Тема урока: «Жизнь и творчество Шайхзады Бабича».
Оценка 5

Тема урока: «Жизнь и творчество Шайхзады Бабича».

Оценка 5
Презентации учебные
docx
история
8 кл
26.11.2017
Тема урока: «Жизнь и творчество Шайхзады Бабича».
Публикация является частью публикации:
План урока.docx

1.   Информация об участнике

 

1.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа с.Верхнеманчарово муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

2.Арсланова Рауза Тухбатулловна

3. Тема урока: «Жизнь и творчество Шайхзады Бабича».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа с.Верхнеманчарово муниципального района

 Илишевский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронный урок  истории и культуры Башкортостана

на тему:

 « Жизнь и творчество Шайхзады Бабича».

 

 

 

                                                                                  Класс 8.

 

 

               Подготовила: Арсланова Рауза Тухбатулловна.

 

 

 

 

 

                                         2017г.

Слайд 1. Тема урока: « Жизнь и творчество Шайхзады Бабича».

Слайд 2.Тип урока: комбинированный.

Цели урока: образовательные: вызвать интерес к жизни и творчеству Шайхзады Бабича;

разъяснить   учащимся идейное содержание его произведений;

приобщать школьников к национальной культуре;

развивающие: развивать навыки выразительного чтения стихотворений;

продолжить работу над анализом произведений;

развивать устную речь учащихся и расширять кругозор;

развивать артистические способности учащихся;

воспитательные: создать на уроке атмосферу творческого вдохновения; которая даст возможность каждому обучающемуся поверить в свои способности;

воспитывать любовь к родной башкирской поэзии;

 воспитывать уважение к народам республики;

воспитывать патриотические чувства.

Формируемые результаты:

Предметные: знать биографию поэта, его стихи и их содержание.

Личностные: сформировать интерес и ответственное отношение к учебе, способствовать к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные: уметь применять полученные знания для решения учебных и познавательных задач; делать выводы по изученному.

Планируемый результат: обучающийся познакомиться с жизнью и творчеством поэта, стихами, научиться анализировать изученный материал.

Слайд 3.  Структура урока.

1.Мотивационный этап (1 мин)

2.Проверка знаний (5 мин)

3.Актуализация знаний  и умений(1 мин)

4.Изучение нового материала (15 мин)

5.Первичное закрепление и проверка усвоения изученного материала (17 мин)

6.Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

7. Итоги урока. Домашнее задание.( 1 мин)

Оборудование:

 1. Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3.Выставка книг Шайхзады Бабича.

4.Учебник КБ. 8 класс.

Ход урока: 1. Мотивационный этап.

Слайд  4.   Добрый день дорогие ребята! Мы сегодня с вами продолжим наше путешествие в мир истории и культуры Башкортостана.

2.Проверка знаний.

Слайд 5.  Для начала давайте повторим пройденный материал.

Слайд 6.   1.О ком мы говорили на прошлом уроке? (  Мажит Гафури).

2.Когда и где он родился?  (20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново  Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район Башкортостана)

3.Расскажите что вы ещё узнали о нем?

4.С каким произведением М.Гафури вы познакомились? (Повесть «Черноликие»).

Слайд 7.   8. Где и когда происходит действие повести?

(Действие повести происходило в конце XIX века, в мусульманской деревне0.

9. Опишите медресе.   («медресе было прибрано, низкий стол у окна покрыт клетчатой скатертью, а справа, на полу горкой сложено несколько подушек»)

10. Как шакирды относятся к хазрету?

(«Мы тотчас же встали и, сложив руки на груди, застыли, как каменные изваяния. Хотя никто из нас не знал никакой вины за собой, наши сердца забились в страхе». Это говорит о том, что шакирды боялись присутствия хазрета, с почтением к нему относились).

Слайд 8.   11. Что нарушило привычный ход занятий в медресе?

(Двери медресе распахнулись, с громкими криками ввалились какие-то люди).

