Толковый словарь терминов
Оценка 4.6

Толковый словарь терминов

Оценка 4.6
docx
12.03.2022
Толковый словарь терминов
Словарь терминов для написания научно.docx

Словарь терминов для написания научно-исследовательской работы

Абстрагирование – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учёта всех остальных.

Актуальность – важность изучения данной проблемы для современной науки и практики. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Анализ – теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

Аналогия – мыслительная операция, при которой побирается подобие, прототип.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; строится по внутренней логике: «Если…, то…». Это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяется и прикладывется к широкому кругу явлений; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования.

Идеализация – проектирование идеального, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, т.е. теоретической модели; применяется при выработке гипотез.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Классификация – теоретический метод исследования, основанный на упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений по отношению друг к другу.

Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методы исследования делятся на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка, изучение опыта, опытная работа, обследование, эксперимент).

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Моделирование – теоретический метод исследования, предполагающий построение модели.

Мониторинг – постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования.

Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Новизна – степень вклада в настоящую отрасль науки или науки в целом.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Обобщение – одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение более высоких его результатов.

Проблема – противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

Практическая значимость – характер использования результатов данной исследовательской работы в практике.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (научная) – противоречие между наличествующим и должным. Проблема способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Синтез – мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

Сравнение – теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Теоретическая основа – концептуальные положения (идеи, принципы), на которые опирается исследование.

Теория – учение, система идей или принципов, совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Цель – конечный результат работы, которые формулируется на основе гипотезы. Это конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого лежит строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях/


 

Словарь терминов для написания научно-исследовательской работы

Словарь терминов для написания научно-исследовательской работы

Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования

Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности

Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение более высоких его результатов

Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение более высоких его результатов

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2022