Тип плоские черви

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тип плоские черви.docx

 Тема: «Тип Плоские черви»

Тип урока: комбинированный

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности плоских червей; познакомиться  с многообразием видов и основными классами.

Задачи:

1) Образовательные:

·         раскрыть особенности  строения и жизнедеятельности плоских червей;

·         выявить черты восокоорганизованности плоских червей по сравнению с кишечнополостными;

·         изучить многообразие видов.

2) Воспитательные:

·         продолжить формирование ценностного отношения к природе;

·         воспитывать у учащихся  заботливое отношение  к своему организму.

3) Развивающие:

·         создать полноценные условия для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового характера;

·         продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника;

·         развивать умения сравнивать объекты живой природы между собой.

Использованные источники:

1.      Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений  / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа,2011г.

2.      Биология. Животные. 7-8 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Никишов, И.Х. Шарова - М.: Просвещение,2000г.

3.      Жизнь животных в 6 томах. 1том. Беспозвоночные. /под редакцией профессора Л.А. Зенкевича – М.: Просвещение, 1968г.

Ссылки на сайт:

http://go.mail.ru/search_images

 http://ru.wikipedia.org/wiki/


 

Ход урока:

I. Организационный момент (Приветствие учащихся)

II. Проверка домашнего задания

Деление учащихся  на группы:   

1) Первая группа работает по карточкам ( Приложение 1)

2) Вторая группа  работает устно по вопросам:

-  В чем особенность строения и передвижения медуз по сравнению  с другими кишечнополостными?

- Как осуществляется процесс пищеварения  у гидры?

- Как устроены, и какое значение имеют стрекательные клетки в жизни гидры?

- Как размножаются кишечнополостные?

- Какое значение  имеют кишечнополостные в природе и жизни человека?

Учитель озвучивает  и комментирует оценки учащихся за устный ответ.

III Изучение нового материала

Учитель сообщает классу и записывает на доске тему урока «Тип Плоские черви» (слайд 1). Обращает внимание учеников, что главной задачей этого урока является изучение строение плоских червей. А прослеживать все закономерности строения и жизнедеятельности мы будем на примере белой планарии.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему тип получил такое название?

Выслушивание ответов учащихся, их обобщение и вывод: Тело червей  сплющено в спинно-брюшном направлении.

Учитель обращается к презентации и знакомит  обучающихся с  характерными  признаками типа и представителями.  Ребята  записывают признаки типа и  представителей  к себе в тетрадь.

1.      Признаки типа  Плоские черви:

– двусторонняя симметрия
– трехслойность: экто-, энто- и мезодерма
– тело плоское 
– кожно-мускульный мешок
– промежутки между  органами заполнены паренхимой

2.      Классификация типа Плоские черви

1)      Класс Ресничные черви  (Белая планария)

2)      Класс Сосальщики  (Печеночный сосальщик)

3)      Класс Ленточные черви  (Свиной цепень)

3.      Самостоятельная  работа   с текстом учебника по заполнению таблицы

Учитель делит учащихся на группы, просит  самостоятельно изучить материал, иллюстрации  учебника  и  заполнить таблицу «Внутреннее строение плоских червей»  

Таблица 1

Название системы внутренних органов планарии

 

Органы, образующие систему

 

Выполняемые функции системы органов

 

1.нервная

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками

 

Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение

2 пищеварительная

Рот, глотка, кишечник

Захват и переваривание пищи

3. выделительная

Пламенные клетки,

Выделительные канальцы, каналы и поры.

Выведение жидких продуктов обмена веществ

 

4.половая

Семенники-трубчатые семяпроводы.

Парные яичники-яйцеводы

Размножение, увеличение численности

 

 

1)      Группа:  Нервная система и органы чувств

2)      Группа:  Пищеварительная система

3)      Группа:  Выделительная система

4)      Группа:  Половая система

По прошествии заданного времени, учитель  выслушивает ответы учащихся, дополняя их ответы  слайдами презентации, проверяет  заполнения ими таблиц.

Органы чувств

 

 

Отростки чувствительных нервных клеток ( у некоторых органы зрения и равновесия)

Ориентирование в пространстве

Дыхательная

Нет

Газообмен  идет диффузно

Кровеносная

Нет

Транспорт веществ происходит диффузно

4.      Класс Ресничные черви

Учитель рассказывает учащимся об образе жизни  Ресничных червей, их многообразии, среде обитания, роли в природе и жизни человека. А также обращает внимание учащихся на процесс регенерации  планарии.

 

III. Закрепление нового материала

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы  1 - 6  учебника, рубрика  «Проверь свои знания»

VI. Д/З изучить текст учебника, заполнить таблицу

Таблица 2

«Сравнительная характеристика

Кишечнополостных и Плоских червей»

Признак сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Среда  обитания

 

 

Образ жизни

 

 

Слои тела

 

 

Симметрия

 

 

Органы пищеварения

 

 

Органы чувств

 

 

Нервная система

 

 

Регенерация