12. В чем обвиняются Закир и Галима? Почему?    (Закира и Галиму обвиняют в том, что их видели вместе близко сидящими. По законам шариата неженатые мужчина и женщина не должны видеть друг друга, а тем более находиться рядом).

13. Почему людям так важно было рассудить влюбленных по всей строгости шариата?

(Потому что люди очень завидовали счастью молодых, мулла и приверженцы ненавидят их любовь, и их душевную чистоту).

Слайд 9.   14. Охарактеризуйте отца Галимы. Мог ли он защитить дочь свою дочь?

(«Дядя Фахри очень горячий человек. Он по пустякам колотит палкой сыновей, его гнева боится жена, прожившая с ним 40 лет»).

( Отец мог защитить свою дочь, но он сам был обманут муллами, живет в плену религиозных предрассудков. Любое нарушение религиозных законов рассматривает, как тяжкий грех, тем более, если его совершила его дочь).

Слайд 10.   15. Как развивались бы события, если бы Фахри защитил свою дочь?

(Если бы отец Галимы защитил ее от подобного, встал бы на ее защиту, рассмотрел бы ситуацию как клевету, а ничто иное, если бы не был сам религиозным фанатиком, то судьба героини сложилась бы по другому. Ведь от нее отказался самый близкий и родной человек – это ее отец, который как никто другой знает ее порядочность и целомудренность).

16. В чем заключается трагизм героев повести? В чем просвещенность и невежество героев?    (Судьба героев складывается печально. Галима, не выдержав позора и проклятия отца, сходит с ума и погибает в проруби. Закир – лучший джигит деревни, искалеченный и опозоренный, вынужден уехать из деревни).

3.Актуализация знаний.

Слайд 11.   Древнее восточное изречение гласит: «Великие люди - это метеоры,
сами себя сжигающие, чтобы осветить мир».  
      Мы сегодня  познакомимся с одним из таких людей, окунёмся в мир поэзии,
 которую создал необыкновенно талантливый молодой башкирский поэт .
Поговорим о нём как о личности, его короткой трагической жизни и творческом наследии.

Слайд 12.   О ком идет речь?
Этот поэт родился в селе Асяново Дюртюлинского района.
В селе Асяново есть музей этого поэта.

Слайд 13.  Запишем тему нашего урока: «Жизнь и творчество Шайхзады Бабича».

Слайд  14.    4.Изучение нового материала.

Жизненный путь поэта.  1895 год у муллы Мухамметзакира начался с радости: второго января в его доме родился мальчик. Этот младенец родился в «рубашке». Казалось, что с первого же вздоха ребенка судьба сулила ему только счастье и радость. Этому мальчику, рожденному со знаком счастья, дали имя Шайхзада.

Итак, башкирский поэт Шайхзада Мухаметзакирович Бабич родился 2 января (15 января) 1895 года в селе Асян Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан

Слайд 15. Фотография поэта.

Слайд 16.     Родословная поэта

    Бабичевы — вотчинники древнего башкирского дуванского рода. Родословная Бабичевых объединяет пять поколений.

    Дедушка Бэбес — его сын Мухтар — его сын Ишбулды — его сын Гильван — его сын Мухаметзакир — и его сын Шайхзада. Мухтар Бабичев жил в 1742- 1822 годах. У него были пять сыновей: Илекай, Ишбулды, Ишалы, Ишкилде, Гайнулла. Илекай Мухтаров был походным старшиной, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Он до конца своей жизни жил в деревне Тартышево. Мухаметзакир (отец поэта) проживал в д.Тартышево, д.Асяново, д.Кигазытамаково.

Слайд 17.   В многодетной и дружной семье муллы Мухамметзакира главным богатством были книги, еще до 1905 года в его дом регулярно поступали газеты. В этом доме, озаренном светом книг, у одаренного Шайхзады очень рано проявилась тяга к творчеству.

В 1910 году Бабич покидает родной аул, медресе отца и отправляется в казахские степи. В летние месяцы 1910 и 1913 гг. он живет в ауле Дусенбай у казаха по имени Муртаза и учит детей.

