Сценарий занятия социально-педагогической направленности
для 5-х классов на тему «Толерантность»
Пояснительная записка
Цели:
1.Профилактика конфликтов, вызванных отсутствием толерантности у детей среднего школьного возраста
2.Способствоваать формированию толерантных отношений в детском коллективе
Краткое содержание
На это занятие приглашены учащиеся 5-х классов с целью помочь понять школьникам сложное слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», которое они встречают сейчас довольно часто в СМИ, в сети интернет. И понять, кукую важность имеет это слово в современном мире. Дети пытаются самостоятельно дать определение, анализируя просмотр видеоролика, мультфильма, делая выводы из прослушанной информации, и приходят к тому, что быть толерантным необходимо, так как общество лишенное этого качества, обречено быть злым и жестоким.
Методические указания по использованию занятия: занятие разработано для обучающихся младшего и среднего школьного возраста
Подготовила: социальный педагог ГБОУ СОШ №34 имени Александра Шостака г.Севастополь Шашкова Ольга Владимировна
г.Севастополь
2021
Ход занятия
Здравствуйте, дети!
Начинаем наше занятие на тему «Толерантность» и разговор я хочу начать со стихов Марии Скребцовой «Сердце живо милостью»
Сердце добрым быть должно ,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья, чуткости и пониманья.
Как вы думаете:
1.может ли сердце болеть от чужой беды?
2.как научить свое сердце быть чутким?
(Ответы детей)
Совершенно верно! Высоконравственный человек всегда сопереживает чужой беде, его сердце чуткое и доброе, ему совершенно неважно ,как кто выглядит и т.п., он понимает, что право на достойную, лишенную презрения, порицания, насмешек жизнь имеет каждый человек, живущий на нашей планете.
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, которое не может не быть важным в современном мире. Это – ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которая основана на милосердии, терпимости, доброте, чуткости, внимании, сострадании, добросердии.
Обратимся к Википедии….ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, внешнему виду, обычаям. Простыми словами, ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это принятие, уважение и понимание многообразия мира.
Это может быть и принятие людей с другим цветом кожи, вероисповеданием, и принятие того факта, что рядом с нами живут «особенные дети» и «особенные взрослые», инвалиды. Можно подумать, что ТОЛЕРАННТНОСТЬ призывает быть безразличным, мол, какое мне/вам/ему дело до чужих обычаев, внешнего вида или физических недостатков… Но нет! Безразличие – холодное, серое чувство, а ТОЛЕРАНТНОСТЬ дает возможность мирно сосуществовать многообразию мира и основана она на доброте! Сейчас мы в этом убедимся…
Давайте посмотрим видеоролик «Билет без места» (https://disk.yandex.ru/i/AkLwNJ8R8hn11Q) и обсудим его…
1.Кто, по вашему мнению, проявил доброту?
2.Какие чувства испытали остальные пассажиры, увидев, что девушка-инвалид?
3.Девушку можно назвать толерантным человеком? Почему?
Такой пример истинной доброты позволяет нам сделать вывод о том, что действительно в основе ТОЛЕРАНТНОСТИ лежит доброе отношение к миру. И никто не имеет права плохо относиться к человеку, только из-за того, что он в чем-либо другой! Здесь мы с вами подошли к одной из проблем современного мира – отсутствию толерантности… К счастью, таких проявлений не толерантного отношения немного, но все же, они имеют место быть. Это и то, что люди иногда предпочитают не заметить, например, инвалида и не уступить ему место, помочь (как в ролике, который мы только что посмотрели), и то, что дети не хотят играть с «особенным ребенком», или когда, увидев человека с другим цветом кожи, окружающие ведут себя очень невоспитанно. Надо с детства воспитывать в детях терпимое отношение к многообразию мира, и тогда в будущем мы не получим этих невоспитанных взрослых!
Предлагаю вашему вниманию мультипликационный фильм «Ежик должен быть колючим» режиссера М.Каменецкого, 1990г., киностудия «Союзмультфильм».
(Просмотр мультфильма (https://disk.yandex.ru/i/MOpVYffE2Fax9A)
Вопросы к обсуждению:
1.Действительно ли ежик должен быть колючим?
2.Избежал ли бы ежик всех тех испытаний, экспериментов, а порой и просто мучений, которым подвергла его семья, слушавшая ворону (того самого невоспитанного взрослого)?
3.Какую самую главную мысль сказала мама ежика?
(ответы детей)
Как вывод из нашего обсуждения я бы повторила слова Хенрика Ягодзинского (общественного деятеля, польского дипломата). Он сказал: «Будь не таким как другие, и позволь другим быть другими», его слова подчеркивают то, что мир наш ярок и разнообразен, и он такой потому, что все мы разные…Сделать мир толерантным, добрым по силам каждому: надо просто начать делать добро!
Не зря ведь, в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности и символом этого являются разноцветные ладошки, сплетенные между собой и радужный флаг. (Показать распечатанные изображения)
Предлагаю и вам взять бумагу, карандаши, краски и нарисовать свою эмблему толерантности или рисунок, который бы рассказал, что такое толерантность. (Дети рисуют)
Замечательные работы получились! Настоящая выставка! Судя по рисункам, все разобрались в том, что (какие качества) лежит в основе сложного слова «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», почему мы должны быть толерантными и насколько это важно. Молодцы, ребята!
В завершении нашего занятия, я предлагаю вам сделать наш собственный символ толерантности. Мы возьмем лист ватмана, каждый аккуратно намажет свою ладошку краской понравившегося цвета и сделает на ватмане отпечаток на тех линиях, которые я нанесла заранее. Вот как здорово получается! Из ваших цветных ладошек должно получиться вот такое сердце!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.