Тренинг для педагогов «Танцевальная терапия»

  • Мероприятия
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг для педагогов «Танцевальная терапия» направлен на способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы, углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.Тренинг для педагогов «Танцевальная терапия» направлен на способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы, углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Иконка файла материала Тренинг «Танцевальная терапия».docx
Тренинг «Танцевальная терапия» Концептуальное введение: Основная цель танцевально­двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к терапевту, работающего  по данному методу, потому, что они, будучи отчужденны от тела, не  чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы  относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать  тело, придавать ему определенные формы, какой­то вид, сдерживать его, и  думаем, что оно останется безответным. Танцевальная терапия приглашает  тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия  воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание  рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит. Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при  проведении танцевальной терапии: 1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных  «двойных сообщений» (когда наблюдается диссонанс между  вербальным и невербальным сообщением человека). 2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости,  спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы  времени, пространства и силы движения, определение границ своего  движения и их расширение). 3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально­двигательная  импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя  опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Принципы работы группы танцевальной терапии: В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются  традиционные принципы работы тренинговых групп: 1. добровольности участия; 2. «здесь и теперь»; 3. конфиденциальности; 4. открытого выражения чувств; 5. ответственности; 6. активности. Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности  участников группы. Задачи: 1. углубление осознания участниками группы собственного тела; 2. развитие осознания возможностей использования тела, способов  выражения чувств;3. установление участниками группы связи чувств с движениями,  высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию. Этапы работы: I. этап – разогрев: Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе. Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи. Упражнение «Танец отдельных частей тела» [1, с.21] Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов;  расширение экспрессивного репертуара. Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком. Время: 3 мин. Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет  по очереди части тела, танец которых будет исполнен  танец кистей рук  танец рук  танец головы  танец плеч  танец живота  танец ног Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть  тела. Вопросы для обсуждения:  какой танец было легко исполнить, какой трудно?  почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались? II. Этап – Основная деятельность: Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела;  развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения  чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями,  высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию. Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи разных  стилей. Упражнение «Ведущий и ведомые» [2, с.243] Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и  межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками  своих танцевально­экспрессивных стереотипов. Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих  танцевальную экспрессию. Время: 5 мин. Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники  начинают двигаться, при­чем первый участник становится ведущим, а  остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободносамовыражается, максимально используя свой танцевально­экспрессивный  репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его  движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и  становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из  участников не побывает в роли ведущего. Вопросы для обсуждения:  что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?  что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда  танцую, как он?  когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения  других или когда сами были ведущими? Упражнение «Животные» [2, с.244] Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним  движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление  участниками группы связи чувств с движениями. Материалы: Медитативная музыка. Время: 2 мин. Процедура: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г.  утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал  различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и  бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в  науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц,  насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем. Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы  должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки.  Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не  объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте»,  изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите  к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности,  которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите,  осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. Вопросы для обсуждения:  какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?  почему было выбрано это животное?  какое движение было наиболее характерным, что оно означает?  как чувствовали себя участники, представляя себя животным?  какие ощущения испытывали, чувства переживали? Анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе  усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4  параметрами:  Пространство – может быть прямым и непрямым (многофокусным) Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела  «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного  хаоса в теле?  Время – может быть быстрым и плавным  Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме – быстром или  медленном – вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным,  более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?  Сила – может быть мощной и легкой  Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А – следовательно – опору,  поддержку, связь с землей?  Течение – свободное и ограниченное, характеризует личное  пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в  которое чувствует дискомфорт?  Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете  «свое»пространство? Как вы входите в пространство других людей? Упражнение «Отображение» [1, с.19] Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной  эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия. Материалы: медленная, спокойная музыка. Время: 4 минуты. Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите  друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие­нибудь медленные,  изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения  осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите  партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте  движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например,  если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер  руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать.  Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь  ролями. Вопросы для обсуждения:  на какие движения партнера вы обратили внимание?  что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал  ваши движения? Упражнение «Танец­хоровод» [2, с.246] Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности,  сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение  групповой сплоченности. Материалы: медленная, спокойная музыка. Время: 3 мин.Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка,  участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему  собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения. Вопросы для обсуждения:  Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?  Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?  Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в  общее движение, что вы при этом чувствовали? Упражнение «Все со всеми» [1, с.20] Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие  танцевально­экспрессивного репертуара участников. Материалы: музыка разных стилей. Время: 5 мин. Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь,  следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его  движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру  движений. Через 30 секунд участники меняются ролями. Двигаясь относительно друг друга, все участники должны  провзаимодействовать со всеми членами группы. Вопросы для обсуждения:  отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными  участниками?  насколько обогатился ваш танцевально­двигательный репертуар в  процессе взаимодействия с участниками группы? III. Этап – Завершение. Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального  возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов. Материалы: музыкальный проигрыватель, видеопроигрыватель. Упражнение «Восход солнца» (упражнение разработано составителями  тренинга) Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на  позитивное мышление. Материалы: медленная, спокойная музыка, видео­запись с восходом солнца. Время: 3 мин. Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая  музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш  тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой  конец есть начало чего­то нового. В нашем случае, это будет осознание себя,  своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом,  интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можетезакрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним  зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится  светлее и вот­вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа,  будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все  наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем  ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и  днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну,  где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким  же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и  светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе  золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало  совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет  вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете,  представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и  наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное  тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти  ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза  те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого  момента, если когда­нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх,  печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После  слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом  солнца. Литература: 1. Шкурко Т.А. Танцевально­экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. –  СПб. : Речь, 2003. – 192 с. 2. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб. : – Питер,  2005. – С. 278­279. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Посмотрите также