    Осенью 1911 года Шайхзада Бабич становится шакирдом медресе «Галия». В этом медресе, широко известном среди российских мусульман, воспитано много будущих поэтов, журналистов, педагогов. Вместе с татарами и башкирами здесь учились казахи, узбеки, туркмены, азербайджанцы, киргизы.

Слайд 19.   Среди шакирдов Шайхзада Бабич очень скоро стал самой заметной личностью. Он всегда был первым в выпуске рукописных журналов «Крючок», «Парлак», в организации концертов «Кружка национальных мелодий, сцены и литературы». Остроумный Шайхзада читает стихи, играет на мандолине, поет своим низким голосом. Очень наблюдательный, острый на язык, он метко высмеивает недостатки не только медресе, но и всего города. Но, ставший знаменитым, этот шакирд вовсе не проводит время в медресе впустую.

У него на счету был каждый час, потому что впереди была большая цель. Светлая библиотека медресе стала его любимым местом. Он близко общается с Галимжаном Ибрагимовым, который с 1915 года стал преподавать здесь и сыграл значительную роль в дальнейшем творческом развитии Бабича.

Слайд 20.   Всю свою жизнь Бабич преклонялся перед народом, который превратился в огромную его любовь, и все мысли и чувства поэта были неотделимы от этого.

 В 1905-1907 гг. под влиянием первой русской революции угнетенные нации поднялись на борьбу за землю и свободу. В те годы башкирскому народу требовалось создать на родном языке печать и книгоиздание, развивать родную литературу, культуру и просвещение. Шайхзада Бабич не мог оставаться в стороне от споров о судьбе башкир. В стихотворении «Ожидание», написанном в 1916 году, каждая строка полна любви к родному народу, веры в его будущее.

Прочитайте стихотворение на странице 225.

Слайд 21.   Уже во время учебы в медресе «Галия» Бабич предстал как остроумный поэт, мастерски читающий свои стихи со сцены. В свою эпоху Бабич был самым популярным поэтом среди башкир и татар и завоевал такую славу прежде всего своими сатирическими и юмористическими произведениями. Имя поэта передавалось из уст в уста.

 Судьба Бабича, родившегося со знаков добра, оказалась трагичной, но ее нельзя назвать несчастливой! Гражданская война. Население, в большинстве своём неграмотное, конечно же, не смогло разобраться в происходящем. Брат пошёл на брата, сын  на отца. И те, и другие лютовали вне всякого предела. Придут белые, грабят, придут красные - всё одно.

Слайд 22.    Бабич был сподвижником Заки Валиди. «Мы не белые и не красные, мы - башкиры!» Когда соглашение было достигнуто, войска Валиди перешли на сторону Красной армии, Бабичу с группой солдат поручается перевезти архив правительства из Темясово в Красную мечеть. Это в Мраково. Во время этого перемещения происходит трагедия. Он прожил всего 24 года. 28 марта 1919 года при исполнении служебных обязанностей погиб в селе Зилаир Республики Башкортостан.

Сегодня невозможно представить башкирскую литературу без творений Шайхзады Бабича. Родной народ свято чтит светлую память любимого поэта.

Слайд 24.    На родине поэта, в селе Асян Дюртюлинского района, открыт дом-музей. Именем поэта называют улицы и скверы. Средняя школа также носит имя Шайхзады Бабича. Установлен большой памятник Шайхзаде Бабичу. Кажется, его губы словно шепчут:

    Сквозь толщу лет обретя покой

    Пусть жертвой безвременно лягу,

    Пусть юности минет пора, -

    Народу принёс я присягу

    Из золота и серебра!

Слайд 25-31. В доме музее в с.Асяново.

Слайд 32.    В 1995 году в честь поэта в Башкортостане была учреждена молодежная премия, которой ежегодно удостаиваются лучшие из лучших в области литературы, искусства и архитектуры. Со дня первого чествования молодых талантов прошло уже 22 года. За эти годы лауреатами премии стали около 60 представителей творческой молодежи. Среди них художники, музыканты, актеры, певцы, поэты, композиторы, творческие коллективы, журналисты, представители других профессий. Помимо почетных дипломов и нагрудных значков лауреаты получают премию.

