Тест "Свободный рисунок"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рид свободный рисунок.doc

 Тест          «Свободный рисунок»   Д.Рид.

Инструкция

Выполните на листе бумаги рисунок на свободную тему. Нари­суйте то, что в данный момент пришло вам в голову. Этот тест называется «Свободный рисунок» (время выполнения 5—10 мин).

 

Обработка результатов этого теста производится по схеме, пред­ложенной Д. Ридом, который выделил следующие типы рисунков и соответствующие им психологические типы:

перечисляющий рисунок — мыслительный экстраверт;

органический рисунок — мыслительный интроверт;

эмфатический рисунок — сенсорный экстраверт;

гаптический рисунок — сенсорный интроверт;

декоративный рисунок — эмоциональный экстраверт;

имажинарный рисунок — эмоциональный интроверт;

ритмический рисунок — интуитивный экстраверт;

структурный рисунок — интуитивный интроверт.

 

 

Определить вид изображения достаточно сложно; чтобы избежать ошибок, необходимо соблюдать следующее правило: следует выде­лить максимальное число признаков, кото­рые есть в изображении, поскольку в одном рисунке могут присутствовать признаки не­скольких психологических типов по К. Юнгу, обычно 3—4. При наличии нескольких при­знаков, характерных для различных типов, следует начать с того, ко­торый доминирует в изображении, а затем, по мере убывания при­знаков, дополнить психологическую характеристику так же, как при описании темпераментального профиля.

Определение вила изображения

Перечисляющий рисунок — изображение нескольких предметов, значков или геометрических фигур, не связанных между собой смысловой связью.

Органический рисунок — изображение животного, растительного мира, а также человека.

Эмфатический рисунок — изображение природы, создающее обычно яркое и сильное впечатление, например: горы, море, гроза, восход или заход солнца и т. д.

Гаптический рисунок — изображение человека в состоянии болезни, недуга, каких-либо неприятных ощущений, например, когда бо­лит голова, зуб, тяжело дышать и т. д.

Декоративный рисунок — изображение орнаментов, цветов, узо­ров и т. д.

Имажинарный рисунок — изображения персонажей художествен­ных произведений, персонажей из области фантазии, имеющее эмо­циональную выразительность, например: карикатура.

Ритмический рисунок — изображение движения, например: летящих птиц, клубящегося из труб дыма, движущейся машины и т. д.

Структурный рисунок — изображение какой-либо фигуры или предмета в статичном положении, его устройства. Структура может быть очень простой, например: круг, а может быть и сложной, на­пример: план города.

 

 

Определив психологический тип по рисунку, к тексту психоло­гического портрета следует подписать характеристики, относящие­ся к соответствующему психологическому типу по Юнгу. При этом необходимо помнить, что в каждом из нас как определенные про­граммы поведения есть черты всех типов, но один тип может вытес­нять на некоторое время другой, и тогда поведение разворачивается в соответствии с его программой. Внешние и внутренние условия нашего существования создают предпосылки для доминирования каких-либо типов, определяющих психологический склад, само­чувствие, способы адаптации. Некоторые люди не находят сходства между своим психологическим портретом и тем, что они знают о себе из собственной жизни. Однако внимательно вчитываясь в не­го, а затем осуществляя за собой систематические наблюдения, они приходят к интересным выводам относительно особенностей свое­го психического склада. Так осуществляется самопознание, и значе­ние этого процесса трудно переоценить.

Некоторые неточности при составлении психологического портрета могут случаться из-за того, что данные в этом разделе характеристики — типовые, тогда как каждый из нас — уникаль­ная индивидуальность.

От психологического типа к социальной роли

Психологический склад личности составляет основу для фор­мирования той или иной социальной роли. Типология Д. Ризо представляет собой описание тех социальных ролей, которые чело­век может на себя принять. Они могут изменяться с течением вре­мени, но их изменения закономерны, а эти закономерности можно проследить и понять, что с нами происходит, к чему себя готовить, какие качества совершенствовать, а от каких отказаться. Типология Д. Ризо — это переход от второго уровня структуры личности к тре­тьему, от психологических качеств к социально-психологическим.

