ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Независимо от возраста, пола, нашей социальной и профессиональной принадлежности все мы часто находимся во власти наших эмоций. Эмоции умело управляют нами: мы ощущаем радость - и в этот момент становимся более отзывчивыми, внимательнее и добрее к другим; печаль делает нас более вежливыми, осмотрительными; стресс же может буквально нас погубить… Чтобы гармонично уживаться со своими эмоциями, разбираться во всем разнообразии эмоциональной сферы, уметь управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, психологами БГУИР проводятся со студенческой молодежью тренинги эмоционального восприятия.
ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА:
Расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности их безоценочного принятия, умения отреагировать на эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом. Все эмоции просто существуют; они не могут быть хорошими или плохими. Хорошим или плохим может быть способ их выражения.
ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:
· знакомство с эмоциями;
· осознание проявления эмоций;
· поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ
ТРЕНИНГОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Тренинг эмоционального восприятия проводится психологами БГУИР в студенческой аудитории. В ходе тренинга студенты выполняют различные упражнения, направленные на расширение знаний обо всем разнообразии чувствах и эмоциях, а также учатся распознавать эмоции, проявляемые другими участниками, и управлять выражением своих эмоциональных реакций.
Первоначально студентам в процессе тренинга предлагается вспомнить и записать весь известный им спектр эмоций и чувств. Причем выполнение данного задания происходит в соревновательной форме, что способствует включению в работу всех студентов.
Также в ходе выполнения другого упражнения студенты в подгруппах в процессе обсуждения пытаются определить пользу и вред предлагаемых им в таблице положительных и отрицательных эмоций (Приложение 2). Каждая из подгрупп часто видит по-разному пользу и вред одних и тех же эмоций для человека, но в ходе обсуждения студенты стараются прийти к единому мнению. Студенты в завершении занятий отмечали, что данное упражнение было очень полезно для них.
Особый интерес представляет упражнение «Проявление гнева». В ходе упражнения сначала студенты делятся с другими участниками собственными способами реагирования на эмоции гнева, а в завершении упражнения каждый из участников предлагает свои способы совершенствования управлением гневом (Приложение 3).
Необходимо особо отметить, что тренинговая работа по вопросу эмоциональной сферы способствует более глубокому осмыслению студентами важности эмоциональных реакций в повседневной жизни. Так данный тренинг помогает студентам более глубоко осознать свои эмоции, поделится с другими участниками опытом их проживания, а также понять и закрепить наиболее социально приемлемыми способы выражения эмоций.
В процессе анализа анкет, заполненных студентами после прохождения тренинга, была выявлена их удовлетворенность своим участием в тренинге эмоционального восприятия.
В завершении тренинга студентам предлагается методика «Как управлять своими эмоциями» (Приложение 5).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета к упражнению «Проявление гнева»
1. Когда я злюсь, я обычно ______________________________________________
(опиши, что ты делаешь)
2.Приносит ли такая реакция мне пользу? Почему да или почему нет?
3. Как выражают гнев в моей семье?
Мама: ________________________________________________
Папа: _________________________________________________
Братья (сестры): ______________________________________________________
4. Другие важные для меня люди:__________________________
5. Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом и порождаемыми им чувствами?___________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Польза и вред положительных и отрицательных эмоций по данным проведенных тренингов
Эмоция |
Ее польза |
Ее вред |
Любовь |
- хорошее настроение; - вдохновение; - обретение человеком второй половинки; - постоянное чувство эйфории; - желание делать добро окружающим
|
- формирует привязанность, зависимость; - несчастная любовь может привести к бездействию, безразличию, разочарованию и одиночеству; - отрешенность от действительности |
Волнение |
- заставляет задуматься; - может сподвигнуть на какие-либо действия
|
- мешает сосредоточиться; - нервозность; - неуравновешенность |
Интерес |
- расширение кругозора; - стимулирует к поиску новой информации; - познание чего-то нового
|
- может происходить передозировка информации; - чрезмерный интерес может привести к тому, что человек становиться дотошным и занудным |
Гнев |
- способствует выплеску эмоций
|
- перенос своих эмоций на других; - человек не контролирует свои действия |
Страх |
- защищает от опасности; - ограждает от неправильных поступков
|
- боязнь необоснованной опасности; - иногда происходит ступор; - чрезмерная нервозность |
Стыд |
- является показателем наличия моральных границ; - показатель наличия самокритики; - возможность осознать совершенную ошибку; - осознание вины
|
- ограничивает свободу; - показывает неуверенность человека; - способствует скованности человека; - возникает возможность замкнуться в себе |
Радость |
- душевный подъем; - происходит ощущение легкости; - даришь хорошее настроение другим
|
- счастливый человек может вызвать зависть у других; - отрыв от реальности |
Удивление |
- прилив эмоций; - проявление интереса; - познание нового
|
- временная растерянность; - может возникнуть чувство страха; - может возникнуть шок |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ответы студентов на анкету к упражнению «Проявление гнева»
1.Когда я злюсь я обычно:
ü замолкаю;
ü кричу;
ü сильно нервничаю;
ü пытаюсь сдерживать себя;
ü пытаюсь поговорить о причине гнева с друзьями;
ü пытаюсь самостоятельно разобраться с причиной гнева;
ü пытаюсь отвлечься - читаю, слушаю музыку и др.
2.Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом:
ü прежде чем что-либо выяснять, хорошо поспать;
ü отвлечься на что-либо постороннее, заняться каким-либо делом: вкусно поесть, поспать, почитать и др.;
ü поговорить с близкими людьми о том, что происходит;
ü не принимать все близко к сердцу;
ü «не можешь изменить обстоятельства, поменяй свое отношение к ним»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета
Дата
занятия__________________________________________________
1.Название
тренинга_____________________________________________
2.Степень включенности:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Понравился ли Вам тренинг?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
4. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-нибудь лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ______________________________________________________________
5. Ваши замечания и пожелания ведущему (по форме, по содержанию занятия и т.п.) _______________________________________________________________
Спасибо за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Методика «Как управлять своими эмоциями»
1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу - часто все равно, что мстить самому себе за вину другого». Можно сделать данные слова своим девизом, и это позволит стать намного уравновешенней и оптимистичней.
3. Необходимое условие радостного настроения - хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни - залог симпатии и расположения к вам других. Дайте себе установку на доброе и уважительное отношение к людям.
4. Не пытайтесь просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграйте» эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
5. Если у вас возникло раздражение, не боритесь с ним, а попытайтесь «отделить» его от себя. Понаблюдайте за его протеканием, найдите и проанализируйте причину его появления, и вы поймете, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. -М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 896 с.
2. Психогимнастика в тренинге / Под реакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2006. - 256 с.
3. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.