ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Оценка 4.7

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Оценка 4.7
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +2
5 кл—7 кл
14.05.2018
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Методическая разработка в помощь классному руководителю. Разнообразные методы и методики помогут подростку сдерживать проявление негативных эмоций, преодолеть тревожность, противостоять агрессивному окружению, повысить самооценку и культуру общения. Проведение тренинга не требует специального оборудования, дорогих материалов. Разнообразие упражнений дают возможность комбинирования в соответствии с возрастом и конкретной ситуацией.15 упражнений для профилактики агрессивного поведения подростков.
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 81» городского округа Тольятти Методическая разработка для классного руководителя ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Соколова Е.Е. учитель изобразительного искусства,  классный руководитель 6­го класса Профилактический тренинг предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте 12 ­14   лет.   Содержание   упражнений   направлено   на   профилактику   агрессивного   поведения подростков,  помощь для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное. Основные цели тренинга: 1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки, внутреннего  самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы. 2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями. 3. Выработка у участников социально приемлемых форм поведения. Основные задачи: 1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды. 2.     Выработать   у   участников   эффективные   навыки   самоконтроля   и   оценки   собственного эмоционального состояния для принятия верных решений. 3. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений. Ожидаемые результаты: 1.  Актуализация у подростков чувства уверенности в себе, повышение самооценки. 2. Умение эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска. 3. Снижение агрессивности, уровня тревожности, страха социальных контактов. Методы:  беседа, игра, изображение. Методики: арттерапия, ролевая игра, телесные упражнения. В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом   коррекции   нарушений   поведения   у   детей   является   «поведенческая   терапия».   Эта техника   основана   на   теории   научения   и   опирается   на   некоторые   положения   социальной психологии   и   теории   развития.   Наиболее   распространенной   формой   психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении является тренинг социальных навыков. Основными   условиями   коррекции   агрессивного   поведения   детей   являются:   установка   на достижение положительной обстановки в окружающей социальной среде, повышение культуры общения,   поддержание   необходимого   эмоционального   фона   доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим необходимо внимательное, приветливое отношение   к   подросткам,   доверие   к   ним,   привлечение   к   активному   взаимодействию, использование деятельностного  содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Важно поддерживать каждое самостоятельное   высказывание,   творческую   инициативу,   добрый   поступок,   хорошее настроение,   познавательный   интерес.   Не   менее   важно   поддерживать   подростка   в   его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ребенка, его способность к самоpeгyляции,  и помочь в   овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения личности; (Е.В. Бондаревская). Повышение   культуры   общения   особенно   важно   для   подросткового   возраста   потому,   что связано, прежде всего, со становлением личности взрослого человека и усвоением новых форм и способов межличностного взаимодействия, которые отсутствовали в детстве. Ход тренинга Упражнение «Открытость» создание состояния внутренней открытости для общения. Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете. Упражнение   «Семь   свечей»  дыхательное   упражнение,   простая   и   эффективная   техника релаксации   «Сядьте   удобно,   закройте   глаза,   расслабьтесь.   Вам   спокойно,   удобно   и   комфортно...   Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.  Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.  Упражнение   «Визитка»   знакомство   с   членами   группы,   включение   участников   тренинга   в групповой процесс, снятие напряжения, самопризентация. Материалы: листочки белой бумаги произвольного размера и формы, цветные карандаши. Необходимо оформить визитку, написать на ней то имя, которым вы бы хотели, чтобы вас называли, и оформить ее так, чтобы она стала отражением вашего внутреннего мира. Упражнения для снятия эмоционального напряжения… «Муха».  Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. «Лимон».  Сядьте   удобно:   руки   свободно   положите   на   колени   (ладонями   вверх),   плечи   и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.   Расслабьтесь.   Запомните   свои   ощущения.   Теперь   представьте,   что   лимон   находится   в левой   руке.   Повторите   упражнение.   Вновь   расслабьтесь   и   запомните   ощущения.   Затем   – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Упражнение   «Пластилинотерапия»  ­   это   мягкий   и   глубокий   метод   работы   со   своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Способ снятия напряжения, стресса, усталости; возможность «выплеснуть»   негативную  энергию  безопасным   способом  и  преобразовать ее  в  позитивную; гармонизировать   эмоциональное   состояние;   глубже   понять   себя;   почувствовать   прилив творческих сил. Материалы: пластилин, фольга, ватман, карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников. Инструкции: 1. Вылепите (нарисуйте) своё эмоциональное состояние.  2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.  3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите. (Лучше весёлое) Вопросы для обсуждения: 1. Легко ли было выполнять упражнение?  2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?  