ТЕСТ КЭТТЕЛЛА
(16PF — опросник)
Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б.Кэттеллом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р.Б.Кэттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов — мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
Предлагается вариант опросника С — сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов.
Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.
Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого.
Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа».
Совпадение ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадения ответа «в» — одним баллом.
Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора.
Исключением является фактор В — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.
Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору — 12 баллов, по фактору В — 8 баллов; минимальная — 0 баллов.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Инструкция. Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов.
Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один их трех предлагаемых Вам ответов — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя — ответу «в», а клеточка справа — ответу «с»).
В САМОМ ВОПРОСНИКЕ НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ!
Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:
1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ.
Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин.
2. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТАМ, ТИПА «НЕ ЗНАЮ», «НЕЧТО СРЕДНЕЕ» И Т.П.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД НИЧЕГО НЕ ПРОПУСКАЯ.
Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы Можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем, ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ.
Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае:
1) Вы сможете лучше узнать себя;
2) очень поможете нам в нашей работе — заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.
ПРОСИМ: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения.
1. Я думаю, что моя память
сейчас лучше, чем была раньше.
а) да в) трудно сказать с) нет
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей,
а) да в) иногда с) нет
З.Если бы я сказал, что небо находится
«внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а)бандитом в) святым с) тучей
4.Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро в) место среднее с) засыпаю с трудом
5.Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а) пропустить в) не знаю с) обогнать все
вперед большин- идущие впереди
ство машин машины
6.В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать
всякие истории,
а) да в) иногда с) нет
7.Мне-важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было
беспорядка,
а) верно в) трудно сказать с) неверно
8.Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях,
несомненно, рады меня видеть,
а) да в) иногда с) нет
9 Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами в) затрудняюсь сказать с) борьбой и баскетболом
1О. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не
похоже на то, что они потом рассказывают об этом,
а) да в) иногда с) нет
11.Читая о каком-либо происшествии, я
интересуюсь всеми подробностями,
а) всегда в) иногда с) редко
12.Когда друзья подшучивают надо мной, я
обычно смеюсь вместе
со всеми и вовсе не обижаюсь,
а) верно в) не знаю с)
неверно
13.Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу
быстро забыть об этом,
а) верно в) не знаю с) неверно
14.Мне больше нравится придумывать новые способы в
выполнении какой-либо работы, чем придерживаться
испытанных приемов,
а) верно в) не знаю с)
неверно
15.Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю
делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
а) верно в) иногда с) нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.
а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно
17.Меня раздражают люди, которые не могут
быстро приниматьрешения,
а) верно в) не знаю с)
неверно
КОНЕЦ ПЕРВОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
18.Иногда хотя и кратковременно, у меня возникало
чувство раздражения по отношению к моим родителям,
а) да в) не знаю с) нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям в) не знаю с) в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это:
а) небрежный в) тщательный с) приблизительный
21.У меня всегда хватает энергии, когда мне
это необходимо,
а) да в) трудно сказать с) нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а)
своими грубыми в) затрудняюсь ответить с)
создают неудобства для меня,
шутками
вгоняют
опаздывая на условленную
людей в краску встречу
23.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать
их.
а) верно в) не знаю с) неверно
24. Я думаю что:
а) не все надо делать в) затрудняюсь ска- с) любую работу следует выполнять одинаково зать тщательно, если Вы за нее взялись
тщательно,
25.Мне всегда приходится преодолевать
смущение,
а) да в) возможно с) нет
2б. Мои друзья чаще:
а)
советуются со в) делают то и другое с) дают мне советы
мной
поровну
27.Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее
предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.
