Тренинг "Калейдоскоп профессий"

  • Мероприятия
  • rtf
  • 21.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг "Калейдоскоп профессий" для учащихся 8-9 классов, целью которого является мотивация на совместную деятельность, напоминание о многообразии профессий и их типах. Задачами данного мероприятия являются: расширение знаний о профессиях; создание условий для формирования осознанных профессиональных ожиданий учащимися, развитие творческих способностей, навыков общения.
Иконка файла материала Тренинг Калейдоскоп профессий.rtf
Тренинг «Калейдоскоп профессий» Цель. Мотивировать на совместную деятельность, напомнить о многообразии профессий и их типах. Задачи: расширение знаний о профессиях; создание условий для формирования осознанных профессиональных   ожиданий   учащимися,   развития   творческих   способностей,   навыков общения. Оборудование: фотоаппарат; аппаратура для демонстрации слайдов и видеофильма; анкеты для проведения диагностики; карточки с названиями пяти типов профессий; презентация на тему «Калейдоскоп профессий»; фрагменты из кинофильмов: «Аватар», «Туманность Андромеды»; фонограмма «космической музыки»; листы ватмана и фломастеры для изображения гербов групп и составления коллажа на тему: «Моя профессия». Ход тренинга Вводная часть Ведущий объявляет, что целью встречи является знакомство с многообразием профессий.  Основные принципы тренинга:  «Здесь и сейчас»;  «Персонификация высказываний»;  «Акцентирование языка чувств»;  «Активность»;  «Доверительное общение»;  «Конфиденциальность». Тихим фоном звучит "космическая" музыка, по возможности приглушается свет и начинается игра. 1. Упражнение «Сигнал». Ритуал входа. Сегодня   мы   совершаем   с   вами   космическое   виртуальное   путешествие   которое называется   "Калейдоскоп   профессий".   Для   перемещения   воспользуемся   необычном механизмом. Сядьте поудобнее, положите свои руки к себе на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева. (фонограмма с музыкальным фрагментом приглушается...) 2. Упражнение «Знакомство». Вот   мы   и   в   "Калейдоскопе   профессий,   который   встречает   нас   разнообразием   звезд. Возьмите любую звезду и напишите на ней свое имя. А теперь прикрепите к одежде этот символ   –   пропуск   по   "Калейдоскопу   профессий"   и   снова   займите   свои   места.   Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам потребуется виртуальный пропуск для дальнейшегонашего космического путешествия. Мы станем его обладателями, как только назовем свои имена и  свое хобби… Приложение №4  Упражнение «Пересядьте, те…». 3.      …Все  мы получили доступ, чтобы познакомиться со многими  профессиями. Профессий в мире насчитывается огромное количество, одни возникают, другие – устаревают. Все вы узнали   по   результатам   диагностики     свой   доминантный   тип   профессии.   Профессии классифицируют на 5 типов: человек­природа, человек­техника, человек­человек, человек­ знак, человек­художественный образ. Участники каждой группы получают от ведущего в помощь карточки – подсказки с типом профессий. Демонстрируется презентация на данную тему. 1. Человек­Человек (профессии, которые связаны с общением с людьми) Медицина: врач, медсестра, санитар… Обучение и воспитание: учитель, тренер, воспитатель… Бытовое обслуживание: продавец, проводник, официант, милиционер, социальный работник, менеджер… 2. Человек­Техника  (профессии,   связанные   с   производством,   обслуживанием   и проектированием любой техники). Монтаж, наладка технических устройств: сварщик, наладчик,  слесарь, инженер… Ремонт техники: механик, электромонтер… Эксплуатация технических средств: водитель,  машинист, швея. 3. Человек – Знак (профессии, связанные с  документами, цифрами, текстами и любой информацией,   которую   можно   представить   в   виде   формул,   знаков,   кодов,   графиков, чертежей, диаграмм, таблиц). Тексты: корректор, машинистка, библиотекарь, переводчик… Цифры, формулы, таблицы: бухгалтер, экономист. Чертежи, карты, схемы: чертежник, штурман… Звуковые сигналы: телефонист, радист… (профессии,   изучением, использованием,   преобразованием   природных   объектов,   уходом   за   животными   и растениями). Изучение живой и неживой природы: микробиолог,  агрохимик Профилактика и лечение заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер… Уход за растениями, животными: лесовод, овощевод, зоотехник…   связанные   с   исследованием, 4. Человек­Природа  5. Человек­Художественный   образ  (профессии,   связанные   с   изобразительной, музыкальной, литературно­художественной, актёрско­сценической деятельностью).Связанные   с   созданием,   проектированием,   моделированием   произведений   искусства: композитор, художник, архитектор… Связанные   с   воспроизведением   и   изготовлением   произведений   искусств:   ювелир,   актер, цветовод декоратор … Сейчас ваша задача объединится в группы на основе схожих типов профессий. Пять типов ­ 5 групп. 4. Упражнение «Герб» и «Девиз». Участники должны перечислить некоторые профессии выбранного типа и вообразить, что каждый из них является представителем одной из этих профессий. Затем участникам предлагается нарисовать герб и девиз своего типа профессии, избрать посланника землян от каждой группы. Далее проходит краткая презентация своих работ посланником от каждой группы. (Если затрудняются в выборе ­ ведущий помогает). Основная часть 5. Игра «Команда профессионалов» Тихим фоном звучит "космическая" музыка, по возможности приглушается свет и  начинается игра. Ведущий. Окружающая нас вселенная настолько велика, что становится понятным: мы не   можем   быть   единственными   населяющими   ее   разумными   существами.   