Терминология классического танца, используемая при работе с детьми на уроках хореографии
Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила
языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо
орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в
России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным»,
«благородным», «академическим».
Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из
множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые
выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса
и головы, а все танцевальные движения получили названия.
Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет
своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке
применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все
термины — французские.
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все
тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.
Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из
важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического
танца.
Хореографическая терминология - система специальных наименований,
предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко
объяснить или описать сложно. Экзерсис у опоры или на середине: - это комплекс
тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок,
воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка»
(прикреплённый кронштейнами к стене) и на середине учебного зала и состоит из
одних и тех же элементов.
Терминология разбита на группы:
1. Exercise у станка и на середине зала.
2. Положения, направления, позы, дополнительные движения.
3. Прыжки.
4. Вращения.
Exercise у станка и на середине зала.
PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение,
выполняемое перед началом упражнения.
DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при
котором пятки не отрываются от пола.
GRAND PLIE [гранд плие] - глубокое, полное «приседание».
BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное
направление, не отрывая носка от пола.
BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] - «бросок», взмах вытянутой
ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.
ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] - круг носком по полу круговое
движение носком по полу.
BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с
подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] - «мягкое», «тающее», плавное движение,
состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого
"рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или
сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и
"рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] - «удар», движение, состоящее из быстрого,
энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le
cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в
момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом.
PETIT BATTEMENT [пти батман] - «маленький удар» - поочередно мелкие, короткие
удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
BATTERIE [батри] – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied
проделывает ряд мелких ударных движений.
BATTU [ботю] - «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному
суставу только впереди или сзади опорной ноги.
ROVD DE JAMBE EN L'AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части
ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45°
или 90°.
ADAJIO [адажио] - медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве
лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] - «поднимать» медленно, плавно медленно на
счет 1-4 1-8 поднимание вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90°
и выше.
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед,
назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной в нужное
направление.
GRAND BATTEMENT [гранд батман] - «большой бросок ,взмах» на 90° и выше
вытянутой ноги в нужное направление.
BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.
Положения, направления, позы, дополнительные движения.
A LA SECONDE [а ля сгон] - положение, при котором
исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону
на 90° .
ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио,
означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение
рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки.
APLOMB [апломб] – устойчивость.
ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога
отводится назад на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы
зависит от формы арабеска.
ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.
BATTEMENT [батман] – размах, биение.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] - противоположное battement developpe
движение, "рабочая" нога из открытого положения через passe
опускается в заданную позицию.
BATTEMENT RETIRE [батман ретире] - перенос через скольжение "рабочей"
ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
COUPE [купе] - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая
подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
DEGAJE [дегаже] - освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую
вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь,
стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на
носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в
сторону на носок.
DEMI [деми] – средний, небольшой.
DEMI ROND [деми ронд] - неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и
выше).
DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
DÉVELOPPE [девелопе] - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой,
правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание
ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
DOUBLE [дубль] - «двойной», • battement tendu - двойной нажим пяткой •
battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper - двойной удар.
ECARTE [экарте] - поза классического танца (a la seconde), при которой вся
фигура повернута по диагонали вперед или назад.
EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.
EN DEDANS [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в
круг.
EN DEHORS [ан деор] - круговое движение от себя, круговое движение наружу в
тазобедренном или коленном суставе, а также повороты
EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2;
различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый,
открытый).
GRAND [гранд] – большой.
JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке.
PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции.
PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец.
PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4
или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с
небольшим продвижением.
PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и
танцовщицы.
PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей.
PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и
одного танцовщика.
PASSE [пассе] - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у
колена: впереди, в стороне, сзади.
PETIT [пти] – маленький.
PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и
подъем ноги на заданную высоту.
PLIE [плие] – приседание.
PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] - вытянутое положение стопы.
PORDEBRAS [пор де бра] - «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону,
то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса,
головы.
POUNTE [пуанте] - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая
вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в
ИП.
RELEVÉ [релеве] - «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или
полупальцы
RENVERSE [ранверсе] - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; резкое
перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise,
сопровождающееся pas de bouree en tournant.
Rond [ронд] – «круг, круглый»
SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с
втягивания "рабочей" ноги в пятую позицию.
SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] - положение ноги на щиколотке (в самом
узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе.
TEMPS LIE [тан лие] - маленькое адажио,1 - полуприсед на левой,2 - правую
вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок,
4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.
TOMBÉE [томбэ] – - падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу
вперед, в сторону или назад на demi-plie.
Прыжки.
ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»;
часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
ASSEMBLE [ассамбле] - от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две
выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время
прыжка вместе в воздухе.
BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з
заносками.
CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V
позиции).
ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из
второй в пятую.
ЕМВОIТЕ [амбуате] - последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах,
пальцах и с прыжком. Прыжки emboite - поочередное выбрасывание согнутых в
коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в
воздухе.
ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской.
GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с
продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND JETE [гранд жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед,
назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе
положение "шпагат".
JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок
JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок.
PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка
в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до
момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент
прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус
наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает
другую. с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога
"догоняет" другую в высшей точке прыжка.
PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног,
вытянутых в воздухе.
PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в
воздухе одна нога проходит мимо другой.
PAS FAILLI [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги
через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу
передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и
V позициям.
SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону,
при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в
заданном положении.
SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок.
SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну.
SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением.
SOUBRESAUT [субресо] – большой прыжок с задержкой в воздухе.
Вращения.
FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид
танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота
сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
PIROUTTE [пируэт] - «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en
dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
TOUR [тур] – поворот.
TOUR CHAINES [тур шене] - «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие
один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких
полупальцах.
TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.