Тема. Звуки и буквы.
Оценка 4.6

Тема. Звуки и буквы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
06.04.2019
Тема. Звуки и буквы.
Тема. Звуки и буквы. Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов. Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий. Оборудование: карточки с буквами ,предметные картинки, лента букв, печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, иллюстрация «Весна». Ход урока: I. Организационный момент. -Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/ -Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/ II. Чистописание -Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради. -Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/ И наклонно положу. /Кладут наклонно/ Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/ Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/ Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/ За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы. Почему эти буквы мы называем хитрыми? НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ - Что объединяет эти слоги и слова? Мягкий знак – хитрый знак: Не сказать его никак. Он не произносится, Только в слово просится! - Для чего Ь просится в слово? - Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ. Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему? Работа у доски и в тетради со словами: (совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн. (самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас. Почему в словах разное количество букв и звуков? Запишите в тетрадь. III.Словарная работа. Отгадайте загадки: - Летом наедается, зимой высыпается. - Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. 2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.) 4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.) 5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске: Медведь на ухо наступил. Медвежьи объятия. Медвежья услуга. - Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.) - Запишите тот, который вам больше понравился. IV. Самоопределение к деятельности. Работа по иллюстрации «Весна» -Рассмотрите иллюстрацию.Составьте по ней предложения. - На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и неречевые/ - Мы не буквы, мы - звуки речи Изучает фонетика нас. Мы не буквы, мы - звуки речи Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласной - прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/ - Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/ V. Работа по теме урока. - А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах. -Жили-были в одной волшебной стране звуки. Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ". - Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали .../гласными/. Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ" -Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/ Фонетическая зарядка. - Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули ... /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./ - Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они.../согласными/. Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ" - Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”. - Ребята, а чем отличаются звуки от букв? VI.Работа с учебником. Упражнение №2 с.46 -Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь. Звуки мы слышим и произносим. - На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? /С гласными/ -Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и безударными/ Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ" - Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/ Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ". VII. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с учебником. Упражнение №4 с.47- выполняют по рядам. /По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах, по окончании проверка/. -Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/ -Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слово буквами. -Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? VIII.Физкультминутка Физкультминутка с движениями. Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся за парты.) IX. Звуко-буквенный анализ слов (продолжение) - Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать? - Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт. /Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./ - Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше? X. Упражнения в транскрибировании слов. - Давайте составим к слову "ЯМА" транскрипцию. - А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й,ама] Игра "Найди ошибку". Работа в парах - Сегодня мы говорили о половодье. Талая вода течёт в реки, а из рек попадает в море. Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и "ВОДА" - У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову. Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать правильный вариант. Как будете готовы поднимите руки, соединённые рукопожатием. [ мор,э] [ мор,е] [ вада] [ вода] - Молодцы. Это [ мор,э] и [ вада]. Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями. XII. Закрепление пройденного материала. Работа в рабочих тетрадях. с.24 №3 - Откройте рабочие тетради на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова - названия животных. /Дети комментируют с места и пишут/. XII. Контроль и оценка знаний. - Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает слово "НЕВОД» XIII. Итоговая рефлексия. - Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? - Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать. - Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? - Вам понравился урок? - Что особенно понравилось на уроке
урок звуки и буквы 1 класс.docx