Слайд 33.    А сейчас гимнастика для глаз..

- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза. 
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза. 
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. 

Слайд 34.    А сейчас  откройте учебники на странице 226-227 и прочитайте стихи «Присяга народу», «Курай»,  «Мы», «Для кого».

Слайд 35.

Звенящее золотом слово
Не ради почета пою, -
Пою для народа родного
В родном златоцветном краю...      «Присяга народу",  1914 год

5.Первичное закрепление и проверка усвоения изученного материала.

Слайд 36.    Беседа после знакомства с произведением.     « Присяга народу».

1.О каком времени говорится в произведении?

2.О чём беспокоится поэт?

3.Какие слова подчёркивают любовь поэта к родине?

4.В чём видит поэт свою главную задачу?

      « Курай». 1.  Какими словами он передает красоту природы и свои нежные чувства  к  Башкортостану.

 О чем говорится в стихах « Мы» и « Для кого».

Слайд 37.    Поработайте в паре. Подумайте и задайте вопросы друг другу по теме.

Теперь ответьте на мои вопросы:

1.Когда и где родился Шайхзада Бабич?

2.Где он учился?

 3.Какие стихи он написал?

Слайд 38.     4.Каким человеком был Шайхзада Бабич?

5.Какие черты его характера вам особенно нравятся?

6.Хотели бы вы иметь такого отважного друга?

7.Какие произведения оставили в вашей душе

 неизгладимый след?

8. А может, не следовало лезть в пекло?

Отсидеться, а уже потом «отстреливаться», как это сделали иные?

Слайд 40.    6.Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке?

Слайд 41.

1.      Узнали про поэта Шайхзаду Бабича– поэта, агитатора,  пропагандиста  справедливости .

2.      Он занимает в современной поэзии ведущее место.

3.      Прочитали его стихи.

4.       Главный герой его стихов простой человек.

5.       Было трудно анализировать стихотворный текст

6.       Теперь я могу анализировать стихотворения

7.       Я почувствовал любовь поэта к Родине.

Слайд 42.     Чему научились?

Слайд 43.    Любить свою Родину и свой народ.

Гордится подвигами и достижениями своего народа

Уметь видеть красоту природы родного края.

Слайд 44.

Молодцы!   Вы сегодня хорошо поработали

Слайд 45.   Посмотрите на выставку, которую приготовила библиотекарь школы. Эти книги можно взять для чтения в нашей школьной библиотеке.

Слайд 46.   Домашнее задание.  Прочитать параграф 27.  Прочитайте стихотворение

« Башкортостан». (стр.228-229)

Слайд 47.   Нарисуйте в тетради смайлик отражающий ваше настроение после урока.

Спасибо за урок!   До следующей встречи!!!

 

Источники и интернет ресурсы.

1.Учебник КБ 8 класс.

2.Ватандаш.http://vatandash.ru/index.php?article=1415

3. Википедия

4.Дружба  общественно-политическая газета 23.01.2015г

5.Фото из интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Информация об участнике 1

Информация об участнике 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Слайд 1. Тема урока: « Жизнь и творчество

Слайд 1. Тема урока: « Жизнь и творчество

Ход урока: 1. Мотивационный этап

Ход урока: 1. Мотивационный этап

Ведь от нее отказался самый близкий и родной человек – это ее отец, который как никто другой знает ее порядочность и целомудренность)

Ведь от нее отказался самый близкий и родной человек – это ее отец, который как никто другой знает ее порядочность и целомудренность)

Слайд 17. В многодетной и дружной семье муллы

Слайд 17. В многодетной и дружной семье муллы

Судьба Бабича, родившегося со знаков добра, оказалась трагичной, но ее нельзя назвать несчастливой!

Судьба Бабича, родившегося со знаков добра, оказалась трагичной, но ее нельзя назвать несчастливой!

Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд

Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд

Он занимает в современной поэзии ведущее место

Он занимает в современной поэзии ведущее место
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017