Тесты удобны и полезны родителям, которые хотят не просто проверить уровень знаний своих детей, но и помочь им в отрабатывании разнообразных умений и навыков. Для того чтобы процесс обучения или проверки более приятным , подобрала тестовые задания так, чтобы детям было приятно и интересно.Тестовые задания по русскому языку "Суффиксы" (3 класс)
СУФФИКСЫ
О б р а з у й т е слова с помощью суффикса к. Какое правило надо знать,
чтобы правильно написать эти слова? Суффиксы выделите.
рука – ...
облако – ...
печь – ...
ночь – ...
дача – ... туча – ...
дочь – ...
река – ...
крыльцо – ...
чаша – ...
О б р а з у й т е и напишите слова – названия детёнышей.
Аист – ...
Лось – ...
Тигр – ...
Медведь – ...
олень – ...
гусь – ...
лев – ... ,
утка – ...
– С помощью какого суффикса образованы эти слова? Выделите
суффиксы.
О б р а з у й т е слова с помощью суффикса к.
строить – ...
чистить – ...
стирать – ...
переписать – ...
погрузить – ...
примерить – ...
побелить – ...
П р о ч и т а й т е слова, которые обозначают людей по роду занятий или
профессии. Выделите суффиксы.
тракторист
писатель
гитарист
лыжник
баянист
охотник
грузчик
лесник
строитель
каменщик
сапожник
– Образуйте и напишите слова с одним из этих суффиксов.
связь – ... ,
футбол – ... ,
пианино – ... ;
истдвор – ... ,
печь – ... ;
учить – ... ,
читать – ... ;
настроить – ... ,
обувь – ... .
ник
тель
щик
П р о ч и т а й т е . Запишите слова в два столбика в зависимости от
значения суффикса. Выделите суффикс к.
Подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, протирка, подборка,
рыбка, чистка, ножка, берёзка, ягодка, подстилка, собачка.
П р о ч и т а й т е слова. Выпишите их в два столбика в зависимости от
значения суффикса.
Сахарница, пепельница, писательница, сухарница, воспитательница,
мыльница,
монтажница,
перечница,
учительница,
чернильница, соусница.
конфетница,
Что? Кто?
– Выделите суффиксы.
П р о ч и т а й т е имена прилагательные к словам: 1) песня, 2) ветер, 3)
поле.
Весёлая, задорная, тихая, солдатская, туристская, тоскливая.
Сильный, слабый, порывистый, штормовой, холодный, тёплый.
Кукурузное, ржаное, большое, картофельное.
– Выпишите только те прилагательные из каждой группы, в которых есть
суффикс. Выделите суффиксы.
1) Песня – ... , ... .
2) Ветер – ... , ... .
3) Поле – ... , ... .П р о ч и т а й т е . Допишите к данным словам по три слова с такими же
суффиксами.
– ... , ... , ... .
– ... , ... , ... .
– ... , ... , ... .
– ... , ... , ... .
– ... , ... , ... .
– Выделите суффиксы.
З а п и ш и т е данные слова без суффиксов. Выделите корень и суффикс.
стаканчик – ... карасик – ...
дворик – ... ленив – ...
ветерок – ...
старость – ...
холодок – ...
молодость – ...
О б р а з у й т е однокоренные слова от данных слов при помощи
указанных суффиксов.
летал (чик) – ... ,
грузил (чик) – ... ,
чистил (щик) – ... ,
учил (тель) – ... ,
писал (тель) – ... ,
паром (щик) – ... ,
барабан (щик) – ... ,
– Выделите суффиксы.
С п и ш и т е . Подчеркните однокоренные слова, выделите корень.
Определите, с помощью каких суффиксов образованы эти слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
С. ПогореловскийЗ а п о м н и т е ! Часто суффиксы имеют не одно, а несколько значений. Н
а п р и м е р , суффикс ник может обозначать:
1) лицо, название людей по роду занятий, по профессии (начальник);
2) название сосуда (чайник, салатник);
3) название помещения (коровник, ледник);
4) название книги (задачник, песенник);
5) название пространства, места, территории (ельник, цветник, орешник);
6) название предмета (градусник).
– Придумайте слова с суффиксом ник с каждым значением.
1. _________________
2. _________________
3. _________________
4. _________________
5. _________________
6. _________________
П р о ч и т а й т е загадку. Отгадайте её. Найдите слова с суффиксом к.
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Из железа тучка,
А у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку.
О б р а з у й т е с помощью суффиксов ик, ок, ек новые слова с
уменьшительным или ласкательным значением.
Кот – ... , мост – ... , огонь – ... , холод – ... , дом – ... , пень – ... , голубь
– ... , рот – ... .
– Выделите суффиксы.
Н а п и ш и т е суффиксы в словах правильно.
Билет..к, дружоч..к, столб..к, кузовоч..к, платоч..к, стол..к, плеч..ки,
сыноч..к, голосоч..к, торт..к, носоч..к, букет..к, пальч...к.
– Выделите суффиксы.К д а н н ы м словам подберите и напишите однокоренные, образуя их с
помощью различных суффиксов.
О б р а з е ц :
гриб – ... , ... , ... .
двор – ... , ... , ... .
глаз – ... , ... , ... .
голубь – ... , ... , ... .
– Выделите в однокоренных словах корень и суффикс.
П о д б е р и т е к данным словам однокоренные слова с указанными в
скобках суффиксами. Запишите.
