ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ.
Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН
Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе
Испытуемые — дети 4—7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.
Стимульный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5X11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию.
Рис. 1 Игра с младшими детьми (Ребенок играет малышами)
Рис. 2 Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем)
Рис. 3 Объект агрессии (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника)
Рис. 4 Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки)
Рис. 5 Игра со старшими детьми (Ребенок играет с двумя старшими детьми)
Рис. 6 Укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему)
Рис. 7 Умывание (Ребенок умывается в ванной комнате)
Рис. 8 Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенка за что-то)
Рис. 9 Игнорирование (Отец играет с малышом, ребенок стоит в одиночестве)
Рис. 10 Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребенка игрушки) Рис. 11 Собирание игрушек (Мать и ребенок убирают игрушки).
Рис. 12 Изоляция (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве)
Рис. 13 Ребенок с родителями (Ребенок стоит между матерью и отцом)
Рис. 14 Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан)
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.
Метод предъявления.
Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?».
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?».
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое?».
11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?».
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.
Протоколирование.
Выбор ребенком соответствующей лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Тест тревожности.
Ф. И. ребенка: Возраст ребенка:
Дата:
Рисунок |
Высказывание |
Веселое лицо |
Печальное лицо |
1. Игра с младшими детьми
|
|
|
|
2. Ребенок и мать с младенцем
|
|
|
|
3. Объект агрессии
|
|
|
|
4. Одевание
|
|
|
|
5. Игра со старшими детьми |
|
|
|
6. Укладывание спать в одиночестве
|
|
|
|
7. Умывание
|
|
|
|
8. Выговор
|
|
|
|
9. Игнорирование
|
|
|
|
10. Агрессивность
|
|
|
|
11. Уборка игрушек
|
|
|
|
12. Изоляция
|
|
|
|
13. Ребенок с родителями
|
|
|
|
14. Еда в одиночестве
|
|
|
|
Анализ данных.
Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.
Так рис. 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску;
рис. 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Агрессивное нападение) и 12
(Изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску;
рис. 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование), 11 (Уборка игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл.
Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку» — то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.
Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.
Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на 3 группы: а) Высокий уровень тревожностн (ИТ выше 50%);
б) Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%);
в) Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве): дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ.
Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2
(Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Уборка игрушек) с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок — ребенок» (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Здесь имеет место наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов, причем старшие дети (5—7 лет) проявляют уровень тревожности выше, чем младшие. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок — взрослый» (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями) и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Уборка игрушек. Еда в одиночестве).
Примечание. Валидизация методики показала высокий уровень ее валидности. Уровень тревожности, определяемой на основании методики высоко коррелируется с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов (р = 0,56), надежное 1ь методики также весьма значительна (ч = 0,42).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.