Конспект урока
Тема урока: «Масса. Единицы массы»
Цели урока:
Образовательная: опираясь на жизненный опыт обучающихся познакомиться с единицами массы «тонна» и «центнер» , установить их соотношение, научиться использовать новые единицы массы при решении учебно-познавательных заданий.
Развивающая (познавательные УУД): умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения, осуществлять самоконтроль, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме.
Воспитательная (личностные УУД): самоопределение – формирование позиции хорошего ученика; смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Методы обучения: поисковый, деятельностный.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая.
Оборудование: учебник «Математика» М.И.Моро и др., компьютер, экран, презентация «Масса. Единицы массы», тесты на каждого обучающегося, карточки с вариантами ответов, карточки с единицами массы.
Структура урока (этапы):
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
УУД |
||||||||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята, сегодня я проведу у вас урок математики. Зовут меня – Светлана Валерьевна.
- Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнём сейчас, Раз всё у вас в порядке. Будьте внимательны, Наблюдательны, Чтобы математику знать, Нужно серьёзно всё изучать!
- Ребята, как вы понимаете слова: серьёзно всё изучать? (Материал в 4 классе сложный, поэтому надо быть внимательными, наблюдательными…)
|
Дети слушают и анализируют содержание сказанных слов, отвечают на вопрос. |
Личностные УУД (формирование внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения). |
||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие
- Начнём урок с заданий в форме теста.
- К каждому заданию даны варианты ответов. (А, Б, В) Ваша задача – выбрать правильный ответ и показать вариант при помощи карточки.
1. Закончи предложение: 1 килограмм – это …
А) 1 000 г; Б) 100 г; В) 10 000г.
2. Какое число пропущено: 4 кг 30 г = … г
А) 4300; Б) 430; В) 4030.
3. Какие единицы массы пропущены: 300 … < 350 г
А) кг; Б) г.
4. Какие единицы массы пропущены: 300 … > 350 г
А) кг; Б) г.
5. Укажите величину, которая подходит для высказывания: «Масса дыни равна …».
А) 20 кг; Б) 200кг; В) 2 кг.
6. Укажите единицу массы, которая подходит для высказывания: «Масса пакета с печеньями 500 …».
А) кг; Б) г;
|
Обучающиеся выполняют задания теста, выбирая карточку с получившимся ответом, объясняют свой выбор. |
Регулятивные УУД (формировать способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности). Познавательные УУД (развивать мыслительные операции анализа, сравнения, формировать умение формулировать речевое высказывание в устной форме).
|
||||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения - Ребята, догадайтесь, почему сегодня к уроку я подобрала эти задания. Какая величина используется во всех этих заданиях. (В этих заданиях используется величина «масса») - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с единицами, какой величины? (С единицами массы) - Посмотрите на карточки. На какие две группы вы можете разбить эти величины? 3 см , 3 г , 3 м , 3 кг , 3 км , 3 дм . (Эти величины можно разбить на единицы длины и единицы массы) - Подойдите к доске и поставьте карточки с единицами длины в порядке возрастания. (3 см 3 дм 3 м 3 км) - Под этими единицами я поставлю карточки с единицами массы. 3 см 3 дм 3 м 3 км 3 г 3 кг ….. ….. - Ребята, посмотрите на 2 ряда. Никаких вопросов у вас не возникло?.. Чего не хватает в этих записях?.. Зачем я повесила эти «пустые окошки»? (В них должны быть ещё какие-то единицы массы) - Давайте поставим учебную задачу: что мы нового должны узнать? (Мы должны узнать новые единицы массы) - Ребята, вы правы. Мы сегодня познакомимся с новыми единицами массы и узнаем их соотношение. - Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Масса. Единицы массы»)
|
Дети анализируют математические записи, делят их на группы, отвечают на поставленные проблемные вопросы, формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
|
Познавательные УУД (формирование умений делать выводы, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты).
Коммуникативные УУД (формирование умения слушать собеседника) |
||||||||||||||||||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Какие цели мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке, с чем познакомиться?
