Тренинг для педагогов- Я глазами группы. направлен на закрепление навыков самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника, направлено на укрепление своего доверия группе, снять внутренний страх, научиться быть откровеннее. Наблюдая за тем, как другие отвечают на предложенные вопросы, участник получает полезную для себя информацию.Тренинг для педагогов- Я глазами группы. направлен на закрепление навыков самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника, направлено на укрепление своего доверия группе, снять внутренний страх, научиться быть откровеннее. Наблюдая за тем, как другие отвечают на предложенные вопросы, участник получает полезную для себя информацию.
Когда человек перестает верить в себя, он
начинает верить в счастливый случай.
Эдгар Хови
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель занятия — закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне
проанализировать слабые стороны личности каждого участника.
Рекомендации ведущему. На этом занятии нужно быть особенно внимательным к каждому, так
как анализ собственных слабостей требует от человека большой душевной работы и самоотдачи.
Поэтому в группе должна быть создана атмосфера полного принятия человека именно таким,
каков он есть. Нужно настроить всю группу на желание почувствовать состояние партнера,
помочь ему теплым словом и добрым взглядом, поддержать в трудную минуту. Не забудьте
провести анализ анкет «Откровенно говоря...», расскажите при этом и о своих слабых сторонах,
тем самым подавая пример самораскрытия и постоянной работы над собой. Психологический
комментарий. Под слабыми сторонами личности не следует понимать только вредные
привычки (курить, браниться и т.д.). Это могут бьггь и вполне положительные качества,
например: доброта, отзывчивость, неумение сказать «нет», привычка со всем соглашаться и т.д.
Главное, чтобы группа настроилась на анализ того, что мешает человеку быть в гармонии с
самим собой, снижает уверенность в себе, мешает жить так, как ему хотелось бы.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Моя любимая игрушка
У каждого в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы
связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми. А помните ли вы
свою любимую игрушку? Что это? Мячик? Плюшевый мишка? Кукла? Как ее звали? Где она
сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о чувствах, которые вызвали эти воспоминания.
Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и
огорчениями. Ведь вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. И приступайте.Рекомендации ведущему. После разъяснения сути этого этюда целесообразно включить
лирическую музыку и дать возможность участникам в течение 3 минут спокойно вспоминать
свое детство. Затем все садятся в большой круг и рассказывают о любимых игрушках по
очереди (по кругу). Если группа большая (или недостаточно времени), воспоминаниями можно
поделиться в микрогуппах по 7 — 8 человек.
Психологический комментарий . Это упражнение настраивает на доброжелательное
отношение друг к другу, так как обращено к счастливым и беззаботным дням детства. Как
любое другое упражнение из серии психологической разминки, оно включает участников в
атмосферу социальнопсихологического тренинга, дает возможность войти в особую
микросреду, которая создается в группе во время занятий.
2. Брачное объявление
Теперь посмотрим, какими у вас получились брачные объявления. Каждый прочитает свой
вариант, а все остальные выступят в роли экспертов. Внимательно выслушав очередное
объявление, вы можете внести коррективы, добавить то положительное и привлекательное, что
забыл написать о себе сам автор. Поэтому будьте предельно внимательны, сразу соотносите
услышанное с образом этого человека, который сформировался у вас за прошедшие встречи.
Вероятнее всего, каждому так или иначе придется помогать, внося изменения и добавления в
текст объявления. Для этого нужно понять и запомнить, что же сказал о себе его автор.
Рекомендации ведущему. Вы можете собрать брачные объявления, а затем, зачитывая их по
одному, предоставить участникам возможность узнать по ним партнеров и уже после этого
внести коррективы в текст. При анализе следует исходить из тех установок, которые были
сформулированы во время получения задания.
Психологический комментарий. Для части учащихся это довольно трудное задание, так как
они стесняются себя, своей внешности, им трудно говорить вслух именно об этом. Поэтому если
во время выполнения этого упражнения создается атмосфера скованности и зажатости, то его
нужно перенести на следующее занятие, предупредив участников о необходимости преодолеть
внутренний барьер.
3. Без маски
Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть откровенным. Давайте еще раз
попробуем поведать друг другу чтото о себе без всякой предварительной подготовки. Перед
вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу
продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно
искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они
почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и
попробовать еще раз ответить. Кто хочет первым?
Рекомендации ведущему. Необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем их
должно быть больше, чем участников, на случай, если ктото не сможет с первого раза выполнить
задание.
Примерное
содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня ...» «Мне
очень трудно забыть, но я ...»
«Чего мне иногда понастоящему хочется, так это...»
«Мне бывает стыдно, когда я ...»
«Особенно меня раздражает то, что я ...»
«Мне особенно приятно, когда меня...»
«Знаю, что это очень трудно, но я ...»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я ...»
«Верю, что я еще ...»
«Думаю, что самое важное для меня ...»
«Когда я был маленький, я часто ...»
«Мои родители...»
