Тренинг предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций (9-11 класс)
1. Упражнение «Пальцы» (позволяет проверить сработанность команды). Все участники, не сговариваясь, должны по сигналу ведущего показать одинаковое количество пальцев. Игра продолжается до тех пор, пока не будет достигнут лучший результат. Ведущий должен зафиксировать, сколько на это ушло времени.
2. Упражнение «Поменяйтесь местами, те, кто …».
3. Прояснение ожиданий участников тренинга. Итак, тема нашего занятия «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций». Вопросы для всех: «Что бы вы хотели получить на этом занятии? Какие вопросы вас более всего интересуют?». Дети отвечают, ведущий делает записи на доске.
4. Упражнение «Закончи предложения» (Цель: обратить внимание учащихся на проблемы взаимоотношений в классе и с учителями; побудить ребят задуматься, над своим отношением к ним, проанализировать что не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить). Учащимся предлагается закончить предложения: «Я не люблю, когда мои одноклассники …», и «Я не люблю, когда учителя …». Совместное обсуждение ответов, обобщение ведущим основных проблем. Ведущий: Согласитесь ли вы со мной в том, что в конфликте не может быть виновным кто-то один, виноваты в разной степени все его участники? Поэтому, для преодоления негативных отношений друг к другу, для устранения какого-либо недопонимания, барьеров в общении, необходимо лечить весь коллектив.
5. Упражнение «Мы все разные». Прежде всего давайте проведем маленький эксперимент – возьмите для этого чистый лист (формат А4, или половинка А4) и закройте глаза. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача – строго следовать инструкции, так чтобы результат был у всех одинаковый. Ведущий говорит: согните лист пополам; еще раз пополам; оторвите верхний правый угол; оторвите нижний правый угол. Что получилось? Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
6. Понятие «конфликт». Ведущий: Люди, вступая в деловые контакты друг с другом, часто обнаруживают. Что не могут успешно их наладить. Это, например проявляется в том, что они оказываются не в состоянии бесконфликтно распределить между собой обязанности таким образом, чтобы это их полностью устраивало; не могут договориться о согласованных совместных действиях, связанных с теми или иными вопросами; ожидают друг от друга того, что не вполне соответствует их возможностям; претендуют на большие права, но сами не желают брать на себя какие-либо обязанности.
Вопрос ведущего: «С какими понятиями у вас ассоциируется слово «КОНФЛИКТ?». Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет, немедленно решать.
Это, кстати, происходит примерно так: сначала возникает конфликтная ситуация – нечто само по себе безобидное до поры до времени. Просто между субъектами А и Б – одноклассниками, учителем и учеником, учителем и классом и т.п. – намечается различие позиций, мнений, целей, интересов. Затем А и Б осознают свои интересы, потом – препятствия к их осуществлению; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.
Наконец наступает пора действий друг против друга – именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под КОНФЛИКТОМ мы понимаем столкновение несовместимых, противоположных позиций и взглядов, которое связано с негативными переживаниями (хотя, как и у многих понятий, у конфликта имеется множество определений и толкований).
Возможных причин возникновения проблем в сфере взаимоотношений может быть довольно много. Вопрос учащимся: «Какие это причины?». Основными из них являются:
- неэффективная коммуникация;
- личностные и профессиональные установки при взаимодействии (стереотипы поведения);
- недостаточное знание психофизиологических особенностей партнера по общению;
- неумение оказывать и принимать поддержку;
- низкий уровень саморегуляции;
- различия в целях, представлениях и ценностях;
- а также такие личностные особенности, как наличие у человека отрицательных черт характера;
- дефицит опыта или способностей установления конструктивных взаимоотношений;
- определенные индивидуальные различия, порождающие психологическую несовместимость;
- особые обстоятельства, складывающиеся при совместной работе;
- неумение слушать и слышать другого человека, нежелание его понять.
7. Мини-тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». Ребята, постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО – поставьте 3 балла,
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла,
РЕДКО – 1 балл.
ОТВЕТЫ:
1) Угрожаю или дерусь.
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3) Ищу компромиссы.
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5) Избегаю противника.
6) Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически нет.
8) Иду на компромисс.
9) Сдаюсь.
10) Меняю тему …
11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего все началось.
13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14) Предлагаю мир.
15) Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста: Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 – это тип поведения «А». Итак:
Тип «А» – сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» – сумма баллов под номерами 2, 7, 8.
Тип «В» – сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» – сумма баллов под номерами 4, 9,14.
Тип «Д» – сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав (так он считает).
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, оказываясь от своей.
«Д» – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Ведущий предлагает учащимся проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты, ведущий помогает в этом.
Вопрос: «Какую тактику поведения вы считаете наиболее приемлемой в предотвращении и разрешении конфликтов?».
