Тест «Свободный рисунок» Д.Рид.
Инструкция
Выполните на листе бумаги рисунок на свободную тему. Нарисуйте то, что в данный момент пришло вам в голову. Этот тест называется «Свободный рисунок» (время выполнения 5—10 мин).
Обработка результатов этого теста производится по схеме, предложенной Д. Ридом, который выделил следующие типы рисунков и соответствующие им психологические типы:
перечисляющий рисунок — мыслительный экстраверт;
органический рисунок — мыслительный интроверт;
эмфатический рисунок — сенсорный экстраверт;
гаптический рисунок — сенсорный интроверт;
декоративный рисунок — эмоциональный экстраверт;
имажинарный рисунок — эмоциональный интроверт;
ритмический рисунок — интуитивный экстраверт;
структурный рисунок — интуитивный интроверт.
|
|
Определить вид изображения достаточно сложно; чтобы избежать ошибок, необходимо соблюдать следующее правило: следует выделить максимальное число признаков, которые есть в изображении, поскольку в одном рисунке могут присутствовать признаки нескольких психологических типов по К. Юнгу, обычно 3—4. При наличии нескольких признаков, характерных для различных типов, следует начать с того, который доминирует в изображении, а затем, по мере убывания признаков, дополнить психологическую характеристику так же, как при описании темпераментального профиля.
Определение вила изображения
Перечисляющий рисунок — изображение нескольких предметов, значков или геометрических фигур, не связанных между собой смысловой связью.
Органический рисунок — изображение животного, растительного мира, а также человека.
Эмфатический рисунок — изображение природы, создающее обычно яркое и сильное впечатление, например: горы, море, гроза, восход или заход солнца и т. д.
Гаптический рисунок — изображение человека в состоянии болезни, недуга, каких-либо неприятных ощущений, например, когда болит голова, зуб, тяжело дышать и т. д.
Декоративный рисунок — изображение орнаментов, цветов, узоров и т. д.
Имажинарный рисунок — изображения персонажей художественных произведений, персонажей из области фантазии, имеющее эмоциональную выразительность, например: карикатура.
Ритмический рисунок — изображение движения, например: летящих птиц, клубящегося из труб дыма, движущейся машины и т. д.
Структурный рисунок — изображение какой-либо фигуры или предмета в статичном положении, его устройства. Структура может быть очень простой, например: круг, а может быть и сложной, например: план города.
Определив психологический тип по рисунку, к тексту психологического портрета следует подписать характеристики, относящиеся к соответствующему психологическому типу по Юнгу. При этом необходимо помнить, что в каждом из нас как определенные программы поведения есть черты всех типов, но один тип может вытеснять на некоторое время другой, и тогда поведение разворачивается в соответствии с его программой. Внешние и внутренние условия нашего существования создают предпосылки для доминирования каких-либо типов, определяющих психологический склад, самочувствие, способы адаптации. Некоторые люди не находят сходства между своим психологическим портретом и тем, что они знают о себе из собственной жизни. Однако внимательно вчитываясь в него, а затем осуществляя за собой систематические наблюдения, они приходят к интересным выводам относительно особенностей своего психического склада. Так осуществляется самопознание, и значение этого процесса трудно переоценить.
Некоторые неточности при составлении психологического портрета могут случаться из-за того, что данные в этом разделе характеристики — типовые, тогда как каждый из нас — уникальная индивидуальность.
От психологического типа к социальной роли
Психологический склад личности составляет основу для формирования той или иной социальной роли. Типология Д. Ризо представляет собой описание тех социальных ролей, которые человек может на себя принять. Они могут изменяться с течением времени, но их изменения закономерны, а эти закономерности можно проследить и понять, что с нами происходит, к чему себя готовить, какие качества совершенствовать, а от каких отказаться. Типология Д. Ризо — это переход от второго уровня структуры личности к третьему, от психологических качеств к социально-психологическим.