а) да в) иногда с) нет
28.Мне нравится друг:
а) интересы которого в) не знаю с) который отличается глубоко
имеют деловой и продуманными взглядами на жизнь
практический характер
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди
высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю,
а) верно в) не знаю с) нет
ЗО. Меня волнуют мои прошлые поступки и
ошибки,
а) да в) не знаю с) нет
31.Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы в) трудно сказать с) играть в городки
32.Мне нравятся общительные, компанейские люди,
а) да в) не знаю с) нет
ЗЗ. Я настолько осторожен и практичен, что со
мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с
другими людьми,
а) да в) трудно сказать с) нет
34. Я могу забыть о своих заботах и
обязанностях, когда мне это необходимо,
а) да 'в) иногда с) нет
КОНЕЦ ВТОРОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
35.Мне бывает трудно признать, что я неправ.
а) да в) иногда с) нет
Зб. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и в) трудно сказать с) беседовать с людьми, занимаясь
механизмами и участвовать общественной работой
в основном производстве
37.Какое слово не связано с двумя другими?
а) кошка в) близко с) солнце
38.То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня в) нечто среднее с) не беспокоит меня совершенно
39.Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том, в) не знаю с) жил бы, не стесняя
чтобы не вызывать к себе зависти себя нив чем
4О.Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа в) не знаю с) быть запертым в одиночестве
41.
Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.
а) да в) иногда с) нет
42.Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил в) не знаю с) живым и подвижным
оставаться один
4З.Мне нравилась бы практическая
повседневная работа с различными установками и машинами.
а) да в) не знаю с) нет
44 Л думаю, что большинство свидетелей говорят правду,
даже если это нелегко для них.
а) да в) трудно сказать с) нет
45.Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои
идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
а) верно в) затрудняюсь
ответить с) неверно
46.Я стараюсь смеяться над шутками не так
громко, как это делает большинство людей.
а) верно в) не знаю с) неверно
47. Я никогда не чувствую себя таким
несчастным, что хочется плакать.
а) верно в) не знаю с) неверно
48.В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении в) не знаю с) скрипичными соло
военных оркестров
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а)
в деревне с одним или в) затрудняюсь ответить с) возглавляя группу в
двумя друзьями туристском лагере
50.Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не в) трудно сказать с) не стоят этого
лишние
51.Необдуманные поступки и высказывания моих
приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
а) верно в) не знаю с) неверно
КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
52.Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.
а) всегда в) иногда с) редко
53. Я предпочел бы скорее работать:
а) в учреждении, где мне пришлось в) затрудняюсь с) архитектором, который в тихой
бы руководить людьми и все ответить комнате разрабатывает
время быть среди них проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево:
а) к лесу в) к растению с) к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко в) иногда с) часто
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть в) не знаю с) предпочитаю действовать наверняка
57.Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
а) скорее это так в) не знаю с) думаю, что нет
58.Мне больше нравится человек:
а) большого ума, в) трудно сказать с) со средними способностями,
будь он даже ненадежен и но зато умеющий противостоять
непостоянен всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
а) быстрее чем, многие люди в) не знаю с) медленнее, чем большинство людей
бО. На меня большее впечатление производят:
а) мастерство и в) трудно сказать с) сила и мощь
изящество
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.
а) да в) нечто среднее с) нет
62.Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
а) да в) не знаю с) нет
63Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся в) затрудняюсь ответить с) советоваться с моими
лично меня, сам друзьями
64.Если человек не отвечает сразу же, после
того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть,
сказал какую-нибудь глупость.
а) верно в) не знаю с) неверно
65.В школьные годы я больше всего получил знаний.
а) на уроках в) трудно сказать с) читая книги
66Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности,
а) верно в) иногда с) неверно
б7.Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а)
заняться другим в) затрудняюсь ответить с) еще раз попытаться
решить
вопросом этот вопрос
68.У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. — казалось бы без определенной
причины,
а) да в) иногда с) нет.
КОНЕЦ ЧЕТВЕРТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
б9.Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
а) верно в) не знаю с) неверно
7О. Мне приятно сделать человеку одолжение,
согласившись на значить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это
немного неудобно для меня.
а) да в) иногда с) нет
71. Я думаю, что правильное число, которое должно
продолжитьряд 1,2,3, 6,5 —будет:
а) 10 в) 5 с) 7
72.Иногда у меня бывают непродолжительные приступы
тошноты головокружения без определенной причины.
