Урок русского языка в 7 классе
Тема: Типы и стили речи. Письмо по памяти.
Цели урока:
Познавательные: 1) вспомнить типы и стили русского языка;
2) повторить особенности описания как типа речи;
3) систематизировать знания по описанию внешности человека;
4) подготовить к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных впечатлений.
Воспитательные: 1) воспитывать дух толерантности, умение принимать другие точки зрения;
2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
3) воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Развивающие: 1) развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;
2) развитие умения работать в команде;
3) развитие языкового чутья, умения пользоваться родным языком.
Ход урока
Оргмомент.
1 этап. Вводный.
Сообщение целей предстоящей работы. Оформление работ.
2 этап. Стадия вызова.
1. Формирование трех групп и получение каждой группой задания.
2. Мозговой штурм.
Задание 1: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. Какова их функция и сфера применения? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?
Задание 2: Вспомните, какие стили речи существуют в русском языке. В чем заключается их особенность? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?
ТИПЫ РЕЧИ
![]() |
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
(Что делает предмет?) (Какой?) (Почему?)
Динамика Статика Тезис, доказательства,
вывод
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
|
Разговорный |
Научный |
Официально- деловой |
Публицистический |
Художественный |
Цель (зачем?) |
Обмен мыслями, впечатлениями, общение |
Сообщение, передача научной информации |
Точная передача деловой информации |
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей |
Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) |
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания |
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги |
Официальная обстановка; деловые бумаги |
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях |
Художественная литература |
Особен-ности |
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты |
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств |
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность |
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности |
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей |
Доклады учащихся:
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечноестолечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морскиеглубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
Фронтальный опрос:
Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
3 этап. Стадия осмысления.
Подумайте и ответьте, почему мы сегодня на уроке вспомнили типы и стили речи?
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание? (показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Работа с учебником. Выполнение упражнений.
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.