Интерпретация психологических типов по К. Юнгу (сокращенное изложение)
Общая характеристика мыслительных типов
• ориентация на объективную действительность, ее законы, которым человек всегда стремится следовать;
• склонность анализировать и во всем устанавливать логический порядок;
• требовательность в интересах дела, иногда даже игнорирующая чувства других людей;
• утверждение своей правоты (правильно—неправильно, разумно—неразумно);
• трудности в выражении своих чувств, устойчивых и медленно меняющихся;
• нелюбовь к выясненению причин ссор и недоразумений независимо от того, произошли ли они по вине самого человека или по вине других.
Экстравертированный мыслительный тип. Рассудочные люди, действующие исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Их мышление позитивно, ведет к обнаружению новых фактов, систематизации разрозненного материала, формулированию концепций. Суждения обычно синтетические, обобщающие. Как правило, накопленные эмпирические данные «не перевариваются» ими до конца, а объяснения сводятся к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от ее широты. Если она широка — то это реформаторы, общественные обвинители, очистители нравов, проповедники серьезных нововведений, если же формула узкая, то все сводится к брюзжанию, мудрствованию, самодовольному критиканству. Люди этого типа стремятся себя и других втиснуть в жесткую схему, а их суждения часто сводятся к пошлости и банальностям.
Их чувства поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Такие люди считают, что цель оправдывает средства. Как правило, они злопамятны. Насколько широк размах их индивидуального самопожертвования, настолько же мелочны и консервативны могут быть их чувства.
Интровертированный мыслительный тип. Мышление более ориентировано на субъективный фактор, теоретические знания. Факты собираются только как вспомогательное средство для доказательства. Ценности людей этого типа обычно связаны с развитием и изложением идеи — первоначального символического образа, воспринимаемого внутренним субъективным взором. Обычно люди этого типа хотят видеть факты такими, чтобы они могли заполнить рамки их идеи, претендующей на оригинальность. «Точно так же, как Дарвина можно было бы изобразить как нормальный экстравертированный мыслительный тип, — пишет К. Юнг, — так можно было бы указать для примера на Канта как на противостоящий интроверти-рованный мыслительный тип. Так же, как первый говорит фактами, так последний основывается на субъективном факторе. Дарвин стремится к широкому полю объективной действительности, Кант, напротив, оставляет за собой критику познания вообще». Насколько ясна людям такого типа внутренняя структура их мыслей, настолько им неясно, где и когда эти мысли найдут свое выражение в действительном мире. Представители этого психологического типа с трудом могут предположить, что то, что ясно и понятно им, не всякому j кажется таковым. Обычно таких людей считают властными, но чем короче их узнают, тем благосклоннее судят о них. Усиленное стремление к одиночеству должно было бы защитить их от бессознательных влияний, разрушительных идей и осадка озлобления, но обычно оно ведет к еще более глубокому конфликту, истощающему изнутри. Мышление этих людей наиболее ценно, если оно связано с объективной реальностью.
Общая характеристика сенсорных типов
• все видит и все ощущает вокруг;
• живет здесь и теперь, выводы делает на основании своих ощущений;
• быстро ориентируется в любой обстановке;
• ведет активную физическую жизнь;
• практичен и деятелен;
• уверен в себе;
• спокойно относится к рутинной и монотонной работе;
• реалист,
не воспринимающий пустых фантазий, не торопится
начинать новые дела, если они не обещают практических результатов;
• многое любит делать своими руками.
Экстравертированный сенсорный тип. «Нет другого человеческого типа, который по реализму равнялся бы этому типу, — пишет К. Юнг. — Его объективное чувство действительности необыкновенно развито. Все, что он ощущает, служит ему только поводом для новых ощущений. В большинстве случаев — это мужчины, для которых ощущение есть конкретное выражение жизни, ее полнота. Истинное наслаждение для них имеет особую мораль, которая выражается в умеренности, самоотречении и готовности к жертве. Они могут дифференцировать свое ощущение до самой высокой эстетической чистоты, никогда не изменяя своему принципу объективного ощущения, даже в самом абстрактном. Их идеал — действительность, и по отношению к ней они полны почтительности. Они хорошо одеваются (в соответствии со своими обстоятельствами), у них хорошо едят и пьют, удобно сидят, их утонченный вкус предъявляет особые претензии к окружающему миру».