Упражнение «Мы с тобой одной крови…»  Ребятам в парах необходимо написать, что общего между ними. Упражнение «Плюс­минус» вербализация негативных и позитивных моментов своей жизни. Материалы   и  оборудование:   ватман   с   нарисованным   деревом,   который   крепится   на   доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника. Вам нужно написать на листочках одного цвета, что вас огорчает, а на листочках другого цвета, что радует. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву.   Каждый   участник   озвучивает   то,   что   он   написал.   За   тем   проводится   рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось  и почему. Ожидаемый результат: ребята должны увидеть, что плюсов в жизни намного  больше. Упражнения Упражнение «Откровенно говоря»  описать проблему. Попытаться закончить фразу откровенно и честно, описывая, что чувствуете?  Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящей контрольной…  Откровенно говоря, когда я учу уроки…  Откровенно говоря, когда я прихожу домой после школы…  Откровенно говоря, когда я волнуюсь..  Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…  Откровенно говоря, когда родители идут на родительское собрание…  Откровенно говоря, когда наступают выходные…  Откровенно говоря, я общаюсь с одноклассниками…  Откровенно говоря, когда меня вызывают к доске…  Откровенно говоря, непонимание друзей…  Откровенно говоря, успехи в учебе…  Откровенно говоря, когда меня наказывают…  Откровенно говоря, если я кого­то обидел… Упражнение «Молодец!»  Повышение  самооценки, снятие эмоционального напряжения. Разделиться на пары, встать лицом друг к другу. Один участник должен говорить о своих достижениях, а другой — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец   —   раз!   А   это   ты   молодец   —   два!»   и   т.д.,   при   этом   загибая   пальцы.   Участники меняются, и все повторяется.  Упражнения   «Как   звучит   агрессия»  Осознание   внешнего   образа   агрессивности   человека, предоставление   возможности   сравнения   себя   с   образом   агрессивного   человека,  осознание трудностей пребывания в агрессивной позиции.  Ребенок перед зеркалом изображает агрессивного человека.  Группа ребят делятся на пары и проводят конкурс «Агрессивных скульптур» показывают  без слов  агрессивного человека в той или иной социальной или семейной роли: продавец,   шофёр,   отец,   мать,   брат.   Меняются   в   парах.   Рассказывают   о   своих   ощущениях. Решают, что нужно сделать для примирения.  Воспроизвести голос агрессивного человека. Упражнение «Автопилот» Ребята, запишите не менее 10 фраз, отражающие сильные стороны вашей личности, например: «я умный», «я легко общаюсь», «я умею добиваться поставленных целей» и т.д. Затем каждый подросток читает список фраз, отражающих сильные стороны его личности. Участники группы уточняют и дополняют список каждого. Этот индивидуальный список качеств важно запомнить и возвращаться к этому образу «Я» как можно чаще. Ведь зная и принимая свои  сильные стороны, человек всегда знает верный курс, не собьется в сложной и конфликтной ситуации, найдет поддержку внутри себя, включит свой АВТОПИЛОТ. Упражнение «Моя аффирмация» (позитивные утверждения): Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни. Каждый ребенок записывает о себе самое лучшее. У меня много друзей! Я полезна и нужна! Я люблю всех! Я умею слушать! Я умею задавать вопросы! Я полна хороших идей! Я очень умная! У меня выдающиеся творческие способности! Я уверена в себе – я справлюсь! Мне всегда и во всем везет! Я всегда оказываюсь в нужное время в нужном месте! Я счастлива! Я всегда делаю правильный выбор! Со мной всегда случается только хорошее! Люди рады видеть меня! Я люблю свою жизнь, и она очень интересная! Я уникальная и особенная! Я здоровая и сильная! Я спокойна! Я люблю себя и свою жизнь! Я самая обаятельная и привлекательная! Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше! Я сама себе добрый друг! Я талантливая и способная! Я горжусь своими достижениями! У меня всегда есть выбор! Мои мечты сбываются! Я веселая и умею отдыхать! Упражнение  «Рояль»   «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях». Участники   озвучивают   способы   преодоления   своего   «плохого   состояния»,   а   ведущий   их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как слёзы,еда, крик, сладкое, компьютер, уединение, агрессия, алкоголь, наркотики и прочие девиации). Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого­то их много, у кого­то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением.   Например,   в   одной   ситуации   можно   поплакать,   в   другой   нужно   хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по­другому он просто не умеет». Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» ­ наркотики? Да, тогда и возникает зависимость.   Зависимость   может   появиться   не   только   от   наркотиков,   а,   например,   от компьютера,   алкоголя,   еды,   азартных   игр.   Сейчас   выделяют   уже   более   200   видов   разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?». Игра «Комплименты» « Мне нравится в тебе…»  Все участники сидят по кругу и говорят своему соседу комплимент, который подчёркивал бы его индивидуальные лучшие качества.  Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас ­ желающий ­ в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что­нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим. После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга. В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.  Эта игра позволяет закончить занятие на хорошей эмоциональной волне. Список источников информации 1. Сакович Н.А. Методичка по арт­терапии. ­СПб, 2005 ­ 42 с.  2. Копытин А.И. (ред.) Арт­терапия. Хрестоматия.­ СПб, 2002.­ 320 с.  3. Программа   профилактического   тренинга   для   подростков   «СТУПЕНИ».   Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009. – 92 с. 4. Психологические   игры   [Электронный   ресурс]   –   URL:   http://mirrosta.ru/uprazhneniya­ dlya­treningov.html 5. http://alcostad.ru/bystroe-snyatie-trevogi-emotsionalnogo-stressa-i- napryazheniya/ 6. http://психологтольятти.рф

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018