Требования к современному учителю
Оценка 4.9

Требования к современному учителю

Оценка 4.9
Научные работы
doc
другое +2
9 кл—11 кл +1
17.03.2021
Требования к современному учителю
Учитель — интеллигентная и ответственная профессия. С каждым годом требований к учителю становятся все больше. Но, как, среди кипы бумаг, найти нужные требования, к которым серьезно стоит обратить внимание? В данной работе сделана попытка конкретизации требований к современному учителю.
Трофимова_Устье_статья.doc

Требования к современному учителю

 

Трофимова Марианна Анатольевна, МБОУ «Устьинская СОШ»,

с. Устье, Сунтарский улус

 

         Учитель — интеллигентная и ответственная профессия. С каждым годом требований к учителю становятся все больше. Но, как, среди кипы бумаг, найти нужные требования, к которым серьезно стоит обратить внимание? В данной работе сделана попытка конкретизации требований к современному учителю.

         В начале исследования были проанализированы основные документы учителя: примерная программа, стандарт, должностные инструкции.

         Содержание примерной программы и ФГОС [3,6,7], в основном, ориентировано на учащихся, то есть, что они должны знать и уметь по данному предмету. А учителя используют эти нормативные документы в качестве опоры для своей работы.

         Анализ должностных инструкций классного руководителя и учителя-предметника [4,5] в соответствии с ФГОС показал, что требования к учителю состоят из двух категорий: «должен знать» и «должен уметь». В категорию «должен знать» входят знания о нормативных документах, детской психологии и теории и методике учебно-воспитательной работы. В категорию «должен уметь» входят умения работать с детьми и родителями, организаторские, аналитические и диагностические навыки.

         Однако, на наш взгляд, эти требования недостаточно раскрывают роль профессии учителя.

         В связи с этим, была проанализированы требования к педагогической аттестации [2]. Как известно, аттестация педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений проходят в 3 этапа:

1 этап -  экспертная оценка практической и профессиональной деятельности педагогического работника;

2 этап -  квалификационное испытание;

3 этап — принятие аттестационной комиссией по результатам двух этапов решения о присвоении педагогическим и руководящим работникам квалификационной категории в соответствии с их профессиональным уровнем.

         На 1 этапе оценивают портфолио учителя, на 2 этапе — тестирование и посещение открытого урока, 3 этап — заключение. Исходя из этого, были выявлены следующие группы требований к учителю:

1.     Предметные — учитель должен знать/уметь содержание своего предмета;

2.     Психолого-педагогические — знание теории и методики учебно-воспитательной работы, возрастной психологии;

3.     Научные — подготовка к научно-практическим конференциям, олимпиадам, самообразование;

4.     Методические — работа с документацией, аналитические и диагностические навыки;

5.     Личностные — организаторские способности, инициативность, настойчивость, трудолюбие, творчество.

         Для проверки правильности данной классификации требований был проведен опрос среди учителей и учащихся старших классов МБОУ «Устьинская средняя общеобразовательная школа» Анкета состояла из 8 вопросов:

1.     Ваш пол.

2.     Ваш возраст.

3.     Чем интересна профессия учителя?

4.     Какими качествами должен обладать учитель?

5.     Что в профессии учителя не устраивает Вас сегодня?

6.     Что бы Вы хотели изменить в профессии учителя?

7.     Правильна ли данная классификация требований к учителю?

8.     Если нет, то что бы Вы добавили?

         Всего в опросе приняло участие 44 респондента, из них 20 учителей, 24 учащихся.

         На вопрос «Чем интересна профессия учителя?» 80% опрошенных выбрало «творчество», 10% - «открытие нового», 10% - «затрудняюсь ответить». Это говорит о том, что и учителя, и учащиеся поощряют творческое отношение в работе.

         На вопрос «Какими качествами должен обладать учитель?» 60% ответили «терпение», 20% - «целеустремленность», 10% - «трудолюбие», 10% - «любовь к детям». Соответственно, учителю нужно работать над своими личностными качествами, а не только над профессионализмом.

         На вопрос «Что в профессии учителя не устраивает Вас сегодня?» в предложенных учителями ответах были следующие показатели: 50% - зарплата, 30 % - престиж образования и учителя, невнимание общества, 20% - большие нагрузки, недостаток времени, проблемы профессиональной подготовки. Это говорит о том, что учителя серьезно относятся к свои профессиональным требованиям, готовы приложить больше усилий при повышении оплаты труда.

         На вопрос «Что бы Вы хотели изменить в профессии учителя?» ответы представим и от лица учителей, и от лица учащихся.

         Так, 50% учителей хотят изменить материальные условия труда, а именно материально-техническую оснащенность, оплату труда и социально-бытовые условия. 35% - изменить организационные условия труда, в которые входят продолжительность рабочей недели, наличие классного руководства. 15% - социально-психологические условия, то есть создание благоприятной атмосферы в коллективе и учащимися.

         Учащиеся, конечно, ответили не столь обширно, однако, учесть их мнение учителям необходимо. Так, 50% учащихся хотели бы более интересные уроки, как уроки-игры, уроки-конференции, уроки-экскурсии. 25% - отношение к учащимся, чтобы было более открытым, доброжелательным. 20% - оснащение учебным материалом, чтобы было удобно работать и учиться. 5%  затруднились ответить.

         Отношение «учитель — ученик» - основа основ педагогической деятельности [1]. Поэтому умение работать с детьми (учебно-воспитательная работа) — одна из главных требований к учителю с давних времен.

         На вопрос «Правильна ли данная классификация требований к учителю?» 90% опрошенных ответили положительно, 10% - считают, что нужно доработать, а именно полностью раскрыть.

         Таким образом, требования к современному учителю можно поделить на 5 групп: предметные, психолого-педагогические, научные, методические, личностные. Однако, как видно из результатов опроса, данную классификацию нужно доработать.

 

Список использованной литературы:

1.     Айрапетова С.Н. Социальное и профессиональное самочувствие учителя /Народное образование, №3, 1996. - С.94-100

2.     Гребенщикова С. Модели и проблемы аттестации / Народное образование, №3, 1996. - С. 112-114

3.     Учебные стандарты школ России. Книга 2. Математика. Естественнонаучные дисциплины. - М.: Прометей, 1998. - 336 с. - С.164-194.

4.     Примерная должностная инструкция классного руководителя // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

5.     Примерная должностная инструкция учителя-предметника // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

6.     Примерная программа основного общего образования по географии http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

7.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Требования к современному учителю

Требования к современному учителю

Для проверки правильности данной классификации требований был проведен опрос среди учителей и учащихся старших классов

Для проверки правильности данной классификации требований был проведен опрос среди учителей и учащихся старших классов

На вопрос «Правильна ли данная классификация требований к учителю?» 90% опрошенных ответили положительно, 10% - считают, что нужно доработать, а именно полностью раскрыть

На вопрос «Правильна ли данная классификация требований к учителю?» 90% опрошенных ответили положительно, 10% - считают, что нужно доработать, а именно полностью раскрыть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2021