 Интерпретация психологических типов по К. Юнгу (сокращенное изложение)

Общая характеристика мыслительных типов

  ориентация на объективную действительность, ее законы, которым человек всегда стремится следовать;

  склонность анализировать и во всем устанавливать логический порядок;

  требовательность в интересах дела, иногда даже игнорирующая чувства других людей;

  утверждение своей правоты (правильно—неправильно, разум­но—неразумно);

  трудности в выражении своих чувств, устойчивых и медленно меняющихся;

  нелюбовь к выясненению причин ссор и недоразумений независимо от того,  произошли ли они по вине самого человека или по вине других.

Экстравертированный мыслительный тип. Рассудочные люди, действующие исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на фак­ты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образо­вания. Их мышление позитивно, ведет к обнаружению новых фактов, систематизации разрозненного материала, формулированию концеп­ций. Суждения обычно синтетические, обобщающие. Как правило, накопленные эмпирические данные «не перевариваются» ими до кон­ца, а объяснения сводятся к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от ее широты. Если она широка — то это реформато­ры, общественные обвинители, очистители нравов, проповедники серьезных нововведений, если же формула узкая, то все сводится к брюзжанию, мудрствованию, самодовольному критиканству. Люди этого типа стремятся себя и других втиснуть в жесткую схему, а их суж­дения часто сводятся к пошлости и банальностям.

Их чувства поддерживают интеллектуальную установку и при­спосабливаются к ней. Такие люди считают, что цель оправдывает средства. Как правило, они злопамятны. Насколько широк размах их индивидуального самопожертвования, настолько же мелочны и консервативны могут быть их чувства.

Интровертированный мыслительный тип. Мышление более ориентировано на субъективный фактор, теоретические знания. Факты собираются только как вспомогательное средство для доказательства. Ценности людей этого типа обычно связаны с развитием и изложением идеи — первоначального символического образа, вос­принимаемого внутренним субъективным взором. Обычно люди этого типа хотят видеть факты такими, чтобы они могли заполнить рамки их идеи, претендующей на оригинальность. «Точно так же, как Дарвина можно было бы изобразить как нормальный экстравертированный мыслительный тип, — пишет К. Юнг, — так можно было бы указать для примера на Канта как на противостоящий интроверти-рованный мыслительный тип. Так же, как первый говорит фактами, так последний основывается на субъективном факторе. Дарвин стре­мится к широкому полю объективной действительности, Кант, напро­тив, оставляет за собой критику познания вообще». Насколько ясна людям такого типа внутренняя структура их мыслей, настолько им неясно, где и когда эти мысли найдут свое выражение в действи­тельном мире. Представители этого психологического типа с трудом могут предположить, что то, что ясно и понятно им, не всякому j кажется таковым. Обычно таких людей считают властными, но чем короче их узнают, тем благосклоннее судят о них. Усиленное стрем­ление к одиночеству должно было бы защитить их от бессознатель­ных влияний, разрушительных идей и осадка озлобления, но обычно оно ведет к еще более глубокому конфликту, истощающему изнутри. Мышление этих людей наиболее ценно, если оно связано с объек­тивной реальностью.

Общая характеристика сенсорных типов

  все видит и все ощущает вокруг;

  живет здесь и теперь, выводы делает на основании своих ощущений;

  быстро ориентируется в любой обстановке;

  ведет активную физическую жизнь;

  практичен и деятелен;

  уверен в себе;

  спокойно относится к рутинной и монотонной работе;

  реалист, не воспринимающий пустых фантазий, не торопится
начинать новые дела, если они не обещают практических результатов;

  многое любит делать своими руками.

Экстравертированный сенсорный тип. «Нет другого человечес­кого типа, который по реализму равнялся бы этому типу, — пишет К. Юнг. — Его объективное чувство действительности необыкновен­но развито. Все, что он ощущает, служит ему только поводом для  новых ощущений. В большинстве случаев — это мужчины, для которых ощущение есть кон­кретное выражение жизни, ее полнота. Истин­ное наслаждение для них имеет особую мораль, которая выражается в умеренности, самоотре­чении и готовности к жертве. Они могут диф­ференцировать свое ощущение до самой высо­кой эстетической чистоты, никогда не изменяя своему принципу объективного ощущения, даже в самом абст­рактном. Их идеал — действительность, и по отношению к ней они полны почтительности. Они хорошо одеваются (в соответствии со своими обстоятельствами), у них хорошо едят и пьют, удобно сидят, их утонченный вкус предъявляет особые претензии к окру­жающему миру».

