Тренинг «Лидерские качества»
Инструкция для тренера
В начале каждого упражнения тренер рассказывает группе его задание и правила в строго определенной формулировке. Для быстрого и правильного выполнения упражнения имеет значение каждое слово задания и правил. При возникновении у участников вопросов, тренер повторно рассказывает задание и правила без дополнительных пояснений. Это позволяет избежать ситуации, при которой тренер, объясняющий задание или правила своими словами, неосознанно подсказывает группе пути к правильному варианту выполнения упражнения. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом.
Тренер во время упражнений остается нейтральным, не мешает и не помогает группе. Он должен помнить о том, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте. Во время упражнений тренер поддерживает хорошее настроение в группе, в необходимых случаях осуществляет страховку и организует ее силами самих участников. После выполнения упражнения тренер организует его анализ.
НВ
Упражнение «Мой идеальный мир»
Материалы:
3 листа ватмана;
9 маркеров разных цветов;
скотч.
Место проведения и исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу.
Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и представить ее перед другими командами.
Правила:
1. У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.
2. По истечении времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом:
задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило);
на выполнение задания у группы есть 10 минут.
3. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут.
Дима
Пятое упражнение «Фломастеры»
Материалы: фломастеры – по количеству человек в группе (возможна замена фломастеров на трубочки из бумаги).
Место проведения и исходное положение участников: комната делится прямой линией на 2 игровые зоны – «зона обсуждения» и «зона молчания». В «зоне молчания» на полу находятся фломастеры.
Задание: поднять одновременно с пола все предметы, при этом:
1 человек может касаться только одного предмета,
в воздухе одновременно может находиться только один предмет.
Правила:
1. У группы на выполнение задания есть 20 минут.
2. Когда группа готова выполнять задание, она сигнализирует ведущему. Ведущий дает команду: «Время». Группа переходит в «зону молчания» и начинает выполнять задание.
3. При нарушении задания ведущий говорит об этом, группа переходит в «зону обсуждения», ведущий приводит в исходное положение материалы (соединенные фломастеры разъединяются).
4. Участники группы могут разговаривать, только когда все они находятся в «зоне обсуждения». За нарушение этого правила – штраф во времени 1 минута.
5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Примечание для ведущего: два и более фломастера, устойчиво соединенных вместе, рассматриваются как один предмет. Участники должны догадаться об этом самостоятельно.
Лейла
Первое упражнение «Встать со стульев»
Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях.
Задание: научиться одновременно и синхронно вставать со стульев тому количеству участников, какое число называет ведущий.
Правила:
1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.
2. Участникам нельзя вставать со стульев без команды ведущего.
3. Участники встают, когда ведущий произносит число.
4. При неправильном выполнении задания ведущий произносит слово «садитесь». Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Примечания для ведущего:
ведущий начинает называть в произвольном порядке числа (от единицы до числа участников), постепенно увеличивая их;
ведущий называет числа в быстром темпе;
ведущий называет числа до момента, когда все участники группы смогут встать одновременно и синхронно.
Дима
Четвертое упражнение «Акулы!»
Материалы: мел.
Место проведения и исходное положение участников: на полу на расстоянии двух метров друг от друга начерчены два квадрата со стороной 1 метр. Квадраты представляют собой игровые «острова». Вся остальная поверхность пола – «море».
Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству участников. Каждой команде соответствует один «остров».
Задание каждой команде: сохранить как можно больше своих участников.
Задание каждому участнику: «выжить».
Упражнение включает несколько раундов. Каждый раунд начинается словами ведущего: «Внимание! Акулы!» и заканчивается словами ведущего: «Все в море».
Правила:
1. Участники находятся в «море». По команде ведущего «Внимание! Акулы!» каждая команда должна собраться на своем «острове» за 5 секунд. Участники, которые по истечении 5 секунд касаются «моря» любой частью тела, считаются съеденными акулами и выбывают из дальнейшего участия.
2. Участник, «спасшийся» не на своем «острове», считается съеденным жителями чужого «острова» и выбывает из дальнейшего участия.
3. После каждого раунда ведущий уменьшает сторону «острова» на 15 см.
4. Первый перерыв между раундами – 15 секунд. Далее перерыв между раундами каждый раз увеличивается на 15 секунд.
Примечание для ведущего: на примере упражнения можно проследить, как меняется соотношение личных и коллективных интересов при их столкновении, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора между ними.
НВ
Второе упражнение «Аукцион лидерских качеств»
Место проведения и исходное положение участников: участники сидят в кругу. На стене повешен плакатный лист, на котором в столбик написаны лидерские качества.
Правила:
1. Ведущий зачитывает качество.
2. Каждый участник по команде ведущего: «Выбор» указывает пальцем вытянутой руки на того участника, которому зачитанное качество, на его взгляд, наиболее подходит. В таком положении участники замирают.
3. Ведущий подсчитывает, сколько человек показало на каждого участника.
4. Справа от качества ведущий записывает имя того, на кого указало наибольшее число участников.
5. Ведущий зачитывает следующее качество и т.д. Примечания для ведущего:
упражнение можно завершить обсуждением результатов;
упражнение рекомендуется проводить для одной группы несколько раз через определенный период времени, чтобы сравнить результаты.
Анализ тренинга
После проведения тренинга тренер предлагает участникам группы поделиться впечатлениями и строит обсуждение по следующим вопросам:
Какое было настроение у участников в различные моменты выполнения упражнения?
Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания?
Что происходило во время обсуждения?
Какие варианты предлагались?
Как участники пришли к общему решению?
Брал ли кто-то на себя инициативу?
Какие действия выполняли участники? Почему именно эти действия?
Что помогало при выполнении задания?
Помогло ли вам предыдущее обсуждение?
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
Какой опыт вынесла ваша группа из упражнений?
Обсуждение дает возможность определить каждому произошедшие в коллективе изменения, свою роль в деятельности группы, также позволяет выявить ошибки в групповой работе, проанализировать их, чтобы избежать в любой дальнейшей деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.