 Висеть (где?) на березе
(обстоятельство)
Что такое суффикс?
• Суффикс – значимая часть слова,
которая стоит после корня
и обычно служит
для образования новых слов. пишется буква щ. Каменщик(щик, не
на дт, зс, ж). смазчик(смазать).
5. Ребята, на нашем уроке мы сегодня
вспомним профессии, которые нас
окружают, будьте внимательны, ведь
ваше домашнее задание будет
написать сочинениеминиатюру, в
котором употребите как можно
больше слов с изученной
орфограммой. Сочините сказку о
суффиксе –чик (щик)(свяжите с
профессией).
6.
А теперь давайте немного
отдохнем, я прочитаю вам небольшой
текст. Обратите свое пристальное
внимание на “Согласные в
суффиксах ЧИК и ЩИК.
В тот день на стройке произошел
скандальчик. Заказчик узнал от своего
любимого советчика, что известный
халтурщик грузчик Кутяпкин стал
зачинщиком и подговорил каменщика и
сварщика выкрасть у учетчика ключик,
открывающий замочек от волшебного
шкафчика.
А теперь запишите в тетрадь слова,
которые вы запомнили в этом тексте.
Кто какие слова записал? Какую
согласную вы написали в суффиксе?
Многие слова, записанные вами,
обозначают профессию. А что такое
профессия? Давайте обратимся к
этимологическому словарю.
Сообщение ученицы: ”.
7. Для закрепления и развития навыков
правильного употребления слов,
мы с вами решим кроссворд:
1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник
перебежчик.
Заказчик, скандальщик, советчик,
халтурщик, сварщик.
“Профессия – заимствованно в XIX веке
из французского языка. Буквально –
объявление о своей специальности”. 2. Рабочий, специалист по бетонным
работам бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет чтонибудь
подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной
каменной кладке каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок
проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому
набору наборщик.
7. Работник, ведущий учёт когонибудь, что
нибудь учётчик.
8 Тот, кто делает съёмку местности
съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего
нибудь смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий
посетителей банщик.
8. Хорошо, а теперь послушайте
лингвистическую сказку про братьев
–чик и –щик.
"Жилибыли суффиксы ЧИК и ЩИК,
разводили вместе пчел на пасеке. Дело в
том, что оба очень любили кушать мед. Как
ни странно, одного из них постоянно
жалили пчелы, они налетали на него,
жужжа: "ДТЗСЖ, ДТЗСЖ". Суффикс
ЩИК убегал от них в слезах. А вот его
брата, суффикс ЧИК, пчелы очень любили
и угощали медом. С недавних пор суффиксы
договорились, что собирать мед будет
только ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему
в гости и вдоволь наедаться любимым
лакомством. Однако до сих пор ЩИК
обходит пасеку стороной. Как только
услышит "ДТЗСЖ" бежит со всех ног
прочь, так что бывает в гостях у брата очень
редко". Каждый специалист,
врач,
каждый
каждая
инженер,
медицинская сестра,
каждый
плотник или грузчик, крановщик и
тракторист должны обладать
культурным кругозором.
Не
должно быть слепых к красоте,
глухих к слову и настоящей
музыке,
черствых к добру,
беспамятных к прошлому. А для
всего этого нужны знания, нужна
интеллигентность,
дающаяся
гуманитарными науками. Читайте
художественную литературу и
понимайте ее, читайте книги по
истории и любите прошлое
человечества, читайте мемуары,
читайте литературу по искусству,
посещайте музеи, путешествуйте
со смыслом и будьте душевно
богатыми.
Инженер, грузчик, крановщик,
тракторист, врач.
9.
Закрепление знаний.
Отдохнули немножко, теперь выполним
работу с текстом.
1. Работа с текстом Д.С.Лихачева
(текст на партах).
Каждый
специалист,
каждый
инженер, врач, каждая медицинская
сестра, каждый плотник или груз..ик,
кранов…ик и тракторист должны
обладать культурным кругозором. Не
должно быть слепых к красоте,
глухих к слову и настоящей музыке,
черствых к д…бру, беспамятных к
прошлому. А для всего этого нужны
знания, нужна интеллигентность,
дающаяся гуманитарными науками.
Читайте художественную литературу
и понимайте ее, читайте книги по
истории и любите прошлое
человечества,
читайте мемуары,
читайте литературу по искус…тву,
посещайте музеи, пут…шествуйте со
смыслом и будьте душевно богатыми.
Задание: 1) вставить пропущенные
буквы
2) выпишите из текста слова
названия профессий, графически
обозначьте орфограмму «Буквы Ч и
Щ в суффиксе –чик (щик).
3) Прочитать текст, какие слова не
понятны?
4) Ответить на вопрос: как вы поняли
мысль автора? Согласны ли вы с
ним?
Молодцы, справились заданием!
10. А теперь Давайте попробуем
образовать существительные с
помощью суффиксов –ЧИК, ЩИК. Я
начинаю слово, а вы продолжаете
его, сказав суффикс. Запишите
получившиеся слова в тетрадь,
выделите орфограммы уголь
обман
ключ
заговор
Разберите слово заговорщик по составу.
(у доски 1 чел.)
11. Работа с текстом.
Главный и неиссякаемый источник языка –
сам народ: крестьяне, паромщики,
пасечники, корзинщики, лесные объездчики,
у которых, что ни слово, то золото.
Вы услышите много удивительных рассказов
от встречных паромщиков, перевозчиков,
корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех
людей, чей труд связан с постоянным
пребыванием среди природы. Слушая эти
рассказы, вы прикоснетесь к богатым
источникам русского языка.
(по К. Паустовскому)
Определите тему текста (Источники
русского языка).
Выпишите предложение, в котором
выражена основная мысль текста (первое).
Найдите в нем слова с суффиксами ЧИК и
–ЩИК и выделите в них орфограмму. Так
же выпишите названия профессий. Все ли
вам понятно?
Молодцы!
Откроем тетради и прочитаем текст под
упражнением….. (о профессии камешщика,
строителя).
Хорошо, ребята вернемся к нашему
эпиграфу, какой вывод можно сделать?
11. Итоги. И так, основу для написания
сочинения мы с вами разобрали.
Спасибо, за урок.
угольЩИК;
обманЩИК;
ключЧИК;
заговорЩИК;
Главный и неиссякаемый источник языка
– сам народ: крестьяне, паромщики,
пасечники, корзинщики, лесные
объездчики, у которых, что ни слово, то
золото.
Вы услышите много удивительных
рассказов от встречных паромщиков,
перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и
охотников – от тех людей, чей труд связан
с постоянным пребыванием среди
природы. Слушая эти рассказы, вы
прикоснетесь к богатым источникам
русского языка.
Первое предложение в котором
заключается главная мысль Приложения:
остальных случаях –
Щик
Ребус
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.