Тренинг для педагогов – Мои ассоциации, направлен на отработку навыков понимания окружающих людей, их внутреннего духовного мира, закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа, активизация процессов самораскрытия и самоанализа участников. учиться слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контактаТренинг для педагогов – Мои ассоциации, направлен на отработку навыков понимания окружающих людей, их внутреннего духовного мира, закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа, активизация процессов самораскрытия и самоанализа участников. учиться слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контакта
Тренинг – Мои ассоциации
Развитие воли — цель нашего существования.
Ралф Эмерсон
Цель занятия — отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего духовного
мира, закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа.
Рекомендации ведущему . Это занятие является предпоследним в проводимом тренинге,
поэтому ведущему следует активизировать процессы самораскрытия и самоанализа участников с
тем, чтобы они успели проделать необходимую работу за оставшееся время.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЯ 1. Зоопарк
Приветствуя сегодня друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром
животных или птиц. Вступая в контакт со своим партнером, вы должны сказать ему, с кем из них
вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе такой ассоциации. Участники
располагаются традиционно в общий круг, первый участник обращается к соседу, например
сидящему справа, устанавливая контакт. Таким образом, этюд приветствия осуществляется по
кругу. Во время разговора двух участников остальные члены группы должны внимательно
слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контакта. Кто не может
сразу сказать, какое животное или птицу напоминает собеседник, вправе пропустить контакт, но
он должен извиниться и попросить разрешения объяснить свою ассоциацию, но только после
окончания этюда.
Рекомендации ведущему. Вы должны обращать внимание присутствующих на стиль общения,
манеру разговора, положение рук и головы, движения, голос, интонации и т.д.
Психологический комментарий. Это одна из форм традиционной психологической разминки,
быстрого разогрева и включения участвующих в общегрупповой процесс. С одной стороны,
упражнение сразу заставляет их настроиться на активное восприятие своих товарищей, думатьо них, искать и высказывать ассоциации. С другой стороны, все вынуждены слушать то, что
говорят о них. После обмена мнениями участники готовы для более серьезной работы.
2. Рисунок музыки
Садитесь удобно и слушайте музыку. По сигналу ведущего начинайте рисовать те образы,
ощущения, символы, которые вызывает у вас данная музыкальная тема. Каждый должен
стремиться выразить себя как можно полнее. Время звучания музыки примерно 3 минуты. Затем
мы соберем рисунки и устроим импровизированную выставку с целью узнать их авторов. После
выставки соберемся в большой круг и поделимся впечатлениями, обращая внимание на то, как и
насколько удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки. Что помогло вам узнать автора? Кого
совсем не узнали? Почему? Настолько необычен рисунок? Или исполнитель не смог выразить
свои чувства? Или вы еще плохо знаете его?
Рекомендации ведущему. Для этого этюда необходимо приготовить листы бумаги, карандаши
(фломастеры) всем членам группы, магнитофон и записи легкой или классической музыки. Во
время просмотра выставки разрешается фиксировать свои «открытия авторов» на отдельном
листе бумаги. Поэтому рисунки целесообразно пронумеровать таким образом, чтобы никто не
мог знать, кому какой рисунок принадлежит.
Психологический комментарий . Такой невербальный способ самовыражения помогает с
необычной стороны взглянуть на себя и других.
3. «Я» глазами группы
Теперь обсудим домашнее задание. Каждый должен высказать мнение о том, каким человеком
его видит коллектив в целом и отдельные его члены.
Рекомендации ведущему. Учащиеся работают в большом тренинговом круге. Внимательно
выслушав оратора, можно сказать ему, в чем он оказался прав, а в чем ошибался, и попросить
внести коррективы в записи. Следует настроить всех на работу в режиме эксперта. Любой из
них имеет право и должен отнестись внимательно к высказыванию, особенно если это относится
непосредственно к нему. Например, один из выступающих сказал: «Мне кажется, что Поля
воспринимает меня как замкнутого человека». Поля может подтвердить это впечатление или
внести коррективы, сказав, что это не совсем верное впечатление, и т.д. Психологический
комментарий . В ходе выполнения упражнения должен состояться откровенный разговор,
основной смысл которого в коррекции самовосприятия членов группы.
