Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
Урок физики в 9 классе. Урок проверки знаний
по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Цели урока:
Обучающие:
обобщить, систематизировать и проверить знания по теме «Механические
колебания и волны. Звук».
приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами
информации, умение увидеть проблему и пути ее решения.
закрепить и проверить навыки решения экспериментальных, расчетных и
качественных задач.
Развивающие:
повысить у учащихся познавательный интерес.
расширить их кругозор, память, воображение.
научить применять полученные знания в новой ситуации.
повысить уровень развития информационной компетентности: умения
анализировать, обобщать и применять изученный материал, использовать
различные источники информации.
Воспитательные:
Закрепить положительную мотивацию к изучению физики.
Повысить уровень сплочённости класса.
Оборудование и методические материалы: компьютерный класс, мультимедийная
вариант»,
«Проверочная_Колебания_1
презентации
установка,
«Проверочная_Колебания_2 вариант», «Проверочная_Колебания_3 вариант»,
«Проверочная_Колебания_4 вариант».
Применяемые технологии:
информационно – коммуникационные технологии,
дифференцированный подход к обучению, технология развивающего
обучения.
ХОД УРОКА. Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
На компьютерах заранее загружена и открыта презентация с соответствующим
вариантом проверочной работы. Учащиеся занимают места за компьютерами и со звонком
приступают к выполнению проверочной работы. Презентация составлена таким образом,
что автоматически считает количество правильных ответов и в конце формирует сводную
таблицу, в которой выдает отметку, которую заработал ученик за прохождение данного
теста. Таблица по локальной сети пересылается на компьютер учителя.
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня я предлагаю вам выполнить проверочный тест по
теме «Механические колебания и волны. Звук». Перед вами на экране компьютера
электронный тест, выполнив который, вы сможете увидеть на каком уровне вы освоили
данную тему, в каком месте испытываете затруднения. Уровень А – обязателен для всех,
правильный ответ на каждый вопрос этого уровня даст вам 1 тестовый балл, то есть за
уровень А вы сможете получить максимум 6 тестовых баллов. Уровень В – средний
уровень. Три верных соотношения принесет вам 2 тестовых балла, два соотношения – 1
тестовый балл, менее двух соответствий – 0 баллов. Итого, за уровень В вы можете
заработать максимум 2 тестовых балла. Задачи уровня С – это задачи повышенной
сложности. Верное решение каждой из них принесет вам 3 тестовых балла. То есть за
верное решение задач уровня С вы сможете заработать максимум 6 тестовых балла.
За верное выполнения всего теста вы сможете заработать 14 тестовых баллов.
2. Выполнение тестовых заданий.
Текст проверочной работы.
ВАРИАНТ № 1
Уровень А
1. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту.
Определите период сокращения сердечной мышцы.
1). 0,8 с;
2). 1,25 с;
3). 60 с;
4). 75 с.
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
периода колебаний?
1). 3 см;
2). 6 см;
3). 9 см;
4). 12 см.
3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на
пружине, от времени. Определите амплитуду колебаний.
1). 2,5 см;
2). 5 см;
3). 10 см;
4). 20 см.
4. Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с. Длина волны
равна
1). 0,5 м;
2). 2 м;
3). 32 м;
4). для решения не хватает данных.
5. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в
звуковой волне?
1). повышение высоты тона;
2). понижение высоты тона;
3). повышение громкости;
4). уменьшение громкости.
6. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько
времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
1). 0,5 с;
2). 1 с;
3). 2 с;
4). 4 с.
7. Установите соответствие между физическими явлениями и их названиями. К каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Уровень В
ФИЗИЧЕСКИЕ
ВЕЛИЧИНЫ
НАЗВАНИЯ
А. Сложение волн в
1. Преломление
пространстве
Б. Отражение звуковых
2. Резонанс
волн от преград Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
возрастание
В. Резкое
3. Эхо
амплитуды колебаний
4. Гром
5. Интерференция звука
Уровень
С
8. Тело массой 600 г подвешено к цепочке из двух параллельных пружин с
коэффициентами жесткости 500 Н/м и 250 Н/м. Определите период собственных
колебаний системы.
9. С какой скоростью проходит груз пружинного маятника положение равновесия, если
жесткость пружины 400 Н/м, а амплитуда колебаний 2 см? Масса груза 1 кг.
1. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту.
Определите частоту сокращения сердечной мышцы.
ВАРИАНТ № 2
Уровень А
1). 0,8 Гц;
2). 1,25 Гц;
3). 60 Гц;
4). 75 Гц.
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4
периода колебаний?
1). 0,5 м;
2). 1 м;
3). 1,5 м;
4). 2 м.
3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на
пружине, от времени. Период колебаний равен
1). 2 с;
2). 4 с;
3). 6 с;
4). 10 с.
4. Обязательными условиями возбуждения механической волны являются
А: наличие источника колебаний;
Б: наличие упругой среды;
В: наличие газовой среды.