«Мои друзья редко...»Содержание карточек вы можете составить сами. При этом
учитывайте ту информацию, которую как ведущий вы получили
за прошедшие занятия. Текст должен помогать участникам
раскрыть себя. Все садятся в большой круг. Каждый по мере
психологической готовности берет карточку. Если возникает
большая пауза, помогите участникам, пригласите их в центр
круга.
Психологический комментарий. Данное упражнение дает учащимся возможность еще раз
укрепить свое доверие группе, снять внутренний страх, научиться быть откровеннее. Наблюдая
за тем, как другие отвечают на предложенные вопросы, участник получает полезную для себя
информацию.
4. Отверженный
У каждого из нас, наверное, есть черты характера, привычки, мешающие нам в жизни, которые мы
хотели бы изменить. Один из нас сейчас выйдет из комнаты на некоторое время. Все остальные
должны будут сформулировать 5 — 7 причин, по которым данного человека можно (или нужно)
отвергнуть. Например, Коля часто бывает груб с окружающими, слишком заносчив, крайне
необщителен, очень обидчив и т.д. Мы выберем секретаря, основная задача которого — записать
все причины отвержения на отдельный лист. Причем в список будет включаться только то, что
принято большинством голосов. Будьте осторожны в своих суждениях и одновременно активны.
Это еще одна возможность узнать о себе чтото новое, то, что не принимается окружающими.
Кто готов первым получить эту информацию? Рекомендации ведущему Возможные варианты
данного упражнения:
а) после составления списка причин, по которым можно отвергнуть человека, выходивший
участник приглашается в комнату. Он должен сначала сам назвать возможные варианты
отвержения, которые, по его мнению, могли высказать товарищи. Секретарь фиксирует все на
том же листе бумаги (для последующего сравнения). И лишь после этого выходившему
вручается список, который составила группа. Испытуемый может задать любой вопрос, если
есть такая необходимость;
б) список причин, составленный группой, не зачитывается, а оставляется для следующего
упражнения — «Мои слабые стороны».
Психологический комментарий. Это упражнение — своеобразная подготовка, разминка перед
основной процедурой данного занятия — самоанализом своих слабых сторон. Оно позволяет
настроиться на спокойное восприятие личностных недостатков, убедиться, что практически у
каждого человека в характере и манере поведения есть нечто, что не устраивает других людей.
Главное — не отсутствие этих недостатков, а знание их, желание и умение работать над собой.
Все свои недостатки мы сами вложили в себя
нам с ними и работать. Антона Фелпс
5. Мои слабые стороны
Вы уже многое узнали о себе и о членах группы. Многое мы смогли и понять, нам удалось
взглянуть на себя и других поновому. Не всегда все устраивало нас друг в друге. Сегодня
каждый должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, т.е. о том, что он
осознает в себе как комплекс, как внутренний барьер, страх или иную помеху. Не обязательно
говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно
отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях,
осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т.п. Это может быть и положительная черта, но
в ее крайнем проявлении, например отзывчивость — вы не можете никому ни в чем отказать,
хотя сами от этого страдаете. Крайне важно, чтобы вы не брали в кавычки свои слова, внутренне
отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, пытаясь оправдать их. Необходимо, чтобы вы
говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты. Рекомендации ведущему.
Упражнение проводится по методике раздела «Второе занятие», упр. 5.
Психологический
каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать
комментарий Это упражнение направлено в первую очередь на определениесвои недостатки, но при выполнении у него должна быть возможность опереться на сильные
стороны характера. Для этого после каждого выступления необходимо проводить
небольшую психологическую поддержку.
б. «Свет мой, зеркальце, скажи...» или кто «Я»?
Вернемся к нашему волшебному зеркалу. Возьмите свой лист бумаги. Вы отвечали на эти
вопросы уже несколько раз. На каждом занятии узнаете чтото новое о своих отношениях с
людьми, делаете определенные выводы. Все это так или иначе влияет на ваше
представление о себе. Вот и сегодня подумайте, как еще можно ответить на этот же
вопрос. Нужно ли чтото еще добавить, а написанное ранее изменить? За 3 минуты
отвечайте на вопрос: «Кто «Я»?» Рекомендации ведущему . Не забудьте собрать записи
участников до следующего занятия.
говоря...
См. раздел «Первое занятие», упр. 9.
итогов См. раздел «Второе занятие», упр. 9.
8. Откровенно
9. Подведение
7. «Я» глазами группы
Это домашнее задание. Понятно, что у любого члена группы за время занятий
сформировалось
о вас определенное представление. Комуто вы более симпатичны и приятны, ктото вас
так и
не понял. Нужно ответить на один вопрос: «Каким человеком меня
воспринимает группа и отдельные ее участники?» Опишите подробно, как вас оценивает
группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как спокойного, малоподвижного
человека, неэмоционального, обеспокоенного чемто не очень серьезным. Игорь, наверное,
считает меня застенчивым, а Светлана — не очень симпатичным» и т.д.
На следующем занятии мы выслушаем всех по очереди и, естественно, внесем в случае
необходимости коррективы. Тот, в чьем мнении о себе вы ошиблись, поправит вас,
выскажется
о вашем характере, манере общаться.