Номинация: Тематический урок
Тема: «Космическое путешествие»
Класс: 2
Цель: создать условия для систематизации и расширения представлений детей о космосе и космонавтах.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с первым космонавтом.
2.Содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, содействовать развитию фантазии.
3.Воспитывать воспитывать чувство гордости за свою страну, прививать уважение к истории России.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: ИКТ, пазлы «Космонавт», карточки
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
1.умение организовать рабочее место
2.развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
3.умение самостоятельно делать выводы;
4.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
5. осознавать сущность выполненной работы на уроке
Познавательные УУД:
1.поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;
2.развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение и т.д;
3.уметь отвечать на вопросы учителя
Коммуникативные УУД:
1.умение оформлять свои мысли в устной форме,
2.сотрудничать со взрослыми и сверстниками
3.слушать и понимать речь других.
4.соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Регулятивные УУД:
1.формирование умения оценивать себя и товарищей.
2.формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;
3.оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
Этап урока |
Содержание |
Деятельность детей |
УУД |
|
Организационный момент |
1)Приветствие -Здравствуйте, ребята! Сесть смогут те дети, кто отгадает анаграмму, которую вы видите на слайде (слайд 1) Ко.м.с (космос) -Ребята, кто знает, что такое космос? -Я предлагаю вам провести наш урок на борту космической ракеты и совершить путешествие в космос. (слайд 2) |
Отгадывают анаграмму |
Л- 1,2,3 П- 3 К- 3,4 |
|
Актуализация знаний |
1)Работа со слайдом презентации
-Внимание! Экипажу занять свои места в ракете! Надеть шлемофоны, пристегнуть ремни! (слайд 3) - Ребята, теперь вы не только ученики, а члены космического экипажа! Наш полёт будет длительным, целых 40 минут, а чтобы он прошёл успешно необходимо вспомнить, какой праздник отмечают 12 апреля? - Правильно, День космонавтики! (слайд 4) - Ребята, догадались, о чём мы сегодня будем вести разговор?
|
Отвечают на вопросы учителя |
Л-2,3; П-1,3; К-2,3 Р-2. |
|
Открытие новых знаний |
1)Беседа
-Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются (слайд 5). Спустя много лет астрономами было доказано, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами(слайд 5).
В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго. Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на "разведку" животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы(слайд 6). Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики(слайд 7). Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру. Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и многому другому. Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка. На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели Белка и Стрелка. Оони возвратились на Землю(слайд 8). Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Групповая работа «Собери пазл» - Один, два, три- пуск! Мы в полёте(слайд 9). И чтобы наш полет прошел успешно, нужно разделиться на 3 группы. У вас на столах лежат пазлы, которые необходимо собрать(слайд 10). На работу 2 минуты.
-Итак, какая группа готова ответить? -А кто такие космонавты?
Индивидуальная работа в каточках. Проверка по документ-камере
- Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли. Пришло время поработать самостоятельно.
-Какими качествами должны обладать космонавты? У вас на столах лежат карточки, подчеркните те качества, которыми , по вашему мнению, должны быть наделены космонавты. На работу 2 минуты.
-Кто готов? Положи свой лист с ответами под документ-камеру. Поднимите руки, у кого по-другому. -Молодец! Я думаю, что многие ребята мечтают стать космонавтами. -А каких космонавтов вы знаете? Интерактивное голосование - Итак, наша ракета стремительно несётся ввысь. Экипаж работает чётко, слаженно, не нарушая условий полёта. Сейчас предстоит выход в открытый космос (слайд 11). -Но для начала при помощи системы интерактивного голосования определи, кто изображен на фотографии. (А.Гагарин Юрий Алексеевич Б.Титов Герман Степанович В.Николаев Андриян Григорьевич) (слайд 12) -Молодцы. На фотографии Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 года произошёл ещё один переворот в освоении космоса — на орбите Земли оказался первый человек — Юрий Гагарин. Ракета стартовала в 9:07, на её борту был Юрий Алексеевич Гагарин.
Показ видеоролика «Полет Ю.А. Гагарина в космос» (слайд 13)
О том, что готовится такой полёт не знал никто, так как был риск смерти лётчика-космонавта, ничего не знали даже члены семьи Гагарина(слайд 14). Никто не знал, как поведет себя человек в космосе; были серьезные опасения, что оказавшись за пределами родной планеты, космонавт сойдет с ума от ужаса.
Поэтому задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил в слух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон. Космический корабль управлялся с Земли, космонавт был пассажиром-наблюдателем. Но из-за опасений внезапного безумия была предусмотрена сложная система перевода корабля на ручное управление: космонавт должен был вскрыть конверт и вручную ввести на пульте оставленный там код.
Юрий Алексеевич внутри корабля "Восток-1" совершил полный оборот вокруг Земли. Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. Корабль приземлился недалеко от Саратова. Юрий Гагарин в одночасье стал знаменитым.
Условия, в которых был Гагарин, оказались очень тяжёлыми. То, что он благополучно вернулся на Землю — являлось настоящим чудом. Современные полёты проходят в куда более комфортных условиях.
Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем. А 20 августа 2019 года был основан в Саратове аэропорт Гагарина
|
Слушают учителя
Выполняют групповую работу
Выполняют работу в карточках
Участвуют в интерактивном голосовании
Просматривают видеоролик. Слушают учителя
|
Л-3; П-1,2,3 К-1,2,3 Р-3 |
|
Физминутка |
(слайд 15) Ждут нас быстрые ракеты- Для полётов на планеты. На какие захотим, На такие полетим. Но у нас такой секрет- Здесь лентяям места нет.
|
|
|
|
Закрепление изученных знаний |
Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей) Наш полет успешно продолжаете, но посмотрите, кто нам встретился по пути? (Инопланетянин) (слайд 16) Для закрепления наших знаний инопланетянин подготовил небольшую викторину. Викторина (слайд 17) - что такое космос? (Пространство, которое окружает Землю со всех сторон.) - как называется костюм космонавта? (Скафандр.) - первый человек, побывавший в космосе? (Ю.А.Гагарин) -кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство. -на каком космическом корабле Ю. Гагарин побывал впервые в космосе (Восток-1) - на чем летают в космос? (На космической ракете.)
Творческое задание (слайд 18) -А сейчас мыс вами создадим свою модель ракеты. Работу мы с вами будем выполнять в технике оригами.
-Молодцы! |
Отвечают на вопросы викторины. Выполняют работу в технике оригами |
Л-3; П-1,2,3 К-1,2,3 Р-3 |
|
Итоги урока |
- Итак, мы выполнили большую часть работы. А поскольку наш полёт не закончен. Я включаю рацию (слайд 19). - Что можно сообщить на Землю? -С чем мы сегодня познакомились? -Что нового вы узнали? Рефлексия -А теперь, давайте попробуем оценить то, как каждый из вас работал на уроке. Если вы на уроке были активны, правильно отвечали на вопросы, раскрасьте ракету синим цветом, а если кто-то затруднялся и немного сомневался в себе и своих знаниях раскрасьте желтым. -Наш полет окончен. Возвращаемся на Землю. -Спасибо за внимание! (слайд 20)
|
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке |
Л-3,4,5; П-3; К-1,2,3,4; Р-1,3. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.