Но чем более перевешивают ощущения, тем неприятнее становит­ся этот тип. Он развивается или в грубого, стремящегося к наслажде­нию человека, или в педантичного рафинированного эстета. Вытес­ненная интуиция может развиваться в фантазии ревности или состояние страха. Для того чтобы человек этого типа что-то осознал, чтобы достучаться до его сознания, часто требуются интенсивные меры воздействия.

Интровертированный сенсорный тип. Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент, а также на субъ­ективную интенсивность ощущений, причем между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений — они субъек­тивны. Извне трудно предвидеть, что на него произведет впечат­ление.

Поражает своим спокойствием. Значение явлений низкого поряд­ка склонен несколько возвышать; слишком высокое — немного при­нижать; энтузиазм сдерживать, экстравагантное смягчать, и все это для того, чтобы держать воздействие на себя объекта в определенных пределах. Это поведение может действовать угнетающе и быть непо­нятным для окружающих.

Люди этого типа могут позволить манипули­ровать собою, но потом мстят за это  усиленным сопротивлением и упрямством. В некоторых слу­чаях, вследствие своей безобидности, становятся жертвами агрессивности и властолюбия. Наибо­лее сильно вытесняется интуиция, наблюдается повышенная чувствительность ко всему дву­смысленному, опасному. Если у них возникает 

невроз, то он носит характер навязчивости, при которой истеричес­кие черты уступают место нервному истощению.

Общая характеристика эмоциональных типов

  человек чувства, хорошо разбирается в людях, их настроениях;

  способен воздействовать на других своими настроениями и сам легко поддается таким воздействиям;

  часто принимает решения под влиянием симпатий как своих, так и чужих;

  убеждает в своей правоте (честно—нечестно, порядочно—непо­рядочно);

  любовь для него — сознательное творчество партнеров, самое важное в мире;

  обидчив, может пользоваться этим как средством воздействия на других;

  если вынужден отказать кому-либо в просьбе, чувствует дис­комфорт, пытается «оправдаться»;

  склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;

  часто говорит комплименты, стараясь сделать приятное.

Экстравертированный эмоциональный тип. Тип, наиболее часто встречающийся у женщин, руководствующихся чувством согласован­ности с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляет­ся в выборе объекта любви: они любят «подходящих мужчин». Жен­щины этого типа уступают разумным требованиям своей семьи, а не собственной скрытой женской сущности. Чувство любви у них на­правлено на объект их выбора. Таким разумным бракам несть числа, и они далеко не самые худшие. Женщины этого типа хорошие жены и подруги своим мужьям, хорошие матери. То, чего они не чувству­ют, — не могут и осмыслить. Их чувства теряют личный характер, ста­новясь чувствами вообще; личность как бы растворяется во всякой эмоции. Ярким примером этого типа может служить героиня рассказа «Душечка» А. П. Чехова. Мышление такого типа людей подавлено, оно становится как бы слугой эмоций. Но случается и так, что бессоз­нательно мышление выступает на поверхность в форме причуд, часто навязчивого свойства, общий характер которых, как правило, негативный и обесценивающий, причем худшие мысли прикрепляются как раз к тому объек­ту, чувства которого оцениваются выше всего, то есть кого любят больше, того больше и ругают. Частая форма невроза — истерия с инфантильно-сексуаль­ным бессознательным миром представлений.

