Требования
Оценка 4.6

Требования

Оценка 4.6
docx
26.03.2021
Требования
Требования к современному учебнику обществознания.Методическая статья.docx

Требования к учебнику обществознания

Современный учебник обществознания выполняет широкий круг функций, а, следовательно, имеет большое значение в образовательном процессе. Но, требуется ли соблюдение каких-либо условий для того чтобы  функции  учебника реализовались на высоком уровне? Что обязательно должен включать в себя учебник обществознания? Какие требования предъявляются к учебнику сегодня? Существует ли у методистов, педагогов, учителей единый ряд требований? Для того чтобы ответить на поставленный ряд вопросов обратимся к различным видам литературы.

          В первую очередь, рассмотрим методическую и дидактическую литературу. Для этого обратимся к книге кандидатов педагогических наук Бахмутовой Л.С., Калуцкой Е.К..[1] Авторами представлен следующий ряд методических и педагогических требований: полнота, глубина, оперативность, гибкость, системность, систематичность, развернутость, свернутость, осознанность, прочность (Приложение 1).  Педагог Зенченко О.Н. в своей работе [2]  предъявляет  такие требования к учебнику обществознания: «должен представлять собой единство научно-аналитического, дидактического и методического начал;  дать учащемуся свод базовых знаний по всему курсу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включать научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений помочь ученику закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных жизненных проблем»[3]

          Методисты  Додушко И.В[4]., Студеникин М.Т.[5], Дружкова А.В.[6],   Абашкина О.А.[7], академик Боголюбов Л.Н.[8] в своих работах  отмечают, что материал должен звучать убедительно, написан доступным языком. Обязательным считают  применение дополнительного и пояснительного текста, приложений. Подчеркивают необходимость  сопровождения  материала  различными иллюстрациями и видами наглядности. Выделяя следующие основные функции: сопровождение и дальнейшее формирование интереса к изучению обществоведческого материала,  повышение эффективности поисковой и исследовательской работы  учеников. Также  в своих книгах подчеркивают важность использования  условно – графической наглядности, так как, цели ее использования в учебниках обществознания  разнообразны (обобщение материала; углубление и систематизация, закрепление  знаний, развитие  мыслительной деятельности и логики учащихся). В своих работах выделяют и требования к  использованию условно – графической наглядности в учебнике обществознания: высокое качество полиграфического исполнения; разнообразность;  компактность; лаконичность; отсутствие перегруженности; дополнение элементами оформления; связь с текстом и заданиями учебника.  Методисты и педагоги  Вяземский Е.Е., Хлытина О.М.;[9] Тюляева Т.И.;[10] Кисельман А.В.;[11] Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф.[12] также подчеркивают необходимость применения в учебниках обществознания условно-графической наглядности для сопровождения материала и  практических заданий (к примеру, таблица – практикум, которая способствует развитию абстрактного мышления учеников). И считают, что  наглядность в учебнике должна стать средством формирования образных компонентов мыслительной деятельности или применяться как средство активизации в конкретных ситуациях обучения: активизации внимания, мотивации (к примеру, поисковая схема, которая активизирует познавательную деятельность учеников). При этом ,  подчеркивают, что важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, иначе это может помешать учащимся сосредоточиться на изучаемом материале. В связи с этим, приведен ряд условий, которые необходимо соблюдать при
использовании средств наглядности:
 демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием изучаемого  материала,  необходимо привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в
наглядном пособии или демонстрационном устройстве
, необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения
учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики
наглядных пособий.

           Стоит обратиться и  к методической статье Тюкавиной А. В.[13]. Автор рассказывает о важной роли использования условно – графической наглядности в учебниках обществознания  и подробным образом описывает правила ее применения. Отметим те, которые не были выделены ранее:  креативность (должно быть выражено что-то новое, акцентирующее внимание учеников), ясность (оформление должно быть организовано так, чтобы каждый из учащихся мог воспринять изучаемый материал),  открытость (предоставлять ссылки на подлинные источники информации, тогда заинтересованные учащиеся в дальнейшем смогут более углубленно изучить материал). Подчеркивает  необходимость связи между видами условно – графической наглядности и материала учебника. И подводит такой итог своей работы: условно-графическая наглядность является одним из важных методических приёмов и мощным активизатором учебной деятельности.

           Стоит отметить, что кроме методических и дидактических требований, предъявляются  психологические, гигиенические и  эстетические требования. Выделим основные. Так, должен учитываться  возраст, уровень развития восприятия, памяти, мышления учеников. Учебник должен быть в меру красочен, материал должен оказывать положительное эмоциональное воздействие. Учебное пособие по обществознанию может быть изготовлено в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. Не допускается применение для основного и дополнительного текста, выворотка шрифта и цветные краски. Для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма) запрещается использовать цветные краски на цветном фоне, а для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.