· Познакомиться с новыми единицами массы; · записать соотношение между новыми единицами массы с ранее изученными; · научиться выполнять задания с использованием новых единиц массы.
– Из каких источников мы можем получить информацию о новых единицах массы? Откуда мы можем взять информацию? (Из учебника, из дополнительной литературы, из интернета, можем спросить у взрослых…)
- Из предложенных вами вариантов решения проблемы, сейчас на уроке какими мы можем воспользоваться? (Посмотреть в учебнике, спросить у того, кто знает) |
Обучающиеся ставят перед собой цель урока, формулируют способы «добычи» информации, которые необходимы для реализации поставленной цели.
|
Познавательные УУД (самостоятельная постановка познавательной цели, формирование умения строить речевое высказывание в устной форме). Личностные УУД (смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации) |
||||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта
- Я предлагаю вам самостоятельно, работая в парах и используя учебник, найти ответ на вопрос: «Какие ещё единицы массы используют для измерения». Та пара, которая выполнит задание, покажет нам знак «согласия».
(Работа с учебником с.45)
- Какие существуют единицы массы? (Центнер и тонна)
- Как сокращённо обозначается центнер? (Буквой «цэ»)
- Сколько килограммов в 1 центнере? (1 ц = 100 кг)
- Слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».
- Как сокращённо обозначается тонна? (Буквой «тэ»)
- Сколько килограммов в 1 тонне? (1 т = 1 000 кг)
- Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка».
- Давайте запишем в тетради новые соотношения единиц массы. Откроем тетради, пишем: «23 октября Классная работа».
- Теперь запишем соотношение изученных сегодня единиц массы: 1 ц = 100 кг 1 т = 1 000 кг
- Что тяжелее центнер или тонна? (Тонна тяжелее центнера)
- Докажите. (1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг; 1000 кг > 100 кг , 1 т > 1 ц)
- Посмотрите внимательно на запись, которую вы сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
- Значит отсюда можно определить, сколько в 1 тонне центнеров? (1 т = 10 ц). Запишите получившееся соотношение единиц массы.
- Ребята, соотношение единиц массы можно записать ещё и так: в порядке увеличения запишите единицы массы в одну строку. Затем ниже укажем соотношение единиц. Что заметили в нижней записи? (Что числа уменьшаются в 10 раз)
- Как посчитать, сколько в 1 тонне килограммов, если забыли? (10 * 100 = 1 000)
- Как определить, сколько в 1 тонне граммов? (10*100*1000 = = 1 000 000)
- Какие цели, поставленные на уроке, мы выполнили? (Познакомились с новыми единицами массы – центнер и тонна; записали соотношение между новыми единицами массы с ранее изученными)
|
Обучающиеся самостоятельно, работая в парах и используя учебник, находят ответы на поставленные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, записывают их в тетрадь. |
Познавательные УУД (развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей; формирование умения делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме ).
Регулятивные УУД (развитие способности принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности).
Коммуникативные УУД (формировать умение работать в парах: слушать собеседника, договариваться, убеждать его)
|
||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
- Какую цель мы ещё не выполнили? (Не выполняли задания с использованием новых единиц массы)
- Решим устно № 201
- Решим устно № 203
|
Обучающиеся выполняют устно задания из учебника, с комментированием во внешней речи. |
Познавательные УУД (развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей) |
||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Вставьте пропущенные числа в равенства:
1 вариант 2 вариант 3 ц = … кг 300 кг = … ц 3 т = … кг 3 000 кг = … т 3 т = … ц 30 ц = … т
- Проверьте свои работы. Сравните с образцом:
1 вариант 2 вариант 3 ц = 300 кг 300 кг = 3 ц 3 т = 3 000 кг 3 000 кг = 3 т 3 т = 30 ц 30 ц = 3 т
- Поднимите карточку с буквой «А», кто выполнил задание верно, без ошибок; карточку с буквой «Б», кто допустил одну ошибку; карточку с буквой «В», кто совершил две и более ошибки.
Физкультминутка
- Мы старались, мы учились И немного утомились.