8. Упражнение «Давление». Ведущий предлагает учащимся встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала (хлопок ладонями) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону. Эта процедура повторяется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек». Дальнейшая инструкция может звучать примерно так: «Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак, «игрек» давит на ладони «икса». «икс» сопротивляется! (на эту часть упражнения достаточно 30 секунд). «Стоп! Поменяйтесь местами и повторите упражнение. Возвращение в круг. Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас ...».
Во время обсуждения ведущий обращает внимание на то, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют дискомфортно при «давлении» словами, интонацией. Не удивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз : «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Этот вид поведения так и называется – «избегание».
9. Беседа «Избегание». Ведущий делит группу на две примерно равные части и предлагает одной из них найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни. Вторая группа получает задание – найти отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать примерами.
Рефлексия: Во время поведения обратить внимание на то, что один и тот же вид поведения эффективен в одной ситуации и действует разрушительно в другой. Здесь же можно задать вопрос: «Почему люди могут избегать конфликтов?». Варианты ответов: «не хотят проиграть», «нет времени», «боятся неизвестного», «боятся серьезного отпора с другой стороны, «не хотят делать «из мухи слона» и т.п.
10. Восточная притча. Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:
- О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?
Мудрец задумался и ответил:
- Ты глупый, молодой человек. Как невежда, подобный тебе может понять такое?
Услышав это, молодой воин рассвирепел.
- Да за такие слова я готов тебя просто убить! – заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В это же мгновение мудрец сказал:
- Вот это и есть ад.
Услышав эти слова воин убрал меч в ножны.
- А вот это и есть небеса, - заметил старик.
11. Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:
· Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
· Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
· Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
· Критикуйте, но не критиканствуйте.
· Чаще улыбайтесь.
· Во всем надо знать меру.
· Сказать правду тоже надо уметь!
· Будьте независимы, но не самонадеянны.
· Не превращайте настойчивость в назойливость.
· Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
· Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
· Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
· Проявляйте выдержку, овладейте приемами саморегуляции.
Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:
· Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
· Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
· Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место».
· Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
· Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
12. Упражнение на прием и передачу информации. Вопрос: «Итак, как же надо себя вести, чтобы предупредить конфликт?» (ответы учащихся). Для конструктивного общения, кроме того, необходимо умение слушать и слышать партнера по общению и желание его понять. Выполняется упражнение: учащиеся садятся по парам спиной друг к другу. В руках у одного из них чистый лист бумаги, а у второго лист с нарисованным необычным человечком и его задача состоит в том, чтобы, как можно точнее передать содержание рисунка. Далее – обсуждение степени внимательности друг к другу.
13. Понятие «Я-высказывание». Теоретическая информация о ненасильственной коммуникации. Ведущий: Зачастую в сложных напряженных ситуациях, мы высказываем резкие негативные оценки в адрес окружающих нас людей: «Ты меня достал …», «Вы меня раздражаете …», «Ну что ты ноешь постоянно?»; вместо того, чтобы сказать: «Я чувствую, что со мной поступают несправедливо» мы говорим: «Ты – плохой!» и т.п. На такие высказывания человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции – гнев, раздражение, обиду; посредством «Ты-высказывания» мы всю ответственность за происходящее перекладываем на собеседника, обвиняем его, что негативно влияет на качество нашего с ним общения.
Особенности «Я-высказывания»:
- Это способ вербального выражения собственных чувств и переживаний, возникающей в напряженной ситуации;
- Это конструктивная альтернатива «Ты-высказыванию», которое традиционно используется для решения конфликта, через высказывание негативной оценки в адрес другого безоценочно относительно поведения другого человека;
- Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, вы даете возможность выбора вашему партнеру по общению, учитывая ваши переживания;
- Использование в речи «Я-высказываний» делает общение более непосредственным, предполагая ответственность говорящего за свои мысли и чувства
Для того, чтобы правильно построить свое «Я-высказывание» НУЖНО:
1) Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что …», «Когда это происходит …»).
2) Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую …», «Я огорчаюсь …», «Я не знаю как реагировать …»).
3) Объяснить причины этого чувства, высказать свои пожелания («Потому что я не люблю …», «Мне бы хотелось …»).
4) Представить какие-либо альтернативные варианты («Возможно тебе стоит поступить так …», «А давай лучше сделаем так …»).
5) Если потребуется, дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
ФОРМУЛА: СИТУАЦИЯ + Я-ЧУВСТВО + ОБЪЯСНЕНИЕ
14. Тренируемся быть корректными. Попробуйте вспомнить несколько фраз, обращений, произносимых, на ваш взгляд, некорректно, и переформулируйте их в «Я-высказывание».
Вариант проведения этого упражнения: Ведущий предлагает каждому написать одно подобное высказывание на отдельном маленьком листочке, собирает их, перемешивает и снова раздает ребятам. Попавшееся высказывание следует переформулировать. Обсуждение правильности выполнения задания.
