Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»
Оценка 4.7

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
09.06.2017
Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»
Публикация является частью публикации:
откр. урок числительное 2017.docx
Учитель – Желтикова Н.В. Урок русского языка в 6 классе.  Дата­ 20.02.17 г. Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного» Тип урока: повторительно­обобщающий. Форма проведения: урок­путешествие. Оборудование: Презентация, карточки, яблоня с яблочками­ заданиями,  смайлики, стикеры. Цели:1)Повторение изученного в разделе «Имя числительное». Понятие о  части              речи, разрядах, изменении числительных, морфологических и  синтаксических особенностях;            2) Развитие умений отличать числительные от других частей речи,  исполь­ зовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способ­ ностей детей;            3) Воспитание интереса к изучению русского языка.                                               Ход урока 1 Оргмомент. Бодрячок на слова песни В.Высоцкого. Добрый день! (Слайд 1) Громко вновь звенит звонок, Нам пора начать урок, Все волнения отбросьте­ Не забыли о нас гости! Оглянитесь, улыбнитесь, Тихо по местам садитесь. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Это урок­путешествие, полное  неожиданностей и приключений. А отправимся мы с вами в путешествие за  тридевять земель в тридесятое царство. Цель нашего путешествия: (учащиеся  ставят цели самостоятельно на стикерах). Повторить должны мы дружно, как числительное нужно правильно писать, склонять, в речи верно применять. Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. 2 Актуализация знаний. ­А в какое же царство мы отправляемся? Узнаете вы это, показав себя  знатоками русской орфографии. Раздать оценочные листы в группы с  распределением ролей. Орфографическая разминка. Правильно выбранная вами буква будет соответствовать номеру буквы в  названии царства. Итак, вперёд! Ч(и,е)стота в квартире. Учитель – Желтикова Н.В. Дра(м,мм)а Посв(я,е)тить стихи С(ч,щ)астливый Скр(и,е)петь дверью Иску(с,ст)ный Приви(лл,л)егия Зав(и,е)зировать документ Лес(т,тт)ница Прож(е,и)вать хлеб Ли(лл,л)ипут Б(ъ,ь)ющийся Ветре(н,нн)ый Позв(о,а)лять шалости Пос(и,е)деть от горя     (Имя числительное) ­ В какое же, ребята, мы отправляемся царство­государство? ( Правильно, в  царство Имени числительного). Запишем тему в тетрадь. Оцените себя в листе  оценивания. ­ Чтобы добраться до дворца его величества Имени числительного, мы  должны будем препятствия. Итак, отправляемся в царство Имени числительного. 3. Повторение изученного материала. Первое наше препятствие – станция «Теоретическая». Ребята, в любом  путешествии нужны опытные и знающие люди. Вы согласны со мной? (Да). Давайте докажем, что мы опытные и знающие. На доске прикреплена яблоня с яблочками­заданиями. На каждом яблочке  задание. (Дети подходят, отрывают его и отвечают на поставленные вопросы).  Группа оценивает ответ. 1вопрос Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает?  Приведите примеры. ( Имя числительное обозначает количество предметов,  число, а также порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько?   какой?) 2 вопрос. Какие числительные называются простыми, какие ­ составными?   Приведите примеры. ( Числительные, которые состоят из одного слова –  простые; числительные, которые состоят из двух или более слов,­ составные). 3 вопрос. В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине?  (от 5­20, 30 – на конце, от 50­80, 500­900­ после первого корня.) 4 вопрос. Назовите разряды количественных числительных. Приведите  примеры.          ( целые числа­ пять, десять, дробные ­две третьих, собирательные­ трое.) 5 вопрос. Что обозначают порядковые числительные? (порядок предметов  при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать  пятый). Учитель – Желтикова Н.В. 6 вопрос. С чем сочетаются собирательные числительные? ( С именами  существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей  животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат, с существительными,  употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое ножниц.) 7 вопрос. Как склоняются дробные числительные? ( 1­я часть как  числительное, обозначающее целое число, вторая­ как прилагательное во  множественном числе: к трём пятым, с тремя пятыми). Вывод: Ребята, мы успешно справились и преодолели станцию  «Теоретическая». Теперь нас ждёт следующее испытание на станции морфологической  «Склонение числительных». Взаимооценивание по группам. ( Задание раздаю на листочках  по вариантам, один человек около доски). Поставьте числительные в указанных падежах. 1 вариант                                                 2 вариант 464 конверта ( р., тв)                                 757 кастрюль (р., пр) 98 велосипедов (д.,тв)                              557 мотоциклов (д., пр)                          Индивидуальное задание:                              765 рублей (р.,тв)                               600 училищ (тв.,п.п) ­Ребята, а давайте вспомним, в чём особенности склонения числительных  40,  90, 100? ( У них 2 формы. И.В.­ сорок, девяносто, сто.  Р, Д ,Т ,П­ сорока  ,девяноста, ста) Вывод: молодцы, ребята, мы преодолели сложное препятствие. Теперь нас  ждёт препятствие, которое мы должны переплыть. Это синтаксическая река.      Станция « Синтаксическая». Задание: подчеркнуть числительные как члены предложения. 1.Два да два – четыре. 2.Разделите шесть на три. 3.Мы живём на втором этаже. 4.Занятия в спортивной секции начинаются в три часа. Вывод: Какими членами предложения могут быть числительные? (разными  членами предложения). ­ Ещё одно препятствие позади. Давайте, ребята, немножко отдохнём. Физкультминутка (Слайд 3) Раз – подняться, подтянуться. Два – слегка назад прогнуться. Три – присесть. Четыре – встать и руками помахать. Пять – наклоны вправо, влево. Шесть – достать рукой колено. Семь – глазами поморгайте. Учитель – Желтикова Н.