Нина (очк), Валя (ечк), Саша (еньк), мама (очк), папа
(очк), дядя (еньк), тётя (еньк), дед (ушк), баба (ушк).
– Выделите суффиксы.
П о д б е р и т е к данным словам родственные слова. Используйте
указанные в скобках суффиксы. Запишите.
Двор (ик, ник), лес (ок, ник), барабан (чик, щик), груз (ик,
чик), воз (ик, чик), рассказ (ик, чик).
С п и ш и т е , заменив слова в скобках родственными словами,
отвечающими на вопросы какой? какая? какие?
О б р а з е ц :
день.
(Осень) день, (туман) утро, (камень) дом, (рано) весна. (длина) аллея,
(пшено) каша, (лимон) сок.
– Выделите суффиксы, подчеркните двойные согласные.
С о е д и н и т е слова с подходящими по смыслу словами, данными в
скобках.
О б р а з е ц :
поклон.
Земной, земляной (вал, поклон). Глиняная, глинистая (почва, посуда).
Дождевая, дождливая (вода, погода). Лесной, лесистый (склад, край).
Старый, старинный (обычай, друг).
– Выделите суффиксы.С п и ш и т е , заменив выделенные слова однокоренными словами с
суффиксами ышк, к, чик, енк. Выделите эти суффиксы.
Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из
родного гнезда и запел серебристую песню. Заяц побежал по росистому
лугу за сочной травой.
По К. Ушинскому.
З а п и ш и т е однокоренные слова в столбик. Выделите корень и
суффикс.
Рыба, голова, море, сосед, берёза, гряда, лёд, рыбка, головка, моряк,
соседский, берёзовый, грядка, березняк, ледник, стол, гора, столик, горный,
морской, грядочка, ледяной, ива, чаша, ивушка, чашечка, рыбаки.
П р о ч и т а й т е .
Голосистый ребёнок, серебристый тополь, бархатистая кожа,
каменистый, берег, лесистая местность, глинистая почва, шёлковистая
трава, болотистый край, водянистая груша, холмистый район,
золотистая корочка.
– Выпишите сначала те словосочетания, в которых слова с суффиксом
ист имеют значение «похожий на чтото», а затем – со значением «иметь в
большом количестве».
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
У нас в клетке ж..ла перепёлка. Такая мал..нькая дикая куроч..ка. (На)
горле у неё нагруднич..к (в) п..лос..чку. Перепёлка ходит (по) клетке и
тихонько (на) свистывает. А то ляжет (на) бочок, чистит пёр..шки, как
настоящ..я курица. Мы её даже на руки брали, как игру..ку.
По Е. Чарушину.
– В подчёркнутых словах выделите суффикс.
В ы п и ш и т е слова в таком порядке.
а) слова, состоящие только из корня, окончания;
б) слова, состоящие из корня, суффикса, окончания;
в) слова, состоящие их приставки, корня и окончания;
г) слова, состоящие из приставки, корня, суффикса, окончания.Дома, повара, лесники, запахи, вырубка, заморозки, насмешка, больница,
моряки, повестка, листы, всходы, поездка, завалы.
– Разберите слова по составу.
З а п и ш и т е одним словом, используя суффиксы увеличения.
Очень большой, очень злой, очень красный, очень толстый, очень
мокрый, сильно блестит.
– Разберите эти слова по составу.
К а ж д о е словосочетание замените одним словом с суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе; момент бросания мяча; смелый
человек; любящий мечтать; детёныш орла; специалист по химии;
участник игры; музыкант, играющий на пианино; ручка топора; берёзовая
роща; жадная девочка; тот, кто богат на выдумки; тот, кто любит
шутить.
– Выделите суффиксы.
И з м е н и т е слова так, чтобы они обозначали маленькие и большие
предметы. Выделите суффиксы.
Жук, туча, дом, лапа, рыба, коготь, хвост.
Н а п и ш и т е слова, которые обозначают людей по роду занятий или
профессии.
Трактор, лыжи, груз, учить, футбол, зелень, гитара, комбайн, баян,
варить, шахта.
– Выделите суффиксы.
О т д а н н ы х имён существительных образуйте имена прилагательные,
используя суффиксы: н, ов, ев, ск.
Сад, сирень, сентябрь, звезда, клён, село, окунь, класс, книга.
– Выделите суффиксы.
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
(По) шли гулять лягушонок, цыплёнок, муравей и жучок. (При) шли на
реч..ку. Лягушонок прыгнул (в) воду и остал..ных (п..) звал. Но никто (не)
умел плавать. Лягушонок (за) х...х..тал. Друз..я обиделись и (пр..) думали.Цыплёнок (пр..) нёс л..сточ..к, мышонок – скорлупку, муравей – соломинку,
жучок – верёв..ч..ку. (П..) строили они корабл..к, сели и (п..) плыли.
По В. Сутееву.
– В подчеркнутых словах выделите суффикс.
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
Св..тило солн..шко. (Под) с..сной (у) р..ки была барсуч..я н..ра. (У) н..ры
с..дел барсук. Вот зв..рёк (из) дал слабый звук. Из тёмной н..ры стали (вы)
п..лзать барсуч..та. М..лыш.. были мал..н..кие и ж..рн..н..кие. Барсуч..та
стали играть. Они (пере) катывались с боку на бок по сырой з..мле.
Мал..н..кий барсучонок был самый в..сёл..н..кий.
По И. Аксёнову.
– В подчёркнутых словах выделите суффиксы.