Темперамент и выбор профессии.
Цель: 1.Активизировать процесс самопознания
2. Отработать приемы уверенного поведения.
Ход занятия.
Упр. 1.«Демонстрация естественной реакции»
Учащиеся дают быстрый ответ на предложенную ситуацию. Каждый участник демонстрирует свою реакцию.
- Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду учащегося. Вы говорите…
- Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы:...
- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним:…
2. Тест. «Темперамент».
Проведение диагностики и обработка результатов.
Участники определяют свое согласие или несогласие к поставленным вопросам.
1).Обычно вы осуществляете действие без предварительного планирования.
2). Чувствуете себя то счастливым, то несчастным без видимых причин.
3). Чувствуете себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий.
4). Подвержены ли вы колебаниям настроений без видимых причин.
5). При завязывании новых знакомств вы первым проявляете инициативу.
6). Часто ли вы бываете в плохом настроении?
7). Склонны ли, действовать быстро и решительно?
8). Бывает ли так, что вы пытаетесь над чем-либо сосредоточиться, но не можете?
9). Вы пылкий человек?
10). Бывает ли так, что при беседе с другим человеком вы присутствуете только физически, а мысленно отсутствуете?
11). Чувствуете себя неуютно, когда не имеете возможности общаться.
12). Бывает ли так, что временами вы полны энергии, А порой, наоборот, очень пассивны?
Обработка результатов.
Начертите оси координат Х и У. Подсчитайте сумму ответов – согласий (+) для вопросов с нечетными номерами и отложите ее на оси «Х». Подсчитайте сумму ответов – несогласий (-) для вопросов с нечетными номерами и отложите ее на оси «Х». Подсчитайте сумму ответов – согласий (+) для вопросов с четными номерами и отложите ее на оси «У». Подсчитайте сумму ответов – несогласий (-) для вопросов с четными номерами и отложите ее на оси «У».Через отложенные точки на осях Х и У проведите перпендикуляры. В получившемся прямоугольнике определите четырехугольник с большей площадью. Он и будет характеризовать тип темперамента, преобладающего в нестандартной критической ситуации.
3. Беседа «Типы и признаки темперамента».
Темперамент – это совокупность природных, врожденных свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Типы темперамента.
1). Холерик – безудержный, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, уравновешенные.
2). Сангвиник – живой, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, уравновешенные.
3). Флегматик – спокойный, процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные.
4). Меланхолик – слабый, процессы возбуждения и торможения сильные, неуравновешенные, малоподвижные.
Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.
Классификация профессий по признаку профпригодности:
1) абсолютная – профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора (1 группа );
2) относительная – данными специальностями может овладеть практически любой человек (2 группа).
При выборе профессии надо учитывать тип темперамента. Сангвинику необходима разнообразная работа, где он постоянно получает новые задания. Для сангвиника требуется частое и интересное общение и организация деятельности других людей. Холерику интересна цикличная работа, где чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности. Для флегматика сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудностей. Меланхолику требуются тонкие ручные умения. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.
В чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четырех типов темпераментов, однако какой-то один из этих типов доминирует. Темперамент как врожденное свойство мало изменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент человека. Нет плохих и хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.
4. Упр. «Определи темперамент».
По предложенному тексту, учащиеся определяют: для какого типа темперамента характерны те или другие действия в определенной ситуации. В качестве иллюстрации к различным типам темперамента рассмотрим следующую ситуацию. «Четыре работника опоздали на очень важное совещание. Первый опоздавший: пытается, во что бы то ни стало прорваться на совещание. Его искренне возмущает поведение секретаря – референта руководителя, не позволяющего войти в кабинет. С упорством работник эмоционально объясняет, почему же ему так нужно попасть на совещание (холерик). Второй опоздавший, одарив очаровательной улыбкой секретаря, пытается непринужденно проследовать в кабинет, где проходит совещание. Препятствие в виде секретаря заставляет его попытаться зайти еще раз, а затем повернуться и без возражений покинуть приемную, подумав: «Не получилось, ну и бог с ним. Зайду на перерыве» (сангвиник). Третий опоздавший, столкнувшись с проблемой, сильно расстраиваться не стал, неторопливо и спокойно вернулся к прерванным делам и продолжил их скрупулезно выполнять (флегматик). Четвертый опоздавший стал очень переживать по поводу своего опоздания и предпринял слабые попытки попасть на совещание («попытки», потому, что он должен быть на совещании, а «слабые» потому что, появившись на совещании, ему придется отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он стал переживать о возможных последствиях своего опоздания (меланхолик)». Прослушав четыре ситуации, участники определяют типы темперамента.
5. Игры в командах.
а) Одна команда называет героев сказок, мультфильмов, а вторая – определяет тип темперамента героя. Затем меняются ролями.
б) На каждый тип темперамента написать как можно больше профессий, ярко выраженных для данного типа.
6. Рефлексия.
- Какие мысли и чувства возникли после занятия?
- Что нового узнали о себе и о других.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.