План – конспект урока по информатике.
Тема урока: Программирование ветвлений на Паскале.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления на
Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.
Развивающая: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.
Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.
Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, презентация «Ветвления на Паскале», проектор, экран.
Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.
План урока:
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Актуализация деятельности учащихся (5 мин).
2. Объяснение нового материала (13-15 мин).
3. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы (20 мин).
4. Подведение итогов работы (3 мин).
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация деятельности учащихся
- Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.
Даны три стороны треугольника а,b,c.
Найти его площадь S.
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? |
Program (name) |
2. Как записывается раздел описания переменных? |
Var |
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? |
Целые и вещественные |
4. Как записывается оператор присваивания? |
:= |
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? |
Read (readln), write (writeln) |
3. Объяснение нового материала.
Показ презентации «Программирование ветвлений на Паскале».
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи оператор ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;
Перед else точка с запятой не ставится!
Формат полного оператора ветвления: Формат
неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение>
if <логическое выражение>
then <оператор 1> then <оператор>
else <оператор 2>;
Логическое выражение:
• Простой формой логического выражения является операция отношения:
– < меньше,
– > больше,
– <= меньше или равно,
– >= больше или равно,
– = равно,
– <> не равно.
• Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
– not логическое отрицание (НЕ),
– and логическое умножение (И),
– or логическое сложение (ИЛИ),
– xor исключающее ИЛИ
• Порядок действий:
• Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
•
Операторные скобки:
• Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
• Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.
• Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
• Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
• Математическая модель:
Данные: x, y
Результат:
• Варианты:
Если x=5, y=8, то max=8
Если x=6, y=1, то max=6
Если x=5, y=5, то max=5
Программа: Блок-схема:
• Program Vetv1en;
• Var x, y, max: integer;
• Begin
• Writeln (‘Введите два числа’);
• Readln (x, y);
•
if x >=y then max:=x
else max:=y;
• Writeln (‘наибольшее = ’,max);
• End.
4. Выполнение самостоятельной практической работы.
Задание . Представьте фрагмент программы в виде блок-схемы.
1) IF a>b THEN
k:=k+1
ELSE
IF a>b THEN
k:=k+2
ELSE
k:=k+3;
Writeln(k);
1. Дано целое число. Если оно является положительным то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
· var
· b: integer;
· begin
· writeln('Введите целое число');
· readln(b); //Вводим целое число
· if b > 0 then writeln(b + 1) {Если число положительное, то печатаем это число + 1, иначе печатаем это число - 2}
· else writeln(b - 2);
· end.
· Отмтеть решение, как лучшее, плиз.
2. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
5. Домашнее задание 13
6. Подведение итогов занятия. (Оценить роботы учащихся.)
program checker;
var a,c:integer;
begin
writeln('Введите число, четность или нечетность которого следует определить.');
readln(a);
c:=a mod 2;
if c <>0 then begin
writeln('Число ',a,' не является четным');
end;
if c=0 then begin
writeln('Число ',a,' является четным.');
end;
readln;
end.
2
Цели:
образовательная:
познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы
на языке программирования Turbo Pascal, содержащие оператор ветвления.
развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Знать: структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.
Уметь: составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.
Тип урока: урок закрепления знаний по Паскалю и изучения нового материала с применением информационных технологий.
Форма урока: комбинированная.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.
Комплексно-методическое обеспечение:
Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, литература
План урока
1. Организационный момент (2 мин)
- приветствие;
- сообщение темы, целей урока;
- рассказ о ходе урока.
2. Мотивация(2 мин)
3. Проверка домашнего задания(4 мин)
4. Актуализации знаний (5 мин)
- учащиеся выполняют тест за ПК;
5. Объяснение новой темы (10 мин)
- изложение нового материала;
6. Формирование умений и навыков (6 мин.)
Работа учащихся по карточкам
(отдельные учащиеся объединяются в группы по двое)
Составляют конструкции
ветвлений
7. Закрепление знаний (7 мин.)
- выполнение учащимися практической работы (работа за ПК)
Физминутка
двигательная (уч-ся
садятся за ПК)
8. Домашнее задание.(2 мин)
9.Итог урока. (2
мин)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим
знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока:
«Оператор ветвления»
Открыли тетради, записали число и тему урока.
Мы познакомимся с новым оператором, его разновидностями и каждый из вас сегодня
на уроке должен научиться записывать оператор на языке Паскаль, разрабатывать
программу, используя те операторы, которые вы уже знаете и, конечно же, новый
оператор ветвления (Приложение 1).
Слайд 1
Тема: Оператор ветвления.
2. Мотивация (2 мин)
Учитель. А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого
программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и
понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать
самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае
запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы
поняли, но скоро мы все это забудем.
3. Проверка домашнего задания (4 мин)
Слайд 2 – 5
Учащиеся сверяют с доской, исправляют ошибки у себя в тетрадях и на доске.
1.Найдите периметр пятиугольника
program _1;
var a, b, c, d, e, P: integer;
begin
writeln (‘введите стороны пятиугольника’);
readln (a,b,c,d,e);
P:=a+b+c+d+e;
writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P);
end.
2. Найдите значение выражения 5х2-10х+2 для любого
значения х
program _2;
var x, y: real;
begin
writeln (‘введите любое число’);
readln (х);
y:=5*х^2-10*х+2;
writeln (‘значение выражения =‘, y);
end.
4. Актуализации знаний (5 мин)
Слайд 6
Повторение ранее изученного материала. Компьютерный тест.
Учащиеся отвечают на вопросы компьютерного теста (Приложение 2).
5. Объяснение новой темы (10 мин)
Слайд 7
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)
Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем,
на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь –
жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования,
что написано на камне? (Это
ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если
налево, то погибнет).
Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или
разветвляющиеся алгоритмы.
Слайд 8
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от
условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)
Слайд 9
И в языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.
Слайд 10
Слайд 11 – 12
На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF A>B THEN B:=B*2
Слайд 13
Слайд 14
IF (условие)
THEN (операторы) ELSE (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. IF
A>B THEN max:=A
ELSE max:=B;
Слайд 15
Напишем программу для данной задачи (ученики
комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if A>B then max:=A
else max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.
6. Формирование умений и навыков (6 мин.)
Слайд 16
Решим еще несколько задач. Запишем только конструкции операторов. Работа по
карточкам. (Карточки раздаются каждому ученику). Записать конструкции
операторов ветвления для следующих задач:
Карточка “Задачи по
теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Задача № 1: Ввести число. Если оно
неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их
произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном
случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего
меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8,
разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы: 1. If x>0 then y:
=x-50 else y: =x+100;
2. If a*b<0
then y:=a*b*(-2) else y:=a*b*3;
3. If A>B then C:=A-B;
4. If x>8 then y:=x/4 else y:=x*5;
7. Закрепление знаний (7 мин.)
Слайд 17
Практическая работа в
среде Turbo Pascal
Учитель:
чтобы убедиться, что программа написана верно, проверим это в среде Turbo
Pascal.
Учащиеся
садятся за ПК и набирают программу, компилируют и запускают на исполнение.
Записать программу для любой задачи и запустить.
Физминутка двигательная (уч-ся садятся за ПК)
8. Домашнее задание (2 мин) Слайд 18
Задача. Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму
уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
Или
Написать
программы для любых двух задач из карточки (Приложение 3).
9. Итог урока (3 мин)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.