Тренировочные задания по русскому языку в формате ЕГЭ
Задание 16
1.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади
вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.
2.
1)
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных
тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с
невероятным грохотом.
3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и
высмотрел.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке
культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и
ушёл добровольцем на фронт.
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже
повеселела.
3.
1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской
исторической живописи.
2) Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером
беззаветной преданности искусству.
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность
и непонимание.
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили
критики.
4..
1) Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щёки.
2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным
каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя.
3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных
трубах.
4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и
болельщики команды.
5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три
года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать
образа.
5.
1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека
и его заблуждениях.
3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.
4) Василий Львович не расслышал её слов или не придал им настоящего
значения.
5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
6..
1) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга.
2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
4) За стеной выл ветер и грозно шумело море.
5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.
7.
1)
В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических
историй.
2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.
3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного
дыма.
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.
8..
1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за
штатские заслуги.
2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда
нельзя было снимать.
3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом
мелким чиновникам и купцам.
4) В Древней Руси удар тыльной стороной кисти или кулака считался бесчестным и
позорным.
5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь
Чичикова и любовь Хлестакова.
9.
1) Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе
рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.
2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.
3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
5) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.
10..
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади
вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.
11..
1) Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом
зимовье.
2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и
жестоко оскорбило.
4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за
тёмного леса.
5) На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи неуверенно
закричали.
12..
1) Рукопись комедии переписывалась от руки и списки расходились по России.
2) Степан и Анна вместе вытащили из сарая и столкнули в речку старую и
рассохшуюся лодку.
3) За окном шумел дождь и грохотал гром.
4) Вечером на берегах речушки и в сырых оврагах лягушки и жабы сверчки и
москиты дружно начинали оглушительный концерт.
5) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели
амбары.
13..
1) Исключительное право душевладения гибельно сказалось как на судьбах России
так и на судьбах дворянства.
2) Пьяная похвальба Хлестакова оказывается связанной с главной темой комедии и
с её символическим названием.
3) По чинам в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах и сидевшие на
«нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.
4) Концерт был ни то ни сё.
5) Культура имеет коммуникационную и символическую природу.
14.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) За спиной щелкнул замок и стало слышно воду в ванной.
2) Тезкин махнул рукой и час спустя одетый в собранное с миру по нитке
отправился в комнату для свиданий.
3) Там он безропотно выполнял все предписанные процедуры но никому не
рассказывал ни про метельную забайкальскую степь ни про близость ярких и
крупных звезд.
4) На следующий день он с жутким скандалом сбежал из санатория домой и
остановить его никто не смог.
5) Голдовский ждал вопросов или просто горьких слов но Тезкин упорно
молчал.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Она проснулась ни свет ни заря и отправилась на прогулку.
2) Дорога переменилась и показались леса и горы огромные реки и большие
города.
3) Она стала проталкиваться вперед и Сане сделалось скучно.
4) В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
5) Она была женственна и мягка и герой мой и вовсе потерял
голову.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Шапка спасла его однако он зашатался и выпустил из рук узду.
2) Только на третьи сутки дорога переменилась и показались леса и горы огромные
реки и большие города.
3) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
4) Ветер сделался еще сильнее над головой раскачивались фонари
где-то
лаяли собаки а на улицах среди приземистых зданий не было ни души.
5) Они готовы резаться и жертвовать не только жизнию но и совестию и
благополучием.
17. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую.
1) Они встречались почти каждый день и говорили о том о сем.
2) Он был добрый малый но ветрен и беспутен до крайности.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня
шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое
письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку Раевскую ни даже на Серафиму
Хренову.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Осенью улетели грачи и зимовать остались смелые воробьи.
2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже
забывал короткой детской памятью.
3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое невозвратное девичье время и свой
первый бал.
4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной
тревоге и деятельности.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не
подпустили.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Грин был как великолепным пейзажистом и мастером сюжета так и очень тонким
психологом как романтиком так и реалистом.
2) В литературных салонах Петербурга аристократы обсуждали литературные новинки
и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и
развлекались.
3) Образование и тонкий художественный вкус не мешали Федору Ивановичу Толстому
вести безалаберный и разгульный образ жизни.
4) Уж не жду от жизни ничего я и не жаль мне прошлого ничуть.
5) В тот день Лиза поднялась ни свет ни заря.
Читать далее: https://4ege.ru/russkiy/6587-teoriya-zadaniya-16-19.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.