Тренировочный модуль "Творчество А. А. Фета"
Оценка 5

Тренировочный модуль "Творчество А. А. Фета"

Оценка 5
Документация
docx
русская литература
6 кл—10 кл
28.05.2024
Тренировочный модуль "Творчество А. А. Фета"
Тренировочный модуль представляет собой 13 заданий по творчеству А.А. Фета и включает в себя теоретический материал по данной теме.
Приложение.docx

Волшебный билет

Тезаурус (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений...

 

Тезаурус

Аллегория – иносказательное изображение явления.

Аллитерация – повтор согласных звуков.

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Ассонанс – повтор гласных звуков.

Звукопись – в стихосложении – это система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.

Лирика – это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. Поэт передаёт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, помогает почувствовать отношение автора к нему.

Шедевр – исключительное по своему содержанию произведение искусства, мастерство создателя.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лирика Фета почти всегда печальна и немного меланхолична. Не исключено, что на творчество поэта повлияли жизненные невзгоды. Казалось, уже с колыбели судьба решила испытывать его.

Непростые обстоятельства появления его на свет, потом лишение собственной фамилии, которую он носил 14 лет (Шеншин), служба в армии и любовь…

Двадцативосьмилетний офицер влюбляется в дочь обрусевшего сербского генерала Марию Лазич. Встреча с этой одарённой девушкой, – она прекрасно музицировала на фортепьяно, – была главной в жизни Фета. Её талант произвёл впечатление даже на известного композитора Ференца Листа, который посвятил ей музыкальное произведение. Два года страстной и всепоглощающей любви пронеслись как 2 дня…

И внезапно его возлюбленная погибает из-за несчастного случая. От этого удара Фет так и не оправился до конца жизни…

В1858 году Фет вынужден был выйти в отставку.

В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом.

Исследователь поэзии Николай Николаевич Скатов писал: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека».

Виртуозностью Фета является умение через пейзажные зарисовки передать людские чувства, как, например, в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Его можно разделить на две смысловые части: описание леса и рассказ о звуке рога. Такое разделение позволяет автору описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя. Жизнь героя, его переживания выходят на первый план произведения.

В осеннем лесу у «странника бедного» возникло смешанное чувство: «шумно, и жутко, и грустно…», ведь «кругом всё гудёт и колышется…». Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает «странника». Но вот приходит неожиданное спасение – «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного», и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!».

Мы чувствуем единение природы и человеческой души. Видим отражение в картинах и звуках природы выразительность едва уловимых чувств героя. В нём просыпаются чувства, волнующие душу его, чувства, в которых он ещё не может разобраться.

И природа вторит чувствам человека: таинственно кружатся листья, плотно сомкнулись ветви ели и преградили путь герою. Очарованный происходящим, лирический герой произносит: «Я ничего не пойму».

Следующее стихотворение, о котором мы сегодня поговорим, называется по первой строчке: «Учись у них – у дуба, у берёзы...», где природа преподносит пример поучительной для человека стойкости:

«Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора».

Лирический герой призывает мужественно переносить неприятности, учит смирению и стойкости в любых жизненных ситуациях. Поэт не понаслышке знает, что жизнь человека бывает тяжёлой и полной несчастий. Нам в пример он показывает жизнь дуба, которому холода и метели нанесли глубокие, незаживающие раны.

Но деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья: «Они стоят, молчат...». В этих словах слышится укор страдающему человеку: «молчи и ты!».

Но всегда за грозою следует радуга, за зимою – весна. Поэт уверяет, что боль от всех потерь излечится, жизнь наладится, станет счастливой, ведь человек способен пережить все жизненные трудности.

Именно этому он и призывает людей учиться «у дуба, у берёзы», верить, что любые трудности в жизни преодолимы, что обязательно наступят светлые моменты.

Образы дуба и берёзы в произведении являются аллегорией. Они олицетворяют людей, мужественно переносящих тяготы.

Фет раскрывает правду о человеке через картины природы. В его произведениях мы видим живой восторг перед радостью и чудом жизни.

Теоретический материал для углублённого изучения

«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.

 

Звукопись – совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, звукоподражание шороху, свисту и т.п.

Звуковой фон произведений создаётся с помощью ассонанса – (повтор гласных звуков) и аллитерации (звукописи согласными звуками). Например, в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила...» ярко слышатся и аллитерация (повтор шипящих и свистящих), и ассонанс (повтор звука [у]):

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Звуковые образы помогают понять чувства лирического героя, ассонанс и аллитерация создают музыкальность стихотворения.