+ Примеры ситуаций, которые можно использовать для обсуждения с детьми:
1) Мама отчитала тебя в присутствии твоих друзей. Что ты ей скажешь?
2) Ты решил помочь своему другу подготовиться к экзамену и не пошел на концерт, но твой друг так и не пришел на место встречи, заставив тебя ждать два часа. Что ты ему скажешь?
3) Учитель поставил тебе плохую оценку, считая, что ты списал ответ на данный вопрос. Что ты скажешь учителю?
4) Друг взял у тебя книгу на три дня. Она тебе нужна, чтобы написать реферат. Прошло три дня, а книги нет. Ты звонишь другу и говоришь: « … ».
5) Ты обещала маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если задерживаешься. Но началась репетиция, ты увлеклась и не заметила как прошло два часа. Ты возвращаешься домой, мама открывает дверь и говорит: « … ».
15. Понятие «обратная связь». Мы живем, постоянно получая обратную связь от окружающих (как на меня посмотрели, что и каким тоном сказали, пригласили или отвергли, улыбнулись или скорчили гримасу, «учили жить» и критиковали либо давали мудрые советы и успокаивающе ободряли …). С другой стороны, мы сами постоянно даем обратную связь окружающим нас людям. Опять-таки не всегда в вербальном выражении, ведь то, как мы одеваемся перед встречей с тем или иным человеком, наши жесты и мимика лица не менее важны, чем то, как и что мы говорим визави.
Наши будни просто пронизаны сотнями явных и скрытых обратных связей. Часть из них так или иначе влияют на наши мысли, решения, настроения, поступки, а часть так и остается втуне: непрочитанные, неучтенные, незамеченные, неугаданные, как чей-то секретный код. Наше общение без обратной связи, т.е без «отзеркаливания» того, как нас воспринимают окружающие, теряет смысл.
Что такое «обратная связь»?
Обратная связь (фидбек – англ.) – это не только критика, хотя многие остерегаются обратной связи, подозревая, что этот термин – интеллигентское наименование, синоним жесткого «разбора полетов», нелицеприятного разговора.
Те, кто боятся давать обратную связь, рискуют навсегда остаться непонятыми окружающими их людьми и протаскать всю жизнь тонну камней за пазухой. Такая тактика непродуктивна и вредна для здоровья как психического (стрессы, готовность к обиде, синдром непонятого), так и физического (сердечные, желудочно-кишечные и другие проблемы).
Те, кто боятся принять обратную связь, пряча опасения за напускным безразличием, цинизмом или за реально «запирающими» стеснительностью и блоками общения, лишают себя ощущения причастности к кругу общения, к другим людям. Их проблемы так и остаются непроработанными, а иногда попросту и незнакомыми для самих же субъектов. Не зная, плох ты или хорош, трудно поверить в себя, непросто повысить хотя бы в своих же глазах собственную значимость, почти невозможно усовершенствоваться, скорректировать что-то, чтобы стать, по толстовскому выражению, «вполне хорошим» …
Итак, обратная связь, или фидбек, - дело нужное, полезное, раскрывающее горизонты самопознания и познания других, стимулирующее творческое мышление, помогающее комфортному и взаимообогащающему общению.
16. Упражнение на подачу обратной связи «Надпись на спине». Вам предоставляется возможность дать и получить взамен обратную связь. Каждому участнику тренинга на спину закрепляется листок бумаги, на котором он предварительно ставит соответствующий знак обратной связи:
Солнышко – означает что этому человеку пишут на листочке только его положительные качества;
Молния – отрицательные качества;
Знак вопроса – любые качества.
После того, как все ребята получили от каждого из своих одноклассников обратную связь, со спин участников снимаются листочки и начинается обсуждение полученных результатов.
17. Упражнение «Пальцы» (повторение, которое позволяет сравнить сработанность команды в начале и в конце занятия).
18. Рефлексия всего занятия.
Карточки для упражнения №13.
Ты обещала маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если задерживаешься. Но началась репетиция, ты увлеклась и не заметила как прошло два часа. Ты возвращаешься домой, мама открывает дверь и говорит: « … » |
Мама отчитала тебя в присутствии твоих друзей. Что ты ей скажешь? |
Ты решил помочь своему другу подготовиться к экзамену и не пошел на концерт, но твой друг так и не пришел на место встречи, заставив тебя ждать два часа. Что ты ему скажешь? |
Учитель поставил тебе плохую оценку, считая, что ты списал ответ на данный вопрос. Что ты скажешь учителю? |
Друг взял у тебя книгу на три дня. Она тебе нужна, чтобы написать реферат. Прошло три дня, а книги нет. Ты звонишь другу и говоришь: « … » |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.