1). А и В; Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
2). Б и В;
3). А и Б;
4). А, Б и В.
5. Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. Скорость звука 340 м/с. Какова
частота колебаний камертона?
1). 680 Гц;
2). 170 Гц;
3). 17 Гц;
4). 3400 Гц.
6. Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2 с после выстрела.
Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость
звука в воздухе 340 м/с.
1). 85м;
2). 340 м;
3). 680 м;
4). 1360 м.
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым
эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под
соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ
ВЕЛИЧИНЫ
А. Период колебаний
Б. Длина волны
В. Скорость
распространения волны
ФОРМУЛЫ
1.
4.
2.
3.
1
T
T
N
t
t
N
5.
Уровень С
8. На некоторой планете период колебаний секундного земного математического
маятника оказался равным 2 с. Определите ускорение свободного падения на этой
планете.
9. На рисунке представлен график изменения со временем кинетической энергии
ребенка, качающегося на качелях. Определите потенциальную энергию качелей в
момент, соответствующий точке А на графике. Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
1. Частота колебаний напряжения в электрической цепи в России равна 50 Гц.
Определите период колебаний.
ВАРИАНТ № 3
Уровень А
1). 0,02 с;
2). 1,25 с;
3). 50 с;
4). 25 с.
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 8 см. Какой путь прошло это тело за
полный период колебаний?
1). 8 см;
2). 16 см;
3). 24 см;
4). 32 см.
3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на
пружине, от времени. Частота колебаний равна
1). 0,25 Гц;
2). 0,5 Гц;
3). 2 Гц;
4). 4 Гц.
4. Волна с периодом колебаний 0,5 с распространяется со скоростью 10 м/с. Длина волны
равна
1). 10 м;
2). 40 м;
3). 0,025 м;
4). 5 м.
5. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении частоты колебаний в
звуковой волне?
1). повышение высоты тона;
2). понижение высоты тона;
3). повышение громкости;
4). уменьшение громкости. Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
6. Расстояние до преграды, отражающей звук, 68 м. Через какое время человек услышит
эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
1). 0,2 с;
2). 0,4 с;
3). 2,5 с;
4). 5 с.
7. Установите соответствие между характеристиками звука и физическими величинами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и
запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Уровень В
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЗВУКА
А. Громкость звука
Б. Высота звука
В. Тембр звука
ФИЗИЧЕСКИЕ
ВЕЛИЧИНЫ
1. Амплитуда
2. Совокупность
обертонов
3. Скорость
4. Длина волны
5. Частота
Уровень С
8. Тело массой 600 г подвешено к цепочке из двух последовательных пружин с
коэффициентами жесткости 500 и 250 Н/м. Определите период собственных
колебаний системы.
9. Амплитуда малых свободных колебаний пружинного маятника 9 см, масса груза 100 г,
жесткость пружины 40 Н/м. Определите максимальную скорость колеблющегося груза.
1. Цикл вдохавыдоха у ребенка составляет 36 раз в минуту. Определите частоту цикла.
ВАРИАНТ № 4
Уровень А
1). 0,6 Гц;
2). 1,67 Гц;
3). 60 Гц;
4). 36 Гц.
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 4 см. Какой путь прошло это тело за 3/4
периода колебаний?
1). 4 см;
2). 8 см;
3). 12 см;
4). 16 см.
3. На рисунке показан график колебаний одной из точек струны. Согласно графику,
амплитуда этих колебаний равна Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
1). 10 см;
2). 20 см;
3). 40 см;
4). 60 см.
4. В какой среде механические волны распространяться не могут?
1). в твердой;
2). в жидкой;
3). в газообразной;
4). в вакууме.
5. Человек услышал звук грома через 5 с после вспышки молнии. Считая, что скорость
звука в воздухе 343 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.
1). 17,15 м;
2). 34,3 м;
3). 1715 м;
4). 3430 м.
6. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором
ультразвуковой сигнал, имеющий скорость 1500 м/с, вернулся назад через 0,4 с?
1). 75 м;
2). 300 м;
3). 600 м;
4). 3750 м.
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым
эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под
соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ
ВЕЛИЧИНЫ
А. Частота колебаний
Б. Длина волны
В. Скорость
распространения волны
ФОРМУЛЫ
T
N
t
t
N
1
1.
2.
3.
4.
5. Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
Уровень С
8. На некоторой планете период колебаний секундного земного математического
маятника оказался равным 0,5 с. Определите ускорение свободного падения на этой
планете.
9. На рисунке представлен график зависимости потенциальной энергии математического
маятника (относительно положения его равновесия) от времени. Определите
кинетическую энергию маятника в момент времени, соответствующий на графике
точке D.
Таблица проверки правильности выполнения теста. Кашенкова М.Е. Урок физики в 9 классе Урок проверки знаний по теме «Механические колебания и
волны. Звук.»
После выполнения работы сохраните, пожалуйста результаты и закройте
презентацию.
Спасибо за работу, урок окончен.
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Тест по теме "Колебания и волны" физика 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.