|
Галкина Ольга Викторовна учитель английского языка МБОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Дубна, МО, http://sch1.goruno-dubna.ru/ https://olgakomkowa.wixsite.com/website olgakomkowa@yandex.ru |
Данная статья посвящена одной из ведущих методик в преподавании иностранного языка – CLIL – предметно-языковому интегрированному обучению. Цель статьи – проанализировать плюсы и минусы данной методики, проанализировать возможности её применения в современной школе. В статье раскрывается понятие CLIL, компоненты методики, а так же представлены ресурсы для использования в работе. Ключевые слова: CLIL, навыки 21 века, интегрированное обучение.
Содержание
1. Введение.
2. Модели и компоненты CLIL
3. Преимущества и недостатки CLIL
4. Ресурсы и личный опыт.
5. Заключение.
Введение.
Как известно, аспектное обучение является одной из ведущих методик в современном преподавании. Традиционно выделяются такие аспекты как: устная речь, грамматика, чтение. Однако с течением времени на замену аспектному методу в образование приходит интегрированный подход, который подразумевает изучение различных аспектов языка одновременно. Это связано в первую очередь с развитием, так называемых, навыков 21 века: критического мышления, коммуникации, совместной работы, креативности, культуры, компьютерной грамотности и самостоятельности. Таким образом, появляются новые методики, одной из которых является CLIL.
Впервые термин CLIL был сформулирован Дэвидом Маршом в 1997 году. CLIL (аббревиатура для Content and Language Integrated Learning) — предметно-языковое интегрированное обучение, подход к преподаванию иностранного языка, при котором содержание учебного предмета преподается на иностранном языке. Таким образом, ученики одновременно изучают и язык, и предмет. Это не означает, что нужно упрощать научную составляющую или учить тому, что студенты прошли на родном языке. Важно совмещать обучение новому и обучение языку.
Модели и компоненты CLIL.
Существует 3 возможные модели CLIL: языковая, предметная, частичное погружение.
1. Языковая модель подразумевает включение культурных/научных уроков в общий курс иностранного языка. На этом принципе основаны современные коммуникативные учебники, используемые в школе. В них часто выделяется 1 урок за модуль/юнит, посвящённый культурным, историческим, бытовым и другим особенностям страны изучаемого языка. Этот урок может располагаться как в конце каждого модуля, так и в отдельном разделе в конце учебника.
2. Предметная модель подразумевает преподавание части уроков на иностранном языке (примерно 15 часов в триместр). В данном случае происходит интеграция преподавания предмета и иностранного языка.
3. Частичное погружение предполагает преподавание 50% курса на иностранном языке, включая введение нового материла.
Компоненты CLIL:
1. Содержание (предметное) – содержание предметного курса: история, культура, химия, математика и т.д. Важно помнить, что обучение предмету и обучение языку должны иметь равный вес.
2. Коммуникация – использование языка для обучения в процессе изучения языка. Коммуникация включает в себя в том числе использование разных видом работы: брейнсторминг, опрос, дискуссия и т.д.
3. Осознание – развитие мыслительных способностей, понимания, анализа, осмысление языка и его функций.
4. Культура – понимание своей и иностранной культуры.
Для более успешного построения уроков и анализа результатов можно применять различные методы, в том числе иерархию Блума:
Эта схема показывает, как различные задания отражают уровень ассимиляции знаний и развитию навыков. В этом также может помочь таблица глаголов Блума:
Используя слова из первой колонки, например, можно понять, что студенты запомнили с предыдущего урока. Например: Can you name 3 types of jungle animals? Данный список глаголов поможет логично построить уроки и курс по структуре «Students will be able to…» С помощью этой структуры цели становятся ясными и легче оценить прогресс. Например:
1. SWBAT name 10 different animals that live in the rainforest
2. SWBAT predict what animals eat
3. SWBAT complete a simple food chain
4. SWBAT categorize animals into different classifications (mammal, reptile, fish etc.)
5. SWBAT recommend ways to protect an endangered species
6. SWBAT create a new habitat for an endangered species of their choice
Преимущества и недостатки CLIL.
Поскольку метод CLIL относительно новый, он ещё недостаточно хорошо изучен и существуют вопросы относительно его применения, но, несомненно, он обладает следующими преимуществами:
1. Большее погружение в язык, изучение предмета на языке и языка в процессе изучения предмета.
2. Любой уровень учеников.
3. Более глубокая языковая ассимиляция, поскольку из урока в урок ученики используют язык, глубже понимают его функции.
4. Развитие навыков 21 века.
Однако существует ряд недостатков:
1. Учитель не всегда обладает достаточными знаниями самого предмета.
2. Сложно составить урок так, чтобы языковой и предметный материал соответствовали уровню учеников и отвечали целям курса.
3. Отсутствие учителей предметников с хорошим владением иностранным языком.
4. Отсутствие методической поддержки.
Ресурсы и личный опыт.
На текущий момент существует несколько способов подготовки к урокам и поиска материалов:
1. Аутентичные учебники по математике, истории и т.д.
2. Готовые курсы от Oxford, Cambridge, Macmillan.
3. Раздел CLIL в учебниках.
Также возможно использование различных интернет-ресурсов с готовыми уроками: teachthis, onestopenglish, и т.д.
Для себя я выбрала учебник Oxford Discover Science, потому что мне понравилась его структура, наличие экспериментов и проектов, разнообразные блоки, посвященные анатомии, ботанике, физике. Однако выбирая учебник, я не учла фактор соответствия программы по предметам и уровня языка, ориентируясь, прежде всего на язык. Получилось так, что темы по анатомии человека не соответствуют программе 7 класса, а строение растений наоборот они уже прошли в 6-ом. Тем не менее, мне кажется вполне возможным прохождение тем на иностранном языке, которые были уже пройдены на русском, чтобы снять хотя бы трудность понимания предмета. Хотя полноценным CLIL это уже назвать нельзя.
Заключение.
Несмотря на то, что методика CLIL появилась относительно недавно и не так хорошо разработана и изучена, как другие методики, я считаю, что CLIL, несомненно, является одной из ведущих современных методик, которую стоит пробовать применять и интегрировать в учебный процесс.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.