Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представления о транспортной системе мира, её структуре и географии.
Охарактеризовать по основным параметрам мировую транспортную систему, её проблемы и перспективы.
Развивающие:
Продолжить формировать умения выделять главное, сравнивать, работать с текстом учебника, атласом, контурными картами.
Установление аналогий, выдвижение гипотез, доказательств.
Воспитательные:
Развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе работы с картографическим материалом.
Развивать коммуникативные качества, умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.
Ход урока
1. Организационный момент:
2.Опрос домашнего задания
На прошлом уроке разбирали тему география сельского хозяйства
Сдать контурную карту специализация сельского хозяйства
С помощью учебника и атласа составить диаграмму посевные площади зерновых культур в %
Поголовье крупного рогатого скота
Ответить на тестовые вопросы
2.Изучение нового материала:
Учитель: Для того, чтобы ответить на вопрос: “Почему транспорт – ведущая отрасль материального производства”, давайте представим, с какими проблемами столкнулись бы люди, если бы не было транспорта?
Предполагаемые ответы:
– транспорт – одна из важнейших отраслей экономики любой страны.
– объём и структура транспортных перевозок отражает уровень и структуру экономики.
– транспортная сеть и грузопотоки влияют на размещение производительных сил.
Учитель:
На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира ( без морских трасс) превышает 42 млн.км.
Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют миллионы единиц транспортных средств.
Учимся систематизировать – индивидуальная работа. По каким признакам группируются все виды транспорта?
Предполагаемые ответы учащихся:
– по значению.
– по уровню развития
– по географическим сферам их применения.
Учимся анализировать.
Учитель: проанализируйте показатели перевозочной работы мирового транспорта, находящие отражение в его грузо– и пассажирообороте? Какие изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо и пассажирооборота можно выделить из данных таблицы? Свой ответ аргументируйте, используя информационную подборку к таблице.
железнодорожный 12 10,5
автомобильный 10 79
трубопроводный 13
морской 62 0,5
Внутренний водный 3 1
воздушный 10
Учитель:
Развиваем графические навыки.
Для работы с картой предлагаю создать группы по видам транспорта
1 группа – железнодорожный транспорт: показать на контурной карте крупнейшие магистрали железных дорог мира.
3 группа – морской транспорт: выделить на контурной карте важнейшие направления судоходных линий и крупнейшие порты мира.
Учимся сравнивать и работать в парах.
Из предложенного списка выберите:
1 вариант – черты транспорта экономически развитых стран.
2 вариант – черты транспорта развивающихся стран.
А) высокий технический уровень.
Б) несформированность транспортных систем.
В) взаимодействие различных подотраслей
Г) преобладание одного-двух видов транспорта.
Д) обеспеченность транспортной сетью, её густота(плотность), подвижность населения самые высокие.
Е) транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой.
Ж) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети.
З) для перемещения грузов ещё широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики.
Физкультминутка. При передвижении в любом виде транспорта каждый пассажир находится в сидячем положении, что пагубно сказывается на осанке и дыхании, если находиться в таковом долгое время. Я предлагаю вам занять удобное положение, кто хочет, может немного проехать стоя.
Вспомните всем известный мультфильм “Зима в Простоквашино”. Во время разговора Шарика и Кота Матроскина была произнесена фраза: “Он на меня бочку катит”. Как почтальон Печкин назвал данный груз?
Подведение итогов
Заполнить листок
Что такое транспорт?
Виды транспорта?
Страны-лидеры мирового транспорта
Крупнейшие мировые порты?
Крупнейшие аэропорты мира?
Морские и речные порты?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.