4. Я тебя понимаю
Каждый должен сейчас выбрать себе партнера. В течение 3 минут один из вас в устной форме
будет описывать состояние, настроение, чувства, желания своего подопечного. Тот, чье
состояние описывают, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или
опровергнуть их. Оба вправе комментировать высказывания друг друга. Настройтесь на
взаимопонимание, посмотрите внимательно на человека, который сидит рядом. О чем он сейчас
думает, что чувствует, о чем мечтает? Именно он, а не ктото другой, и тем более не вы! Ведь
любой человек — это целый мир! Приоткройте его для себя. Как думаете, что вас ждет в таком
путешествии в чужой мир? Время на обмен информацией в одной паре — 5 минут. Затем
поменяйтесь ролями.
Рекомендации ведущему . Подготовьте несколько вариантов проведения данного этюда. 1. Все
разбиваются на пары еще до начала упражнения. Какоето время они работают самостоятельно,
описывая состояние своего визави, а затем читают друг Другу сообщения и обсуждают их.
2. Участники, располагаясь в большом кругу, сами называют человека, который будет
описывать их состояние.
Психологи чески и комментарий . Упражнение помогает настроиться на понимание партнера,
получить достоверную обратную связь, проверить правоту своего высказывания. Оно помогает
улавливать по малейшим признакам душевное состояние человека, удерживать в памяти его
слова и поступки, учит не замыкаться в себе во время тренингаКаждый день таит в себе силы роста
и поэтому важен.
Китайская мудрость
5. Последняя встреча
Представьте себе, что наши занятия уже закончились и вы расстались. Все ли успели
сказать
друг другу? Может быть, забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть
конкретный человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?
Сейчас у вас этот шанс есть. Сделайте то, что не успели сделать на предыдущих занятиях.
Не
откладывайте свое решение на завтра! Действуйте здесь и теперь.
Рекомендации ведущему. Этот этюд целесообразнее провести, затемнив помещение,
включив
спокойную медленную музыку, дав возможность участникам расслабиться, закрыть глаза и
вспомнить все прошедшие занятия.
Психологический комментарий. Этюд стимулирует активность учащихся, помогает
осознать,
что они действительно уже прожили большую часть тренинга и что скоро эти встречи
закончатся. Ведь если человек чтото хочет успеть сделать, то лучше осознает
невозможность
откладывать задуманное на потом.
6. «Свет мой, зеркальце, скажи...» или кто «Я»?
Наверное, вы уже почти все написали о себе, отвечая на вопрос: «Кто «Я»?» Возьмите
записи. Подумайте, что можно добавить или изменить. У вас есть 3 минуты. Теперь
приступим к обсуждению ваших ответов. Каким представляете себя? Что главное увидели
и подчеркнули в себе? Как изменялось ваше мнение о самом себе от занятия к занятию? От
чего пришлось отказаться? Почему? Что новое узнали о собственном «Я» во время
тренинга?
Сформулируйте основные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время. Что
вас ждет в будущем? К чему стремится ваша душа? Или, может быть, предстоят какието
важные, но независящие от вас события? Итак, четкая и ясная перспектива целей:
7. Перспектива
2.
3.
4.
5.
А теперь главное — подумайте, какие конкретные шаги нужно предпринять для
достижения
этих целей. Что можете сделать только вы? Кому придется обратиться за помощью?
На это есть 10 минут. Успехов вам!
Рекомендации ведущему . На простом примере объясните участникам различие между
целями
и путями их достижения. Такой пример лучше взять из практики работы группы или
окружающей жизни.
говоря...
См. раздел «Первое занятие», упр. 9.
итогов
См. раздел «Второе занятие», упр. 9.
8. Откровенно
9. Подведение