Рабочая общеобразовательная программа
по развитию функциональной грамотности обучающихся в 6 классах
Составитель:Исмайлова Элеонора Элдаровна, учитель биологии
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 6 класса составлена на основе:
1. 1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образов ания и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями)
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
4. ООП ООО (ФГОС) ГБОУ СОШ №4 г.о.Чапаевск
5. Учебный план ГБОУ СОШ №4 г.о.Чапаевск
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальног общего, основного общего, среднегообщего образования»
8. Приказ Минпросвещения России № 233 от 08.05.2019 г. «О внесении изменений в приказ Минпросвещения России № 345 от 28.12.2018 г.»
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06. 2016 г. № 699 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВЫПУСК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 986 от 4.10.2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся ГБОУ СОШ №4 г.о.Чапаевск
Планируемые результаты обучения
|
|
Грамотность |
|
|
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
Уровень понимания и применения |
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем |
применяет математические знания для решения разного рода проблем |
объясняет иописывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний |
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
|
Грамотность |
|
||
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
6 класс |
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Содержание учебного курса
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность», 3 четверть – модуль «естественно-научная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
Тематическое планирование
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
Формы деятельности |
1. |
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, конкурс. |
2. |
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. |
1 |
0 |
1 |
Круглый стол, ролевая игра. |
3. |
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. |
1 |
0 |
1 |
Работа в парах, игра в формате КВН. |
4. |
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Квест, круглый стол. |
5. |
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Круглый стол, дискуссия. |
6. |
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. |
1 |
0 |
1 |
Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. |
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. |
1 |
0 |
1 |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
8 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
0 |
1 |
Тестирование. |
|
Итого |
8 |
1,5 |
6,5 |
|
Модуль «Математическая грамотность»
|
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
Формы деятельности |
1. |
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние |
1 |
0 |
1 |
Беседа, конкурс. |
2. |
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. |
1 |
1 |
0 |
Квест, круглый стол |
3. |
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. |
1 |
0 |
1 |
Беседа, конкурс. |
4. |
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). |
1 |
|
1 |
Круглый стол, дискуссия |
5. |
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц |
1 |
0 |
1 |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
6. |
Графы и их применение в решении задач |
1 |
0 |
1 |
|
7. |
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8. |
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности |
1 |
0,5 |
0,5 |
Квест, круглый стол |
|
Итого |
8 |
2 |
6 |
|
Модуль «Естественно-научная грамотность»
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
Формы деятельности |
1. |
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. |
1 |
0 |
1 |
Наблюдения. |
2 |
Масса. Измерение массы тел. |
1 |
0 |
1 |
Лабораторная работа. |
3 |
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Моделирование. |
4 |
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
5 |
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Проектная работа. |
6 |
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Обсуждение. Исследование. Проектная работа. |
7 |
Модель солнечной системы. |
1 |
0 |
1 |
|
8 |
Царства живой природы |
1 |
1 |
0 |
Квест |
|
Итого |
8 |
3 |
6 |
|
Модуль «Финансовая грамотность»
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
Формы деятельности |
1. |
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. |
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? |
1 |
0 |
1 |
Круглый стол, игра. |
3. |
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. |
1 |
0 |
1 |
Игра, экскурсия. |
4. |
Социальные выплаты: пенсии, пособия |
1 |
1 |
0 |
Игра, круглый стол. |
5. |
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Круглый стол, игра, квест. |
6. |
Личные деньги |
1 |
0 |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
7. |
Проведение рубежной аттестации |
2 |
0 |
2 |
Проект, игра. Тестирование |
|
Итого |
8 |
2 |
6 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.