               Обратимся и к личному опыту педагогов. [14] Многие учителя подчеркивают роль текста, его концепцию в учебнике обществознания. К примеру,  учитель истории и обществознания Березина С.В. пишет: «Мне всегда важно, не только что-то объяснить, что-то растолковать, или сделать какое-то полезное упражнение с детьми, а чтобы они самостоятельно добывали сведения о сложных вещах из текста. Нужен такой текст, который дает об определяемом предмете не только хорошо выстроенные сведения, но и ни с чем другим не схожий стиль. Прочтешь - и сразу в памяти ассоциативный ряд запечатлевается…»  А, учитель истории и обществознания Демиденко Е. В. подчеркивает: «Очень важно, как выстроен текст учебного материала. То, что называется концепция. Признак хорошей детской (и не только) книжки - это когда ты только взял ее в руки - и уже понятна вся структура материала. Где - начало, где - конец, где генеральная линия, где - частности.» Также говорят и значении условно-графической наглядности, к примеру, учитель истории и обществознания Седловой О.В. пишет: «Для меня хороший учебник, в котором присутствуют различные схемы, таблицы и диаграммы». Педагог Гаврилова А.Б. считает: «Учебник обязательно должен быть красочным, но в меру, с рисунками хорошего качества.» «Каждому известно, что зрительная информация обладает магической силой активного усвоения, высокой наглядности и образности, долговременного и надежного хранения и быстрого восстановления. Именно в этом и есть основная причина необходимости качественных иллюстраций….Лучше один раз увидеть...» - пишет учитель обществознания Александрова Е.В. Следовательно, можно выделить два основных требования: полнота и глубина, систематизация учебного текста, использование разнообразных видов наглядности с соблюдением определенных требований.

          На  основе используемого ряда литературы, личного опыта педагогов, всего вышесказанного, можно выделить некоторые основные требования, при которых учебник обществознания сможет реализовать свои функции на высоком уровне, и,  соответственно, сыграть свою высокую роль в образовательном процессе: полнота, глубина, оперативность материала; текст учебника должен звучать убедительно, написан доступным языком; обязательное применение дополнительного и пояснительного текста, приложений, иллюстраций,  различных видов наглядности, в частности, условно – графической, соблюдение правил их использования, эстетичность и соответствие материала возрасту учащихся.

           Таким образом, рассмотрев разнообразный ряд литературы, удалось выделить основные требования, предъявляемые к современному школьному учебнику обществознания.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 274 с.

 

[2]Зенченко О.Н. Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания. [Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru/struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-uchebnikov-obschestvoznaniya-2074171.html

 

[3]Там же.

[4]Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. Из опыта работы учителя. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1716932/

[5]Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. — 240 с.

[6]Дружкова, Анна Владимировна. Методика преподавания обществоведения в средней школе: [Учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов] / А. В. Дружкова. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.

[7]Проблемы обучения истории, обществознанию и праву в свете внедрения ФГОС. [Электронный ресурс] URL: https://gigabaza.ru/doc/22331.html.

 

[8]Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.

[9]Вяземский Е.Е., Хлытина О.М. О разработке и реализации концепций учебных предметов «История» и «Обществознание» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 1. – 41 с.

[10]Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и гражданско-патриотические ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски: Материалы международной научнопрактической конференции «Духовно-нравственное и гражданско-патриотической воспитание школьников». М.: АПКиППРО, 2013. -57 с.

 

[11]Кисельман, М. В. Влияние компетентностного подхода на качество образования / М. В. Кисельман // Среднее профессиональное образование. - 2006. - N 9. – 35с.

[12]Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М.: Просвещение, 1978. — 319 с.

[13]Тюкавина А. В. Современные формы условно-графической наглядности: методика конструирования, создания и использования // Молодой ученый. — 2015. — №9. [Электронный ресурс]  URL:https://moluch.ru/archive/89/18223/



[14] Pedsovet.ru – сайт-сообщество учителей.   [Электронный ресурс] URL:   http://pedsovet.su/forum/77-8050-1

 

Требования к учебнику обществознания

Требования к учебнику обществознания

Методисты Додушко И.В [2] .,

Методисты Додушко И.В [2] .,

Вяземский Е.Е., Хлытина О.М.; [1]

Вяземский Е.Е., Хлытина О.М.; [1]

Стоит обратиться и к методической статье

Стоит обратиться и к методической статье

Обратимся и к личному опыту педагогов

Обратимся и к личному опыту педагогов

На основе используемого ряда литературы, личного опыта педагогов, всего вышесказанного, можно выделить некоторые основные требования, при которых учебник обществознания сможет реализовать свои функции на высоком…

На основе используемого ряда литературы, личного опыта педагогов, всего вышесказанного, можно выделить некоторые основные требования, при которых учебник обществознания сможет реализовать свои функции на высоком…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021