Тема. Звуки и буквы.
Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.
Оборудование: карточки с буквами ,предметные картинки, лента букв, печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, иллюстрация «Весна».
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/
-Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/
II. Чистописание
-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради.
-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/
И наклонно положу. /Кладут наклонно/
Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/
Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа
Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы. Почему эти буквы мы называем хитрыми?
НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ
- Что объединяет эти слоги и слова?
Мягкий знак – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Только в слово просится!
- Для чего Ь просится в слово?
- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ.
Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?
Работа у доски и в тетради со словами:
(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.
(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.
Почему в словах разное количество букв и звуков?
Запишите в тетрадь.
III.Словарная работа.
Отгадайте загадки:
- Летом наедается, зимой высыпается.
- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.
2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.
3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.)
4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)
5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске:
Медведь на ухо наступил.
Медвежьи объятия.
Медвежья услуга.
- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.)
- Запишите тот, который вам больше понравился.
IV. Самоопределение к деятельности.
Работа по иллюстрации «Весна»
-Рассмотрите иллюстрацию.Составьте по ней предложения.
- На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и неречевые/
- Мы не буквы, мы - звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы - звуки речи
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласной - прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/
- Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/
V. Работа по теме урока.
- А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.
-Жили-были в одной волшебной стране звуки.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ".
- Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали .../гласными/.
Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ"
-Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/
Фонетическая зарядка.
- Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули ... /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./
- Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они.../согласными/.
Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ"
- Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.
- Ребята, а чем отличаются звуки от букв?
VI.Работа с учебником. Упражнение №2 с.46
-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.
Звуки мы слышим и произносим.
- На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? /С гласными/
-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и безударными/
Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ"
- Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/
Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".
VII. Звуко-буквенный анализ слов.
Работа с учебником. Упражнение №4 с.47- выполняют по рядам.
/По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах, по окончании проверка/.
-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/
-Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слово буквами.
-Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?
VIII.Физкультминутка
Физкультминутка с движениями.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)
IX. Звуко-буквенный анализ слов (продолжение)
- Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать?
- Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.
/Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./
- Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше?
X. Упражнения в транскрибировании слов.
- Давайте составим к слову "ЯМА" транскрипцию.
- А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й,ама]
Игра "Найди ошибку". Работа в парах
- Сегодня мы говорили о половодье. Талая вода течёт в реки, а из рек попадает в море.
Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и "ВОДА"
- У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову. Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать правильный вариант. Как будете готовы поднимите руки, соединённые рукопожатием.
[ мор,э] [ мор,е] [ вада] [ вода]
- Молодцы. Это [ мор,э] и [ вада].
Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями.
XII. Закрепление пройденного материала.
Работа в рабочих тетрадях. с.24 №3
- Откройте рабочие тетради на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова - названия животных.
/Дети комментируют с места и пишут/.
XII. Контроль и оценка знаний.
- Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает слово "НЕВОД»
XIII. Итоговая рефлексия.
- Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается?
- Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.
- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
- Вам понравился урок?
- Что особенно понравилось на уроке
урок звуки и буквы 1 класс.docx
Тема. Звуки и буквы.
Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв;
учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные
обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении
заданий.
Оборудование: карточки с буквами ,предметные картинки, лента букв,
печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, иллюстрация «Весна».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/
Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/
II. Чистописание
Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы
продолжить обучение нам нужны тетради.
Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/
И наклонно положу. /Кладут наклонно/
Я, друзья, от вас не скрою /Берут ручки/
Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно
держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа
Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в
тетрадь эти буквы. Почему эти буквы мы называем хитрыми?
НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ
Что объединяет эти слоги и слова?
Мягкий знак – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Только в слово просится!
Для чего Ь просится в слово?
Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ.
Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?
Работа у доски и в тетради со словами:
(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.
(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.
1 Почему в словах разное количество букв и звуков?
Запишите в тетрадь.
III.Словарная работа.
Отгадайте загадки:
Летом наедается, зимой высыпается.
Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.
2) Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение,
подчеркиваем орфограммы.
3)А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым
словарем.)
4) Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в
тетради.)
5) Прочитайте фразеологические обороты на доске:
Медведь на ухо наступил.
Медвежьи объятия.
Медвежья услуга.
- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.)
Запишите тот, который вам больше понравился.
IV. Самоопределение к деятельности.
Работа по иллюстрации «Весна»
Рассмотрите иллюстрацию.Составьте по ней предложения.
На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и
неречевые/
Мы не буквы, мы звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласной прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45.
Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/
Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/
V. Работа по теме урока.
А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.
Жилибыли в одной волшебной стране звуки.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ".
Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они
были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были
певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали .../гласными/.
2 Упражнение №2 с.46
Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ"
Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/
Фонетическая зарядка.
Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой,
вдохнули ... /Учитель показывает на ленте букв различные чередования
звуков, а дети поют./
Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они
очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними
рядом. И назывались они.../согласными/.
Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ"
Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился
волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться
с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому
жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и
превращались в буквы.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.
Ребята, а чем отличаются звуки от букв?
VI
.Работа с учебником.
Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью
готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.
Звуки мы слышим и произносим.
На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками
дружит ударение? /С гласными/
Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и
безударными/
Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и
"БЕЗУДАРНЫЕ"
Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные?
/Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/
Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”,
"ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".
VII. Звукобуквенный анализ слов.
Работа с учебником.
/По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах,
по окончании проверка/.
Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/
Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слово
буквами.
Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?
VIII.Физкультминутка
Физкультминутка с движениями.
Тихо плещется вода,
Упражнение №4 с.47 выполняют по рядам.
3 Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)
IX. Звукобуквенный анализ слов (продолжение)
Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах
может не совпадать?
Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в
тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в
эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.
/Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./
Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше?
X. Упражнения в транскрибировании слов.
Давайте составим к слову "ЯМА" транскрипцию.
А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й,ама]
Игра "Найди ошибку". Работа в парах
Сегодня мы говорили о половодье. Талая вода течёт в реки, а из рек
попадает в море.
Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и "ВОДА"
У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову.
Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать
правильный вариант. Как будете готовы поднимите руки, соединённые
рукопожатием.
[ мор,э] [ мор,е] [ вада] [ вода]
Молодцы. Это [ мор,э] и [ вада].
Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями.
XII. Закрепление пройденного материала.
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые
обозначения слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените
звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова названия
животных.
/Дети комментируют с места и пишут/.
XII. Контроль и оценка знаний.
Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон
веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море
невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает
слово "НЕВОД»
XIII. Итоговая рефлексия.
с.24 №3
4 Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается?
Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они
связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно,
красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.
Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
Вам понравился урок?
Что особенно понравилось на уроке
5
Тема. Звуки и буквы.
Тема. Звуки и буквы.
Тема. Звуки и буквы.
Тема. Звуки и буквы.
Тема. Звуки и буквы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.