ТЕСТ РУКИ Э. Вагнера
( Hand test)
Цель: Диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка.
Применяется для обследования детей дошкольного и школьного возраста с 5 лет.
Содержание теста: Стимульный материал состоит из стандартных 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать её воображаемые действия.
В теоретическом обосновании авторы теста исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность.
Следовательно, предлагая обследуемым детям в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Инструкция: Посмотри внимательно на рисунок с изображением руки и ответь, пожалуйста, на вопрос – какое действие, по твоему мнению, она выполняет, а также, что способен выполнить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши её воображаемые действия.
Процедура проведения:Изображения предъявляются в определенной последователь –
ности и положении. Обследуемый ребенок должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука? ( Или сказать, что способен выполнить человек с такой рукой),(картинки рук в Приложении 1).
Интерпритация:
1. Производится регистрация ответов в бланке.
2. Регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу. ОЦЕНКА полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:
1) АГРЕССИЯ – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
2) УКАЗАНИЯ – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими. (Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются, как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.)
3) СТРАХ – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.
4) ПРИВЯЗАННОСТЬ – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
5) КОММУНИКАЦИЯ – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
6) ЗАВИСИМОСТЬ – рука выражает подчинение другим лицам. ( Четыре этих категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна.)
7) ЭКСГИБИЦИОНИЗМ – рука разными способами выставляет себя напоказ.
8) УВЕЧНОСТЬ – рука деформирована, больна, не способна к каким-либо действиям.
9) АКТИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.
10) ПАССИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ – также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.
11) ОПИСАНИЕ – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОТКРЫТОГО АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ .
рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям:
Е («агрессия» + «указания») – Е («страх» + «привязанность» + «коммуникация» + «зависимость»)
Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм» и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, так как их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.
Материал к тесту «Рука».

Рис.1
Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис. 5
Рис.6

Рис. 7
Рис.8

Рис.9
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.