Где­то   очень далеко есть планеты, на которых тоже живут разумные существа. Какие они, инопланетяне: похоже на нас или нет, добрые или злые, красивые или не очень ­ мы не знаем. (На экране демонстрируются кадры из различных кинофильмов, изображающие инопланетян.)   После просмотра ­  Ученые сходятся во мнении, что разум не может быть злым. А теперь представьте, что землянам удалось установить контакт с планетой, населенной существами, очень похожими на нас. Они умные, красивые, миролюбивые. Расположена эта планета   очень   далеко   ­   в   туманности   Андромеды.   И   вот   инопланетяне   согласились   на встречу с землянами. При этом они выразили готовность передать нам большое количество своих изобретений, например средство, продлевающее жизнь до 200 лет, карманный прибор для индивидуальных полетов на расстояние до 100км. и др.  Они готовы обучить людей и другим своим технологиям, но хотят убедиться, что эти знания будут применяться лишь в благих намерениях, поэтому выдвинули одно условие. Посланником Земли, с которым будет установлен первый контакт, должен стать человек, в совершенстве   владеющий   какой­нибудь   профессией,   по   которой   можно   было   составить представление о степени развития земной цивилизации, о людях как существах разумных и миролюбивых, о развитии наук и технологий, искусства и культуры землян. Итак, на нашей планете объявлен форум, на который собрались люди ­ профессионалы высшего уровня в различных областях. Это ВЫ! Каждая группа должна подготовить краткую презентацию­послание в форме рисунка,украшенной   оригами,   одной   профессии   для   инопланетян   с   последующей   защитой.   (В презентации   должны   указать   профессию,   специальности   данной   профессии;   личные качества и способности, необходимые для успешной работы в данной профессии; степень пользы для людей; возможности карьерного роста). Каждый из посланников в течение короткого времени (до одной минуты) рассказывает о том, почему именно его профессия может дать инопланетянам представление о земной цивилизации,   о   развитии   науки,   об   уровне   культуры,   о   самих   землянах.   (Можно воспользоваться помощью из числа сопровождающих). По   итогам   презентаций   каждая   группа   сообща   заполняет   по   одному   бюллетеню,   в котором указывает лучшего посланника к инопланетянам. Итог ­ общий коллаж из презентаций ­ как общее послание инопланетянам.  6. Беседа. «Дороги, которые мы выбираем».    ­ Что такое профессия? Профессия – род трудовой деятельности, работа в  саду – тоже трудовая деятельность. В чем же отличие профессии от других видов деятельности?   ­ Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию?  (образование)   ­ Президент, дворник, уборщица – это профессия? (нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми).   ­ Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся,   получая профессию?   (она   будет   приносить   нам   радость,   удовлетворение   и   обеспечивать   нас материально).   ­ Что такое специальность? (объяснить на примерах).   ­ Какие специальности вы знаете в профессии врача?   ­ Военный – это профессия? А какие военные специальности вы знаете?   ­ Что такое должность?    Задание.  Найти профессию, должность, специальность и объяснить на   примерах: главный   бухгалтер   ­   бухгалтер;   старший   инженер   ­   инженер   ­   инженер­системотехник; учитель – учитель начальных классов – завуч; продавец­заведующий отделом ­ продавец продовольственных товаров.   Упражнение «Угадай профессию». Участники  угадывают, загаданную  ведущим профессию, и определяют     ассоциации, которыми он пользовался. Примеры синквейнов.    ­ Считающий, ответственный.    Учитывает, осваивает, исполняет.    Сохраняет средства для предприятия.    (Экономист­бухгалтер).    ­ Многогранный, экстравагантный.    Творит, украшает, создает.    Всегда неповторимый результат труда.(Дизайнер­художник).    ­ Разбирающийся, предприимчивый.    Чертит, конструирует, внедряет.    Может обслуживать технику и руководить.    (Механик­инженер).    ­ Изысканный, творческий.    Одаривает, волнуется, развивается.    Часто встречается со знаменитостями.     (Артист­актер).    ­ Бдительный, бесстрашный.    Контактирует, организовывает, отвечает.    Награждают, присваивая внеочередное звание.    (Следователь­милиционер).    ­ Что же надо учитывать при выборе профессии, исходя из синквейнов?    Словарь основных понятий. Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Должность   –   это   служебная   обязанность,   служебное   место.   Это   круг   действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения. Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии. 7. Упражнение «Звездные профессии». Наше путешествие по "Калейдоскопу профессий" подходит к своему завершению,   но уходим   мы   с   багажом   знаний.   Есть   такая   примета:   если   бросить   в   воду   монетку,   то обязательно вернешься. Чтобы "Калейдоскоп профессий" нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых звездах и прикрепим на нашем послании. Условия: взять маленькую звезду, если с профессией не определился; взять побольше, если в выборе профессии сомневаетесь; взять   большую   звезду,   если   с   выбором   профессии   определился   (прикрепить   на   листе ватмана). Тихим фоном звучит "космическая" музыка    8. Упражнение «Сигнал». Ритуал выхода.  Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и     передайте хлопок соседу справа по кругу.   9. Рефлексия. Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.­ Что было важным на сегодняшнем занятии?   ­ Что запомнилось?   ­ Какие мысли, чувства вас посетили?   ­ Какие выводы из занятия можно сделать для себя?   ­ В чем испытывали трудности?   ­ Что возьмете для себя?