Повторением сонорных звуков «р», «л», «н», «м» автор помогает нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с её ветром, шумом и непогодой:

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Сердито рвёт …

Хватает холод лютый;

Стоят, молчат; молчи и ты!

Верь весне

Переболит скорбящая.

 

 

Тренировочный модуль

Биография А. А. Фета

Подчеркните верное.

1.      Подчеркните верное. Какая вторая фамилия была у А. А. Фета?

Шаповалов

Шенгин

Пеншин

Шеншин

Средства художественной изобразительности

2. Укажите тропы, наиболее часто встречающиеся в пейзажной лирике Фета. Всего три правильных ответа.

Подсказка

Перенесение свойств человека на неживые предметы. Образное определение.

Аллегория

Гротеск

Гипербола

Олицетворение

Эпитет

3. Какое время года чаще всего упоминается в стихах А. Фета?

Подсказка

Время года, которое вселяет в человека надежду на лучшее.

Лето

Зима

Весна

Осень

 

4. Какие из перечисленных стихов принадлежат перу А. А. Фета?

«Няне»

«Бородино»

«Зимний вечер»

«Учись у них -– у дуба, у берёзы»

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Этапы творческого пути

5. Выберите верное. Как назывался его первый поэтический сборник?

«Москвитянин»

«Лирический пантеон»

«Отечественные записки»

Биография поэта

6. Выделите цветом верное. Укажите годы жизни А. А. Фета

1845–1890

1820–1890

1890–1938

1820–1892

Анализ творчества поэта

7. Определите верное. Каково основное свойство поэзии А. А. Фета?

Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку

Стремление через стихотворения выразить своё желание уехать за границу

Стремление передать через стихотворения ситуацию в семье

 

 

Лирические произведения

8. Подберите правильные названия произведений к отрывкам из стихотворений

1.      «Учись у них – у дуба, у берёзы...»

2.      «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

 

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Работа с текстом

9. Подставьте в четверостишье пропущенные слова

Учись у них – у дуба, у …

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли …,

И треснула, сжимаяся, кора.

берёзы

слёзы

Лирика А. А. Фета

10. Из предложенного списка выбрать эпитеты и олицетворения (стихотворение А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы...»)

Эпитеты

Олицетворения

«жестокая пора»

«лютый холод»

«ясные дни»

«новые откровения»

«скорбящая душа»

«метель рвёт листы»

«метель всё злей»

«холод хватает за сердце»

«душа переболит»

 

Анализ лирического произведения

11. Подчеркните верное. Кем ощущает себя лирический герой стихотворения А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»?

молодым юношей

бедным странником

глашатаем

искателем приключений

Тема произведений

12. Какая тема является ведущей в стихотворениях А. А. Фета?

Тема одиночества

Природы

Родины

Свободы

 

Литературные жанры

13. Жанр – тип литературного произведения. Зачеркните в списке тот жанр литературы, к которому относятся произведения А. А. Фета.

Эпический

Лирический

Драматический

Лиро-эпический

Жизнь и творчество А. Фета

14. Найдите и выделите цветом ответы на вопросы. 

·         Течение, сторонники которого пытались запечатлеть мир как отражение своих впечатлений.

·         Имя матери Фета.

·         Приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету или явлению приписывают качества живого человека.

·         Имя девушки, в которую был влюблён Фет.

·         Нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.


 

Во лшебный билет Тезаурус (от греч

Во лшебный билет Тезаурус (от греч

Сладостен зов мне глашатая медного!»

Сладостен зов мне глашатая медного!»

Звуковые образы помогают понять чувства лирического героя, ассонанс и аллитерация создают музыкальность стихотворения

Звуковые образы помогают понять чувства лирического героя, ассонанс и аллитерация создают музыкальность стихотворения

Бородино» «Зимний вечер» «Учись у них -– у дуба, у берёзы» «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Бородино» «Зимний вечер» «Учись у них -– у дуба, у берёзы» «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Эпитеты Олицетворения «жестокая пора» «лютый холод» «ясные дни» «новые откровения» «скорбящая душа» «метель рвёт листы» «метель всё злей» «холод хватает за сердце» «душа переболит»

Эпитеты Олицетворения «жестокая пора» «лютый холод» «ясные дни» «новые откровения» «скорбящая душа» «метель рвёт листы» «метель всё злей» «холод хватает за сердце» «душа переболит»

Тренировочный модуль "Творчество А. А. Фета"

Тренировочный модуль "Творчество А. А. Фета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024