Но чем более перевешивают ощущения, тем неприятнее становится этот тип. Он развивается или в грубого, стремящегося к наслаждению человека, или в педантичного рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревности или состояние страха. Для того чтобы человек этого типа что-то осознал, чтобы достучаться до его сознания, часто требуются интенсивные меры воздействия.
Интровертированный сенсорный тип. Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент, а также на субъективную интенсивность ощущений, причем между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений — они субъективны. Извне трудно предвидеть, что на него произведет впечатление.
Поражает своим спокойствием. Значение явлений низкого порядка склонен несколько возвышать; слишком высокое — немного принижать; энтузиазм сдерживать, экстравагантное смягчать, и все это для того, чтобы держать воздействие на себя объекта в определенных пределах. Это поведение может действовать угнетающе и быть непонятным для окружающих.
Люди этого типа могут позволить манипулировать собою, но потом мстят за это усиленным сопротивлением и упрямством. В некоторых случаях, вследствие своей безобидности, становятся жертвами агрессивности и властолюбия. Наиболее сильно вытесняется интуиция, наблюдается повышенная чувствительность ко всему двусмысленному, опасному. Если у них возникает
невроз, то он носит характер навязчивости, при которой истерические черты уступают место нервному истощению.
Общая характеристика эмоциональных типов
• человек чувства, хорошо разбирается в людях, их настроениях;
• способен воздействовать на других своими настроениями и сам легко поддается таким воздействиям;
• часто принимает решения под влиянием симпатий как своих, так и чужих;
• убеждает в своей правоте (честно—нечестно, порядочно—непорядочно);
• любовь для него — сознательное творчество партнеров, самое важное в мире;
• обидчив, может пользоваться этим как средством воздействия на других;
• если вынужден отказать кому-либо в просьбе, чувствует дискомфорт, пытается «оправдаться»;
• склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;
• часто говорит комплименты, стараясь сделать приятное.
Экстравертированный эмоциональный тип. Тип, наиболее часто встречающийся у женщин, руководствующихся чувством согласованности с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: они любят «подходящих мужчин». Женщины этого типа уступают разумным требованиям своей семьи, а не собственной скрытой женской сущности. Чувство любви у них направлено на объект их выбора. Таким разумным бракам несть числа, и они далеко не самые худшие. Женщины этого типа хорошие жены и подруги своим мужьям, хорошие матери. То, чего они не чувствуют, — не могут и осмыслить. Их чувства теряют личный характер, становясь чувствами вообще; личность как бы растворяется во всякой эмоции. Ярким примером этого типа может служить героиня рассказа «Душечка» А. П. Чехова. Мышление такого типа людей подавлено, оно становится как бы слугой эмоций. Но случается и так, что бессознательно мышление выступает на поверхность в форме причуд, часто навязчивого свойства, общий характер которых, как правило, негативный и обесценивающий, причем худшие мысли прикрепляются как раз к тому объекту, чувства которого оцениваются выше всего, то есть кого любят больше, того больше и ругают. Частая форма невроза — истерия с инфантильно-сексуальным бессознательным миром представлений.
