Духовно-нравственная сфера.
Часть А. Группа 1.
1. Готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социальной общности называется:
1) эгоизм; 2) меценатство; 3) спонсорство; 4) альтруизм.
2. Религиозные представления основаны в первую очередь на:
1) рационализме; 2) этике; 3) вере; 4) традиции.
3. Заимствование западного образа жизни в области экономики, политики, образования, культуры и языка называется:
1) модернизацией; 2) реформацией;
3) вестернизацией; 4) цивилизацией.
4. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений называется:
1) суверенитетом; 2) аскетизмом;
3) рационализмом; 4) гуманизмом.
5. Среднее специальное образование в
России можно получить в:
1) средней
общеобразовательной школе; 2) вечерней школе;
3) колледже; 4) гимназии.
6. Обязательным в России, согласно Закону об образовании, является образование:
1) полное среднее; 2) семилетнее;
3) основное девятилетнее; 4) неполное высшее.
7. Одним из направлений реформы высшего образования в России является:
1) введение бакалавриата и магистратуры;
2)введение автономии университетов;
3)введение выборности ректоров университетов;
4)право университетов самостоятельно утверждать учебные планы.
8. Факультативными занятиями называются:
1) дополнительные занятия, проводящиеся после уроков для группы учащихся;
2) уроки, проводящиеся вне школы;
3)уроки-экскурсии, проходящие в музеях;
4)уроки-семинары;
9. Отметьте неверное высказывание о религиозной ситуации в Российской Федерации:
1) законом гарантирована свобода совести;
2) реализован принцип равенства всех конфессий;
3) обязательна служба в храмах на русском языке;
4) церковь отделена от государства.
10. Наука, в отличие от искусства:
1) является способом познания мира человеком;
2) имеет целью получение истинного знания;
3) предполагает использование эксперимента;
4) опирается на ценностные установки.
11. Гуманитаризация образования предполагает:
1) учет возрастных особенностей учащихся;
2) внимание к личности, ее духовным запросам;
3) усиление роли общественных и гуманитарных наук;
4) снижение роли естественнонаучного знания.
12.Новаторство в развитии культуры проявляется в:
1) прочтении стихотворения А. Блока;
2) создании нового направления в музыке;
3) просмотре модного фильма;
4) решении задачи из школьного учебника.
13. Отличительным свойством современной науки является:
1) познание мира;
2) открытие законов развития природы;
3) практическое освоение природной среды;
4) изучение познавательных возможностей человека.
14. Живопись
художников-авангардистов является примером культуры:
1) народной; 2) массовой; 3) популярной; 4) элитарной.
15. Произведения, создаваемые анонимными творцами, не имеющими,
как правило, профессиональной подготовки, характерны для культуры:
1) народной; 2) массовой; 3) популярной; 4)
элитарной.
16. Фольклор является характерным проявлением культуры:
1) народной; 2) массовой; 3) популярной; 4) элитарной.
17. Характерным признаком массовой культуры является:
1) сложность содержания; 2) доступность широким слоям населения;
3) ориентация на узкий круг ценителей;
4) анонимность большинства произведений.
18. Самой широкой аудиторией обладает культура:
1) народная; 2) массовая; 3) элитарная; 4) молодежная.
19. Мыльные оперы, популярные блокбастеры, литературные бестселлеры характерны для культуры:
1) массовой; 2) элитарной; 3) народной; 4) андерграундной.
20. Под «субкультурой» понимается:
1)культура, ценности которой разделяются подавляющим большинством людей;
2)часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе;
3)отражение и преобразование действительности в художественных образах;
4)произведения, создаваемые анонимными творцами, не имеющими, как правило, профессиональной подготовки.
21. Идейно-политическая и историко-культурная концепция,
отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между
Европой и Азией, называется:
1)европоцентризм; 2) евразийство;
3) панславизм; 4) натурализм.
22.Центральной категорией эстетики, характеризующей явления, обладающие высшей эстетической ценностью, является понятие
1) добро; 2) значимое; 3) прекрасное; 4) престижное.
23.Центральными категориями нравственности являются представления о:
1) прекрасном и безобразном; 2) добре и зле;
3) истинном и ложном; 4) искусственном и естественном.
24. Процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональной, ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на другие социальные институты называется:
1) рационализацией; 2) цивилизацией;
3) секуляризацией; 4) христианизацией.
25. Мистическое учение о возможности постижения
божества, о богопознании, стремящееся к раскрытию «божественных тайн», в том числе
путем непосредственного духовного восприятия божества:
1) филология; 2) магия; 3) философия; 4) теософия.
Группа 2.
1. Верны ли следующие суждения о культурных ценностях?
А) в международном праве процесс возвращения культурных ценностей, неправомерно захваченных и вывезенных в другие государства в результате войны или других незаконных акций, называется реституцией;
Б) охрана исторических и культурных ценностей является одной из конституционных обязанностей гражданина РФ.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения о религиозных представлениях?
А) иудаизм является политеистической религией;
Б) индуизм является политеистической религией.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
3. Верны ли следующие суждения о видах искусства?
А) музыка не относится к изобразительному искусству;
Б) скульптуру можно отнести к пластическим видам искусства.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
4.Верны ли следующие суждения о видах искусства?
А) балет является одним из видов искусства;
Б) документальные фильмы и хроники не относятся к видам искусства.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
5. Верны ли следующие суждения о научном знании?
А) научные знания носят абсолютный характер;
Б) одним из принципов научных знаний является их истинность.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения о научном знании?