а) да в) не знаю с) нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа,
чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.
а) да в) иногда с) нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
а) верно в) трудно сказать с) неверно
75.На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в в) затрудняюсь ответить с) смотреть, как люди
интересной беседе отдыхают, и просто отдыхать
самому
76.Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько
людеймогут его услышать.
а) да в) иногда с) нет
77.Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы
больше хотел встретиться с:
а) Колумбом в) не знаю с) Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
а) да в) иногда с) нет
79.Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины в) не знаю с) быть кассиром
8О. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, я продолжаю поступать так, как считаю нужным.
а) да в) трудно сказать с) нет
81.Если я вижу, что мои старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю в) не знаю с) беспокоюсь о том, какой неверный
«У него плохое поступок я совершил
настроение»
82.Все несчастья происходят из-за людей:
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов
в) не знаю с) которые отвергают новые, многообещающие
предложения
83. Я получаю большое удовольствие,
рассказывая местные новости,
а) да в) иногда с) нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
а) верно в) иногда с) неверно
85.Мпе кажется, что я менее раздражительный, чем большинстволюдей.
а) верно в) не знаю с) неверно
КОНЕЦ ПЯТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ
86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.
а) верно в) иногда с) неверно
87.Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
а) часто в) иногда с) никогда
88.Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают в) идут правильно с) спешат
89.Мне бывает скучно:
а) часто в) иногда с) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать
все своим оригинальным способом,
а) верно в) иногда с) неверно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнении,
потому что они утомительны.
а) да в) иногда с) нет
92.Дома, в свободное время, я:
а) болтаю и отдыхаю в) затрудняюсь ответить с) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к
завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.
а) да в) иногда с) нет
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно
также точно выразить прозой.
а) да в) иногда с) нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.
а) да в) иногда с) нет
97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) натуралистом и работать в) не знаю с) страховым
с растениями агентом
98. Я подвержен
беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам,
например, к определенным животным, местам и т. д.
а) да в) иногда с) нет
99.
Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
а) да
в) трудно сказать с) нет
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде в) не знаю с) где каждый играет за себя
или иметь партнера
101.Ночью
мне снятся фантастические или нелепые сны.
а) да в) иногда с) нет.
1О2.Еслн я остаюсь в доме одни, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.
а) да в) иногда с) нет.
КОНЕЦ ШЕСТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
103.
Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение,
хотя на самом деле они мне не нравятся,
а) да в) иногда с) нет
104.Какое слово не относится к двум другим?
а) думать в) видеть с) слышать
1О5. Если мать Марии является сестрой отца Александра,
то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) двоюродным братом в) племянником с)
дядей
Интерпретации факторов
Фактор А — «замкнутость — общительность».
При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события.
В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
Фактор В — «интеллект».
При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.
При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Фактор С — «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость».
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.
Фактор Е — «подчиненность — доминантность».
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.
При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, ire признает власти и Давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
Фактор F — «сдержанность — экспрессивность».
При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.
В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
Фактор G — «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения».
При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
Фактор Н — «робость — смелость».
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможение
В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.
Фактор I — «жестокость — чувствительность».
При низких оценках человеку свойственная мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.
При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.
Фактор L — «доверчивость — подозрительность».
При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям,
терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
Фактор М — «практичность — развитое воображение».
При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.
При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании па свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N — «прямолинейность — дипломатичность».
При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения.
При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
Фактор О — «уверенность в себе — тревожность».
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе.
При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрес-спвность, ранимость, впечатлительность.
Фактор Q1. — «консерватизм — радикализм».
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.
При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.
Фактор Q.2 — «конформизм — нонконформизм».
При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.
При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако, он не всегда доминантен, т.е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим.
Нельзя сказать, что он не любит люден, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.
Фактор Q3 — «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль».
При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
Фактор Q4 — «расслабленность — напряженность».
При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, ленность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.
Фактор MD — «адекватность самооценки».
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов:
1.Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1.
2.Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4.
З.Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Q2, N, L.
Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностической интерпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.