Тест творческого мышления П. Торренса
Данный тест впервые Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, — получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.
В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.
Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая — образное творческое мышление, третья — словесно-звуковое творческое мышление.
Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность
различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.
Подготовка к тестированию
Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.
1 . Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие "импровизации" требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные указанному лимиту времени.
2 . Во время тестирования эмоциональную атмосферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.
3. Оптимальный размер группы — 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель но индивидуальное тестирование.
4 . Бремя выполнения фигурной формы теста — 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.
5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.
Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов- образцов. Это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях — количества ответов.
Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)
Вербальный буклет «А»
Задания 1-7
Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка.
Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени — сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.
Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях. Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?
Рис.1
Задание 1. Задай вопросы
Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик проставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взглянув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.
Задание 2. Отгадай причины
Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изображенного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся строить догадки.
Задание 3. Отгадай последствия
Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображенного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.
Задание 4. Результаты усовершенствования
Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки — слона (рис. 2). Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.
Рис.2
Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)
Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.
Задание 6. Необычные вопросы
Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.
Задание 7. Давайте представим
Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.
Рис.3
Изобразительное творческое мышление (методика Торренса)
Построение образа на основе графического стимула
Невербальный буклет «А»
Субтест 1. Нарисуй картинку
Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные карандаши.
Рис.4
Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.
С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.
Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.
Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.
Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.
Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.
Субтест 2 . Закончи рисунок
Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).
Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все рабо- таете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу.Рис.5
Субтест 3. Линии
Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий — где угодно.
Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.
По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.
Рис.6
Словесно-звуковое творческое мышление
Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи.
Б первом тесте — «Звук и образы» — используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естественные, синтетические и музыкальные звуки).
Второй тест — «Звукоподражание и образы» — содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естественные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные комплексы, смоделированные на синтезаторе.
В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.
Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.
Обработка экспериментальных данных
Характеристика основных показателей творческого мышления
1. Легкость (беглость) — количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.
2. Гибкость — отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.
Измеряется числом категорий. Категории:
• мир природы;
• животный мир;
• человек;
• механическое;
• символическое;
• декоративные элементы;
• видовое (город, дом, шоссе, двор);
• искусство;
• динамические явления.
3.Оригинальность — характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей.
4. Разработанность (тщательность, детализация образов) — фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.
При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высокой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору могут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие показатели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «негативный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невротических расстройствах.
Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только количественный результат (баллы), но и причины этого результата.
Невербальный буклет «А»
Построение образа на основе графического стимула. Адаптация теста осуществлена сотрудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.
Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»
Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».
Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00- 3,99% — 2 баллами, в 2,00-2,99% — 3 баллами, в 1,00-1,99% — 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.
Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.
Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа — минимального и первичного. Во втором — придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.
При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (существенную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается);
• цвет, если он дополняет основную идею;
• штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);
• украшение, если оно имеет смысл;
• каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу;
• каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.
Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).
Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке задания субтеста 1.
Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линия»
Производится аналогично первым двум технологиям.
Дополнительные премиальные баллы за оригинальность идеи.
Такие баллы даются:
1. За нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявляется в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.
В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух пар линий — 2 балла; трех — пяти пар — 5 баллов, шести — десяти пар — 10 баллов, одиннадцати — пятнадцати пар — 15 баллов, более пятнадцати пар — 20 баллов.
Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему третьему заданию.
2. За эстетические художественные компоненты воплощения идеи. Экспериментальные исследования показали, что художественно одаренные дети включают эстетические и художественные элементы в выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:
а) эмоциональная выразительность воплощения (экспрессия);
б) целостность композиции при высоком уровне разработанности.
Эти проявления творческих способностей стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные характеристики личности; поэтому оценка в баллах — прерогатива экспериментатора совместно с экспертной группой — специалистов в области эстетического воспитания и художественного образования.
Индивидуальный лист оценок ( по тесту Торенса фигурная форма А построение образа на основе графического стимула)
ФИО _____________________________________________________________
Дата проведения _______________________ Возраст ____________________
Класс _________________________ Пол ___________________________
№ рис. |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
|||||||||
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность |
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность |
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность |
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие оценки модификации теста П. Торренса
|
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность |
премиальные |
экспрессия |
композиция |
Задание 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3 |
|
|
|
|
|
|
|
Общая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
Стандартная оценка |
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов теста Торренса.
Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:
30 — плохо
30—34 — ниже нормы
35—39 — несколько ниже нормы
40—60 — норма
61—65 — несколько выше нормы
66—70 — выше нормы
>70 — отлично
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.