В. Восемь – шею разминайте. Девять – ну­ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.(повторить ) Десять – сели образцово, принялись за дело снова. Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без  числительных. Какие числительные здесь употребляются? К какому разряду они относятся?  ( количественные) Чтобы преодолеть следующее препятствие, нам нужно пройти через  морфологический лес. Сделать это будет непросто, но мы должны постараться.    Станция « Морфологическая» Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи, записывая начальную букву в строчку через запятую. Два, двойка, утроить, пятый, семидневный, пятиклассник, одиночка, один,  пятёрка, четыре. Вывод: что, ребята, нужно знать при определении частей речи? ( Правильно  задавать вопрос к слову). ­ А теперь давайте проверим, под силу ли вам станция «Смекалистая?» Ребята, вы должны решить ребусы. 1. « Хитрое предложение». Вы должны его разгадать, иначе нам не попасть в  царство Имени числительного. Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку. 2. 40а, е2, о5, с3ж. Вывод: молодцы, ребята. Вы очень смекалистые. Теперь мы можем  преодолеть любые препятствия. Перед нами ещё одна станция, которая называется «Фразеологическая  разминка». ­ Объясните значение фразеологизмов с числительными: до седьмого пота,  семь пядей во лбу, семь пятниц на неделе, спустить семь шкур. Вывод : молодцы, ребята, вы хорошо знаете фразеологизмы. ­ Прежде чем отправиться к следующему препятствию, давайте послушаем  легенду о жителе этого царства. Из истории числительного «сорок» расскажет Петерс Габриэль (опережающее задание).                       « Немного истории». Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало  «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.       В один сорокъ (т.е. мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих  шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала  мешок, затем мешок с 40 соболями ( или белками) и, наконец, числительное сорок.  ( Из « Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского). ­ Отдохнули, ребята? Хорошо, теперь отправляемся на последнюю станцию  « Сообразительная». Учитель – Желтикова Н.В. ­ Сейчас мы с вами поиграем в игру « Диктор». ­ Диктор , выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача прочитать его правильно. Я вам сейчас раздам по одному рецепту на листочках, а вы должны прочитать его правильно.  (Рецепты приготовления блюд на карточках в радиопередаче «Высокая кухня»).  Карточка № 1 Рыбное филе, запеченное в смета(н,нн)ом соусе Для пригот…вления блюда вам понадоби…ся около 460­500 г рыбного филе, а также около 100­150 г сыра. Рыба панируе…ся в муке (35­40 граммами), сверху зал…вае…ся   ½   стакана   сметаны.   45­55   г   сливочного   масла   будет   вполне достаточно для предварительной обжарки рыбы. Молотый ч…рный перец, соль – по вкусу.  Карточка № 2 Суп из шпината и яиц Для пригот…вления блюда вам понадоби…ся около 450­550 г шпината, а также около 29­35 г. щавеля. Шпинат и щавель, предварительно отваренные в кипящей воде в течение 1/8  часа, обжариваю…ся 37 г муки в 46 г р…стительного масла, затем разводя…ся (не)большим количеством воды и  добавляю…ся  в суп.  Блюдо подае…ся   на   стол   с   нарубленными   вареными   вкрутую   яйцами.   Приготовление этого простого и полезного супа займет у вас (не)более ¼ часа.  Карточка № 3 Кури(н,нн)ая печень в томатном соусе  Для приготовления блюда вам понадоби…ся около 555­650 г кури(н,нн)ой  печени, а также около 1 ½ стакана томатного соуса. Печень обжаривае…ся на ск… вороде  в 35­40 г масла и заправляе…ся томатным соусом.   Отваривае…ся рис  (можно ограничи…ся 150 г), далее смешивае…ся с 200­250 г натертого на крупной терке сыра. Рис выкладывае…ся горкой и заправляе…ся печенью с соусом, сверху  посыпается зеленью п…трушки.  Дополнительное задание: повторить пропущенные орфограммы. 1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров. 2.Брат вернулся около 12 часов. 3.Он взял эту высоту – планку подняли на 198 сантиметров. 4.Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её  корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта. 5.В походе было более 300 школьников. 6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой. Учитель – Желтикова Н.В. 7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых  знаков, состоящих из 139 марок. 8.В семействе колибри – 123 рода, 319 видов, 656 разновидностей. 9.Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1893  года. 10.Длина этого участка около 567 метров. 11.Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935  года. Вывод: Как обойтись бы без числа                Наука точная могла?               Расчёт во всяком деле нужен.               И ты с числительным будь дружен! ­ Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в царство Имени  числительного. Это один из самых интересных разделов в языкознании. Мы  постоянно что­нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество страниц, число  забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок. В завершении нашего урока мне хотелось бы задать вам несколько вопросов: 1)Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное поможет нам не  забыть об этом дне? ( 22 февраля). 2) Как долго мы путешествовали? ( 45 минут). 3) В каком царстве мы побывали? ( в царстве Имени числительного). ­ Ребята, достигли ли вы на уроке поставленных целей? Прикрепите свои  стикеры на лестницу успеха ( на доске). А на партах у каждого лежат по два  смайлика: один грустный, другой весёлый. Покажите смайлик, который  соответствует вашему настроению. ­ Я очень рада, что с урока вы уходите с добрым настроением. Оценки за урок с учетом взаимооценивания в группах ( на оценочных листах). Домашнее задание: найти 5 пословиц с именами числительными и записать в  тетрадь.

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017