Требования к современному учителю
Трофимова Марианна Анатольевна, МБОУ «Устьинская СОШ»,
с. Устье, Сунтарский улус
Учитель — интеллигентная и ответственная профессия. С каждым годом требований к учителю становятся все больше. Но, как, среди кипы бумаг, найти нужные требования, к которым серьезно стоит обратить внимание? В данной работе сделана попытка конкретизации требований к современному учителю.
В начале исследования были проанализированы основные документы учителя: примерная программа, стандарт, должностные инструкции.
Содержание примерной программы и ФГОС [3,6,7], в основном, ориентировано на учащихся, то есть, что они должны знать и уметь по данному предмету. А учителя используют эти нормативные документы в качестве опоры для своей работы.
Анализ должностных инструкций классного руководителя и учителя-предметника [4,5] в соответствии с ФГОС показал, что требования к учителю состоят из двух категорий: «должен знать» и «должен уметь». В категорию «должен знать» входят знания о нормативных документах, детской психологии и теории и методике учебно-воспитательной работы. В категорию «должен уметь» входят умения работать с детьми и родителями, организаторские, аналитические и диагностические навыки.
Однако, на наш взгляд, эти требования недостаточно раскрывают роль профессии учителя.
В связи с этим, была проанализированы требования к педагогической аттестации [2]. Как известно, аттестация педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений проходят в 3 этапа:
1 этап - экспертная оценка практической и профессиональной деятельности педагогического работника;
2 этап - квалификационное испытание;
3 этап — принятие аттестационной комиссией по результатам двух этапов решения о присвоении педагогическим и руководящим работникам квалификационной категории в соответствии с их профессиональным уровнем.
На 1 этапе оценивают портфолио учителя, на 2 этапе — тестирование и посещение открытого урока, 3 этап — заключение. Исходя из этого, были выявлены следующие группы требований к учителю:
1. Предметные — учитель должен знать/уметь содержание своего предмета;
2. Психолого-педагогические — знание теории и методики учебно-воспитательной работы, возрастной психологии;
3. Научные — подготовка к научно-практическим конференциям, олимпиадам, самообразование;
4. Методические — работа с документацией, аналитические и диагностические навыки;
5. Личностные — организаторские способности, инициативность, настойчивость, трудолюбие, творчество.
Для проверки правильности данной классификации требований был проведен опрос среди учителей и учащихся старших классов МБОУ «Устьинская средняя общеобразовательная школа» Анкета состояла из 8 вопросов:
1. Ваш пол.
2. Ваш возраст.
3. Чем интересна профессия учителя?
4. Какими качествами должен обладать учитель?
5. Что в профессии учителя не устраивает Вас сегодня?
6. Что бы Вы хотели изменить в профессии учителя?
7. Правильна ли данная классификация требований к учителю?
8. Если нет, то что бы Вы добавили?
Всего в опросе приняло участие 44 респондента, из них 20 учителей, 24 учащихся.
На вопрос «Чем интересна профессия учителя?» 80% опрошенных выбрало «творчество», 10% - «открытие нового», 10% - «затрудняюсь ответить». Это говорит о том, что и учителя, и учащиеся поощряют творческое отношение в работе.
На вопрос «Какими качествами должен обладать учитель?» 60% ответили «терпение», 20% - «целеустремленность», 10% - «трудолюбие», 10% - «любовь к детям». Соответственно, учителю нужно работать над своими личностными качествами, а не только над профессионализмом.
На вопрос «Что в профессии учителя не устраивает Вас сегодня?» в предложенных учителями ответах были следующие показатели: 50% - зарплата, 30 % - престиж образования и учителя, невнимание общества, 20% - большие нагрузки, недостаток времени, проблемы профессиональной подготовки. Это говорит о том, что учителя серьезно относятся к свои профессиональным требованиям, готовы приложить больше усилий при повышении оплаты труда.
На вопрос «Что бы Вы хотели изменить в профессии учителя?» ответы представим и от лица учителей, и от лица учащихся.
Так, 50% учителей хотят изменить материальные условия труда, а именно материально-техническую оснащенность, оплату труда и социально-бытовые условия. 35% - изменить организационные условия труда, в которые входят продолжительность рабочей недели, наличие классного руководства. 15% - социально-психологические условия, то есть создание благоприятной атмосферы в коллективе и учащимися.
Учащиеся, конечно, ответили не столь обширно, однако, учесть их мнение учителям необходимо. Так, 50% учащихся хотели бы более интересные уроки, как уроки-игры, уроки-конференции, уроки-экскурсии. 25% - отношение к учащимся, чтобы было более открытым, доброжелательным. 20% - оснащение учебным материалом, чтобы было удобно работать и учиться. 5% затруднились ответить.
Отношение «учитель — ученик» - основа основ педагогической деятельности [1]. Поэтому умение работать с детьми (учебно-воспитательная работа) — одна из главных требований к учителю с давних времен.
На вопрос «Правильна ли данная классификация требований к учителю?» 90% опрошенных ответили положительно, 10% - считают, что нужно доработать, а именно полностью раскрыть.
Таким образом, требования к современному учителю можно поделить на 5 групп: предметные, психолого-педагогические, научные, методические, личностные. Однако, как видно из результатов опроса, данную классификацию нужно доработать.
Список использованной литературы:
1. Айрапетова С.Н. Социальное и профессиональное самочувствие учителя /Народное образование, №3, 1996. - С.94-100
2. Гребенщикова С. Модели и проблемы аттестации / Народное образование, №3, 1996. - С. 112-114
3. Учебные стандарты школ России. Книга 2. Математика. Естественнонаучные дисциплины. - М.: Прометей, 1998. - 336 с. - С.164-194.
4. Примерная должностная инструкция классного руководителя // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
5. Примерная должностная инструкция учителя-предметника // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
6. Примерная программа основного общего образования по географии http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.