Интровертированный эмоциональный тип. Часто встречается у женщин, которых можно охарактеризовать поговоркой: «Тихая вода глубока». По большей части они молчаливы, недоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской, часто бывают меланхолического темперамента. Они не блистают и не выдвигаются вперед, руководствуясь преимущественно субъективно ориентированными эмоциями, а истинные мотивы их действий остаются по большей части скрытыми. Они проявляют приятное спокойствие, симпатический параллелизм, не желая принуждать другого, влиять на него, воспитывать и изменять. Иногда в их поведении появляется легкий оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию или несчастию другого, а иногда они чувствуют ненужность собственного существования. По отношению к тому, в чем есть порыв и энтузиазм, этот тип сначала соблюдает благожелательный нейтралитет, иногда с легким оттенком превосходства и критики. Агрессивную эмоцию он умеет резко отразить с убийственной холодностью, причем первоначальная реакция — ощущение мгновенного паралича, а затем сильнейшее противодействие, поражающее другого человека в самое уязвимое место.
Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмертие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство этого чувства хотя бы приблизительно, ему нужны необычная поэтическая и художественная выразительность.
Если его чувства заняты чем-то более высоким, чем эксцентрическое «Я», все идет нормально. При доминировании «Я» люди этого типа начинают «чувствовать», что думают другие, подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интригах, подстрекательстве. Форма невроза — неврастения с последующей астенией.
Общая характеристика интуитивных типов
• основное состояние — размышление о том, что уже прошло, или о том, что еще предстоит;
• беспокойство о будущем, стремление обеспечить его уже в настоящем (запасы впрок, накопительство и т. д.);
• интерес ко всему новому, даже если оно не сулит практической выгоды;
• любовь к решению новых задач, нежелание делать одно и то же;
• работает нестабильно, «вспышками»;
• тяготеет скорее к теории, чем к практической деятельности;
• склонен к колебаниям и сомнениям.
Экстравертированный интуитивный тип. Интуиция людей этого типа направлена на постижение новых возможностей. Она — важное вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одно из других не способно помочь найти выход из положения. Представителей интуитивного типа интересуют не общепризнанные ценности, а новые, открывающиеся возможности. У них тонкое чутье к тому, что еще только зарождается. Их не привлекает устойчивое, давно установившееся и общепризнанное, но ограниченное по ценности, они всегда в поисках новых возможностей. Все новое они воспринимают с большим энтузиазмом, но, если оно не сулит развития, хладнокровно его отбрасывают, без жалости и сантиментов.
Нравственность интуитивного типа не интеллектуальна и не эмоциональна, она имеет собственную мораль, в частности верность своим наглядным представлениям и добровольное подчинение их силе. Благополучие собственное и окружающих для людей этого типа не является веским аргументом. Они не испытывают почтения к убеждениям и привычкам окружающих, поэтому их считают безнравственными и легкомысленными авантюристами.
Обычно люди этого типа работают там, где деятельность развивает их возможности и способности наиболее разносторонне: купцы, предприниматели, политики и т. п. Они умеют использовать все социальные рычаги, завязывать общественные связи. Они — прирожденные адвокаты с многообещающим будущим. Никто не обладает такой способностью придавать бодрость своим ближним и воодушевлять их. Такой человек сеятель, но не жнец. Он лишь успевает засеять поля, но урожай с них пожинают другие.
Интровертированный интуитивный тип. Это своеобразный тип мистического мечтателя и ясновидца, с одной стороны, и фантаста и художника — с другой. Самой высокой задачей такого человека является восприятие и его претворение в образы. Углубление интуиции чрезвычайно отдаляет его от действительности, делая загадкой для окружающих. Если он художник, то его искусство несет весть о необыкновенных, далеких мирах. Если же нет, то он «непризнанный гений», «персонаж психологического романа». Люди этого типа часто пытаются решать глобальные моральные проблемы, делают свою жизнь символичной, приспособленной к глубинному, вечному смыслу происходящего, но совершенно неприспособленной к действительности. Этим они лишают себя возможности воздействовать на окружающих и остаются для них непонятными. Им свойственны импульсивность и отсутствие меры, а их ощущения связаны исключительно с впечатлениями органов чувств.
Для людей этого типа характерен невроз навязчивости с ипохондрическими явлениями, гиперэстезия органов чувств, навязчивые мысли.

Перечисляющий рисунок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Органический
Рисунок
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.