Тема: «Тип Плоские черви»
Тип урока: комбинированный
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности плоских червей; познакомиться с многообразием видов и основными классами.
Задачи:
1) Образовательные:
· раскрыть особенности строения и жизнедеятельности плоских червей;
· выявить черты восокоорганизованности плоских червей по сравнению с кишечнополостными;
· изучить многообразие видов.
2) Воспитательные:
· продолжить формирование ценностного отношения к природе;
· воспитывать у учащихся заботливое отношение к своему организму.
3) Развивающие:
· создать полноценные условия для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового характера;
· продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника;
· развивать умения сравнивать объекты живой природы между собой.
Использованные источники:
1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа,2011г.
2. Биология. Животные. 7-8 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Никишов, И.Х. Шарова - М.: Просвещение,2000г.
3. Жизнь животных в 6 томах. 1том. Беспозвоночные. /под редакцией профессора Л.А. Зенкевича – М.: Просвещение, 1968г.
Ссылки на сайт:
http://go.mail.ru/search_images
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Ход урока:
I. Организационный момент (Приветствие учащихся)
II. Проверка домашнего задания
Деление учащихся на группы:
1) Первая группа работает по карточкам ( Приложение 1)
2) Вторая группа работает устно по вопросам:
- В чем особенность строения и передвижения медуз по сравнению с другими кишечнополостными?
- Как осуществляется процесс пищеварения у гидры?
- Как устроены, и какое значение имеют стрекательные клетки в жизни гидры?
- Как размножаются кишечнополостные?
- Какое значение имеют кишечнополостные в природе и жизни человека?
Учитель озвучивает и комментирует оценки учащихся за устный ответ.
III Изучение нового материала
Учитель сообщает классу и записывает на доске тему урока «Тип Плоские черви» (слайд 1). Обращает внимание учеников, что главной задачей этого урока является изучение строение плоских червей. А прослеживать все закономерности строения и жизнедеятельности мы будем на примере белой планарии.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему тип получил такое название?
Выслушивание ответов учащихся, их обобщение и вывод: Тело червей сплющено в спинно-брюшном направлении.
Учитель обращается к презентации и знакомит обучающихся с характерными признаками типа и представителями. Ребята записывают признаки типа и представителей к себе в тетрадь.
1. Признаки типа Плоские черви:
–
двусторонняя симметрия
– трехслойность: экто-, энто- и мезодерма
– тело плоское
– кожно-мускульный мешок
– промежутки между органами заполнены паренхимой
2. Классификация типа Плоские черви
1) Класс Ресничные черви (Белая планария)
2) Класс Сосальщики (Печеночный сосальщик)
3) Класс Ленточные черви (Свиной цепень)
3. Самостоятельная работа с текстом учебника по заполнению таблицы
Учитель делит учащихся на группы, просит самостоятельно изучить материал, иллюстрации учебника и заполнить таблицу «Внутреннее строение плоских червей»
Таблица 1
Название системы внутренних органов планарии
|
Органы, образующие систему
|
Выполняемые функции системы органов
|
1.нервная |
Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками
|
Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов. Ответная реакция организма на раздражение |
2 пищеварительная |
Рот, глотка, кишечник |
Захват и переваривание пищи |
3. выделительная |
Пламенные клетки, Выделительные канальцы, каналы и поры. |
Выведение жидких продуктов обмена веществ
|
4.половая |
Семенники-трубчатые семяпроводы. Парные яичники-яйцеводы |
Размножение, увеличение численности
|
1) Группа: Нервная система и органы чувств
2) Группа: Пищеварительная система
3) Группа: Выделительная система
4) Группа: Половая система
По прошествии заданного времени, учитель выслушивает ответы учащихся, дополняя их ответы слайдами презентации, проверяет заполнения ими таблиц.
Органы чувств
|
Отростки чувствительных нервных клеток ( у некоторых органы зрения и равновесия) |
Ориентирование в пространстве |
Дыхательная |
Нет |
Газообмен идет диффузно |
Кровеносная |
Нет |
Транспорт веществ происходит диффузно |
4. Класс Ресничные черви
Учитель рассказывает учащимся об образе жизни Ресничных червей, их многообразии, среде обитания, роли в природе и жизни человека. А также обращает внимание учащихся на процесс регенерации планарии.
III. Закрепление нового материала
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы 1 - 6 учебника, рубрика «Проверь свои знания»
VI. Д/З изучить текст учебника, заполнить таблицу
Таблица 2
«Сравнительная характеристика
Кишечнополостных и Плоских червей»
Признак сравнения |
Тип Кишечнополостные |
Тип Плоские черви |
Среда обитания |
|
|
Образ жизни |
|
|
Слои тела |
|
|
Симметрия |
|
|
Органы пищеварения |
|
|
Органы чувств |
|
|
Нервная система |
|
|
Регенерация |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.