Тема. Звуки и буквы. Цели: уточнить   представление   о   существенных   признаках   звуков   и   букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов. Планируемые   результаты: учащиеся   научатся   распознавать   условные обозначения   звуков   речи;   применять   полученные   знания   при   выполнении заданий. Оборудование: карточки   с   буквами   ,предметные   картинки,   лента   букв, печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, иллюстрация «Весна». Ход урока: I. Организационный момент. ­Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжки, ручки  и  тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! ­ Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/ ­Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/ II. Чистописание ­Грамотный   человек   должен   уметь   красиво   и   правильно   писать.   Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради. ­Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/ И наклонно положу. /Кладут наклонно/ Я, друзья, от вас не скрою ­ /Берут ручки/ Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/ Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/ За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в  тетрадь эти буквы. Почему эти буквы мы называем хитрыми? НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ ­ Что объединяет эти слоги и слова? Мягкий знак – хитрый знак: Не сказать его никак. Он не произносится, Только в слово просится! ­ Для чего Ь просится в слово? ­ Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ. Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему? Работа у доски и в тетради со словами: (совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн. (самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас. 1 Почему в словах разное количество букв и звуков? Запишите в тетрадь. III.Словарная работа. Отгадайте загадки: ­ Летом наедается, зимой высыпается. ­ Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. 2)­ Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение,  подчеркиваем орфограммы. 3)­А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым  словарем.) 4)­ Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в  тетради.) 5)­ Прочитайте фразеологические обороты на доске: Медведь на ухо наступил. Медвежьи объятия. Медвежья услуга. - Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.) ­ Запишите тот, который вам больше понравился. IV. Самоопределение к деятельности. Работа по иллюстрации «Весна» ­Рассмотрите иллюстрацию.Составьте по ней предложения. ­ На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и неречевые/ ­ Мы не буквы, мы ­ звуки речи Изучает фонетика нас. Мы не буквы, мы ­ звуки речи Произносят и слышат  нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласной ­ прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. ­ Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? ­   Сегодня   мы   поговорим   о   звуках   и   буквах.   Откройте   учебники   на   с.45. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/ ­ Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/ V. Работа по теме урока. ­ А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах. ­Жили­были в одной волшебной стране звуки. Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ". ­ Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были   невидимками.   А   вот   слышать   их   было   можно.   Шесть   звуков   были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали .../гласными/. 2 Упражнение №2 с.46 Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ" ­Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/ Фонетическая зарядка. ­ Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули   ...   /Учитель   показывает   на   ленте   букв   различные   чередования звуков, а дети поют./ ­ Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень   дружили,   во   всём   соглашались   с   гласными,   любили   стоять   с   ними рядом.  И назывались они.../согласными/. Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ" ­ Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю   одежду.   Стоило   её   надеть,   как   звуки   становились   видимыми   и превращались в буквы. Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”. ­ Ребята, а чем отличаются звуки от букв? VI   .Работа с учебником.    ­Прочитайте   задание.   Давайте   составим   предложение   о   звуках   с   помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь. Звуки мы слышим и произносим. ­ На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? /С гласными/ ­Благодаря   этой   дружбе   какими   становятся   гласные?   /Ударными   и безударными/ Учитель   выставляет   на   доску   карточки   со   словами   “УДАРНЫЕ”   и "БЕЗУДАРНЫЕ" ­   Давайте   всё   выясним   о   согласных   звуках.   Какие   бывают   согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/ Учитель   выставляет   на   доску   карточки   со   словами   “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ". VII. Звуко­буквенный анализ слов. Работа с учебником.   /По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах, по окончании проверка/. ­Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/ ­Составьте   звуковую   схему   слов   из   кругов,   через   тире   запишите   слово буквами. ­Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? VIII.Физкультминутка Физкультминутка с движениями. Тихо плещется вода,   Упражнение №4 с.47­ выполняют по рядам. 3 Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся за парты.) IX. Звуко­буквенный анализ слов (продолжение) ­ Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать?  ­ Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт. /Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./ ­ Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше?  X. Упражнения в транскрибировании слов. ­ Давайте  составим к слову "ЯМА" транскрипцию. ­ А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й,ама] Игра "Найди ошибку". Работа в парах ­   Сегодня   мы   говорили   о   половодье.   Талая   вода   течёт   в   реки,   а   из   рек попадает в море. Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и "ВОДА" ­ У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову. Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать правильный   вариант.   Как   будете   готовы   поднимите   руки,   соединённые рукопожатием. [ мор,э]     [ мор,е]    [ вада]     [ вода] ­ Молодцы. Это [ мор,э]  и   [ вада].     Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями. XII. Закрепление пройденного материала. Работа в рабочих тетрадях.    ­ Откройте рабочие тетради на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые   обозначения   буквами.   Запишите   в   тетрадь   слова   ­   названия животных. /Дети комментируют с места и пишут/. XII. Контроль и оценка знаний. ­ Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает слово "НЕВОД» XIII. Итоговая рефлексия.     с.24 №3 4 ­ Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? ­ Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать. ­ Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?  ­ Вам понравился урок?  ­ Что особенно понравилось на уроке 5

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019