 

Интровертированный эмоциональный тип. Часто встречается у женщин, которых можно охарактеризовать поговоркой: «Тихая вода глубока». По большей части они молчаливы, недоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской, часто бывают меланхолического темперамента. Они не блистают и не выдвигаются вперед, руководствуясь преимущественно субъективно ориентиро­ванными эмоциями, а истинные мотивы их действий остаются по большей части скрытыми. Они проявляют приятное спокойствие, симпатический параллелизм, не желая принуждать другого, влиять на него, воспитывать и изменять. Иногда в их поведении появляется легкий оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию или несчастию другого, а иногда они чувствуют ненужность собственного существования. По отношению к тому, в чем есть порыв и энтузиазм, этот тип снача­ла соблюдает благожелательный нейтралитет, иногда с легким оттен­ком превосходства и критики. Агрессивную эмоцию он умеет резко отразить с убийственной холодностью, причем первоначальная реак­ция — ощущение мгновенного паралича, а затем сильнейшее проти­водействие, поражающее другого человека в самое  уязвимое место.

Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмертие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство этого чувства хотя бы приблизительно, ему нужны необычная поэтическая и художест­венная выразительность.

Если его чувства заняты чем-то более высоким, чем эксцентричес­кое «Я», все идет нормально. При доминировании «Я» люди этого типа начинают «чувствовать», что думают другие, подозревая их во всевоз­можных низостях, в замышлении зла, интригах, подстрекательстве. Форма невроза — неврастения с последующей астенией.

Общая характеристика интуитивных типов

  основное состояние — размышление о том, что уже прошло, или о том, что еще предстоит;

  беспокойство о будущем, стремление обеспечить его уже в настоящем (запасы впрок, накопительство и т. д.);

  интерес ко всему новому, даже если оно не сулит практической выгоды;

  любовь к решению новых задач, нежелание делать одно и то же;

  работает нестабильно, «вспышками»;

  тяготеет скорее к теории, чем к практической деятельности;

  склонен к колебаниям и сомнениям.

 

Экстравертированный интуитивный тип. Интуиция людей этого типа направлена на постижение новых возможностей. Она — важное вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одно из других не способно помочь найти выход из положе­ния. Представителей интуитивного типа интересуют не общепризнан­ные ценности, а новые, открывающиеся возможности. У них тонкое чутье к тому, что еще только зарождается. Их не привлекает устойчи­вое, давно установившееся и общепризнанное, но ограниченное по ценности, они всегда в поисках новых возможностей. Все новое они воспринимают с большим энтузиазмом, но, если оно не сулит разви­тия, хладнокровно его отбрасывают, без жалости и сантиментов.

Нравственность интуитивного типа не интеллектуальна и не эмо­циональна, она имеет собственную мораль, в частности верность своим наглядным представлениям и добровольное подчинение их силе. Благополучие собственное и окружающих для людей это­го типа не является веским аргументом. Они не испытывают почте­ния к убеждениям и привычкам окружающих, поэтому их считают безнравственными и легкомысленными авантюристами.

Обычно люди этого типа работают там, где деятельность развива­ет их возможности и способности наиболее разносторонне: купцы, предприниматели, политики и т. п. Они умеют использовать все со­циальные рычаги, завязывать общественные связи. Они — прирож­денные адвокаты с многообещающим будущим. Никто не обладает такой способностью придавать бодрость своим ближним и воодушев­лять их. Такой человек сеятель, но не жнец. Он лишь успевает засеять поля, но урожай с них пожинают другие.

Интровертированный интуитивный тип. Это своеобразный тип мистического мечтателя и ясновидца, с одной стороны, и фантаста и художника — с другой. Самой высокой задачей такого человека является восприятие и его претворение в образы. Углубление интуи­ции чрезвычайно отдаляет его от действительности, делая загадкой для окружающих. Если он художник, то его искусство несет весть о необыкновенных, далеких мирах. Если же нет, то он «непризнан­ный гений», «персонаж психологического романа». Люди этого типа часто пытаются решать глобальные моральные проблемы, делают свою жизнь символичной, приспособленной к глубинному, вечному смыслу происходящего, но совершенно неприспособленной к дейст­вительности. Этим они лишают себя возможности воздействовать на окружающих и остаются для них непонятными. Им свойственны им­пульсивность и отсутствие меры, а их ощущения связаны исключи­тельно с впечатлениями органов чувств.

Для людей этого типа характерен невроз навязчивости с ипохон­дрическими явлениями, гиперэстезия органов чувств, навязчивые мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляющий   рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органический

Рисунок