- Встанем, ребята. Представим, что мы попали в яблоневый сад.
- Смотрите! Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно. Руку протяните, яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать, Трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко!
- Ребята яблоко ваше тяжёлое или лёгкое?
- Вес 1 яблока, в каких единицах массы будет выражаться? (В граммах)
- А теперь соберём ещё яблоки в корзину… Вес корзины с яблоками, в каких единицах массы будет выражаться? (В килограммах)
- Сейчас высыпаем все яблоки из корзин в большой ящик…Вес ящика с яблоками, в каких единицах массы будет выражаться? (В центнерах)
- А теперь наш большой ящик с яблоками погрузили на машину… Вес машины с ящиком яблок, в каких единицах массы будет выражаться? (В тоннах)
- Тихо все на место сели И на учителя поглядели.
|
Обучающиеся выполняют предложенные задания, соблюдают культуру учебного диалога: учатся общаться друг с другом, слушать собеседника, убеждать его. |
Познавательные УУД (анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний).
Регулятивные УУД (способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности).
Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника, договариваться, убеждать его; умение организовать общение обучающихся между собой; культура поведения в учебном диалоге; управление поведением партнёра)
|
||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение
- Решим задачу из учебника № 202
Масса автомобиля – ? кг Масса груза – 275 кг Общая масса – 1275 кг
Решение: 1275 кг – 275 кг = 1000 кг 1000 кг = 1 т Ответ: 1 т
- Решим задачу в рабочей тетради с.41 №86
Масса грузовика – 810 кг Масса груза – в 3 раза < Общая масса - ?
Решение: 1) 810 : 3 = 270 (кг) – масса груза 2) 810 + 270 = 1 080 (кг) 1 080 кг = 1 т 80 кг Ответ: 1 т 80 кг
- У вас на столах тесты. Нужно выбрать верный вариант ответа и раскрасить соответствующую цифру в головоломке. Тест: 1.Выбери правильное утверждение. 1) Самая большая единица массы - тонна. 2) Самая большая единица массы - грамм. 3) Самая большая единица массы – центнер. 2.Выберите меньшую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т? 3.Сколько центнеров в 500 килограммах? 50 ц 5 000 ц 5 ц 4.Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк? 14 кг 7 кг 10 кг 5. Гиппопотам весит 3т, а вес барсука в 100 раз меньше. Найдите вес барсука. 300 кг 30 кг 3 кг
- Покажите, какой рисунок получился в головоломке. (5) - Это ваша отметка за работу с тестом. Головоломка:
|
Обучающиеся решают задачу.
Дети работают самостоятельно, выполняя тест. |
Познавательные УУД (структурирование знаний)
|
||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Для чего нужны такие единицы массы? (Для измерения массы крупных предметов или большого количества предметов)
- Какая единица массы больше килограмма, но меньше тонны? (Центнер)
- Сколько в одном центнере килограммов? (100 кг)
- Сколько килограммов в 1 тонне? (1000 кг)
- Где вы можете применить свои знания? (При решении задач и выполнении различных заданий)
- Достигли ли мы поставленных целей урока?
- Выполнение, какой цели, было для вас наиболее трудной, сложной?
- Домашнее задание: (уч.) с. 45 № 207; (раб. т.) с. 41 № 84, 85
- Отметки за урок некоторые получили, выполняя тест. Сейчас оцените сами свою работу на уроке: тот, кто новый материал понял, поднимет карточку с буквой «А». Тот, кто новый материал понял, но остались какие-то вопросы, поднимет карточку с буквой «Б». Карточку с буквой «В» поднимет тот, кто не понял новый материал.
- Я благодарю всех вас за работу и желаю, чтобы вы запомнили единицы массы, правильно решали задачи и задания по изученному материалу, а для этого пользуйтесь знаниями, которые мы вместе открыли на уроке. Всем отличного настроения! |
Обучающиеся отвечают на вопросы, ставят самооценку своим знаниям на уроке при помощи карточек. |
Личностные УУД (Формирование внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения, объективная оценка результатов деятельности, рефлексия). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.