А) научные знания носят относительный характер;
Б) одним из принципов научных знаний является причинность.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
7. Верны ли следующие суждения об образовании?
А) в Российской Федерации всю систему образования
можно разделить на начальное и высшее;
Б) в России начальное образование является обязательным и бесплатным.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения об образовании?
А) среднее специальное образование является частью
профессионального образования;
Б) высшее образование является частью профессионального образования.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
9. Верны ли следующие суждения об образовании?
А) среднее образование является частью профессионального образования;
Б) для поступления в российскую школу необходимо уметь читать, писать и считать.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
10. Верны ли следующие суждения о религии?
А) учение является одним из элементов религии;
Б) организация является одним из элементов религии.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
11. Верны ли следующие суждения о нравственных качествах?
А) совестью называется осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества;
Б) достоинство человека проявляется в самооценке личности, осознании ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения о нравственных качествах?
А) честь — это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества;
Б) совесть — высшая форма способности личности к моральному самоконтролю.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Часть В. Группа 1.
1. Слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности, носит название ....
2. Вероисповедание, объединение верующих, священнослужителей, церковных организаций в рамках господствующих религий называется ....
3. Образование — социальный ... , посредством которого осуществляется передача культурного наследия от одного поколения к другому, а также социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями.
4. Процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональной, ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на другие социальные институты называется ....
5. Народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем, называются ....
Группа 2.
|
|
|
|
Группа 3.
1. Соотнесите уровень научного познания с его характеристиками.
Характеристики научного познания Уровень научного познания
1. описание предмета А. эмпирический уровень
2. объяснение изучаемых явлений Б. теоретический уровень
3. формулирование законов и принципов
4. описание явлений
5. установление научных фактов
6. создание теорий, раскрывающих сущность познаваемых объектов.
2. Соотнесите уровни научного познания с их методами.
Элементы научного познания Уровень познания
1. наблюдение; 2. гипотеза; А. эмпирическое познание
3. анализ; 4. научная теория; Б. теоретическое познание
5. описание; 6. эксперимент.
3. Соотнесите понятия с видами религиозных представлений.
Религиозные представления Виды религиозных представлений
1. распятие; 2. карма; А. национальные религии
3. брахма; 4. синагога; Б. мировые религии
5. Коран; 6. Будда.
3. Соотнесите понятия с видами религиозных представлений.
Религиозные представления Виды религиозных представлений
1. реинкарнация 2. карма; А. национальные религии
3. шива; 4. синагога; Б. мировые религии
5. мечеть; 6. Рождество.
5. Соотнесите перечисленные жанры с одним из видов искусства.
Жанры Вид искусства
1. комедия; 2. бытовой; А. изобразительное искусство
3. пейзаж; 4. поэма; Б. литература
5. трагедия; 6. портрет.
6. Соотнесите перечисленные понятия с областью духовной жизни.
Основные понятия Область духовной жизни
1. достоинство; 2. доброе; А. мораль
3. прекрасное; 4. циничное; Б. искусство
5. грациозное; 6. творчество.
7. Соотнесите перечисленные понятия с областью духовной жизни.
Основные понятия Область духовной жизни
1. сакральное; 2. прекрасное; А. религия
3. грациозное; 4. красота; Б. мораль
5. мистическое; 6. конфессия.
Группа 4.
1. Выберите из предложенного перечня произведения, характерные для народной культуры.
1. былина; 2. концерт для симфонического оркестра;
3. рок-опера; 4. традиционный орнамент;
5. эпическое сказание.
2. К мировым религиям относятся:
1. буддизм; 2. индуизм; 3. ислам;
4. иудаизм; 5. конфуцианство; 6. христианство.
3. Выберите положения, которые являются общими для норм права и морали.
1. выражают волю общественного мнения; 2. носят желательный характер;
3. имеют одинаковую форму закрепления; 4. универсальный характер;
5. обязательны для исполнения; 6. регулирование общественных отношений.
4. Выберите позиции, характерные для деятельности ученого.
1. формирование чувства прекрасного; 2. выдвижение гипотезы;
3. проведение эксперимента;
4. эмоционально-чувственное отражение реальности;
5. практическая значимость результатов.
5. Выберите положения, отличающие массовую культуру.
1. ориентация на удовлетворение потребностей предельно широкой аудитории;
2. отличается невысоким уровнем сложности;
3. предназначается для узкого круга ценителей;
4. отличается анонимностью большинства произведений;
5. ориентируется на коммерческий успех.
Часть С. ????????????????????
Темы для эссе:
1. «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит).
2. «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь).
3. «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Д. Дидро).
КЛЮЧ ОТВЕТОВ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
1 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
Группа 2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
Часть В. Группа 1.
1 – интеллигенция; 2 – конфессия; 3 – институт;
4 – секуляризация; 5 – фольклор.
Группа 2.
1. – развлекательный; 2 – коммерческий;
3 – духовная; 4 – искусства.
Группа 3.
1) 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-А, 6-Б; 2) 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-А, 6-А;
3) 1-Б, 2-А, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-Б; 4) 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-Б;
5) 1-Б, 2-А, 3-А, 4-Б, 5-Б, 6-А; 6) 1-А, 2-А, 3-Б, 4-А, 5-Б, 6-Б;
7) 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-А, 6-А.
Группа 4.
1 – 1,4,5; 2 – 1,3,6; 3 – 4,6; 4 – 2,3,5; 5 – 1,2,5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.