Информация для родителей
по использованию
ТРИЗ-технологий
Выполнила: студентка группы 41 ш
Специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Бердиева Александра
Преподаватель: Яковлева Н.А
Технология ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Главная цель ТРИЗа — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.
В окружении ребенка предметы должны обладать противоречащими друг другу свойствами (большой – маленький, тяжёлый – лёгкий и т.д.) Действуя с такими предметами ребенок учится предполагать, прогнозировать результаты действий, выбирать тактику обследования и проверять свою догадку. Например: предложить ребёнку два предмет (большой и маленький или круглый и квадратный) и маленькое отверстие.
Роль родителей периодически (несколько раз в день) создавать специальные проблемные ситуации, акцентирующие внимание детей на тех или иных свойствах имеющихся в их распоряжении предметов. Используя эти же предметы, можно обратить внимание детей на свойство твердости / мягкости: мягкий объект тихо «плюхается», а твердый обычно отскакивает или откатывается и издает при этом более громкий звук; чем предмет мягче, тем сильнее он сплющивается, если на него сесть или встать. Шары и мячи внешне похожи друг на друга, но только некоторые из них отскакивают от пола.
Уважаемы родители, представляем ряд примеров опытов, которые вы сможете делать дома вместе с детьми:
Игры с водой всегда вызывают большой интерес у детей. Предложите провести опыт «Тонет не тонет» (тяжёлые тонут – лёгкие плывут);
Во время купания ребенка, вы можете сделать «Мыльные пузыри» (надувать пузыри через трубочку или делать шапку из пены);
Во время рисования можно предложить ребёнку смешать краски, и выяснить, какие цвета получаются (смешивание подкрашенной воды и получение разноцветных «волшебных цветов и оттенков);
Можно сделать «Волшебную воду - маскировку»; предметы намокают, их видно в воде, но если добавить краску, то не видно.
Дети узнают, что вода может быть холодной и тёплой (при умывании), что предметы станут чище, если помыть их водой; вода не имеет вкуса, но некоторые вещества в воде растворяются, могут передавать воде свой вкус (соль, сахар);
Опыты по замораживанию воды вызывают огромный интерес у детей. Налейте воду в пластиковую бутылку и заморозьте её в морозильной камере. Когда вода превратится в лед, предложите разморозить бутылку. Ребенок с удовольствием будет наблюдать, как меняется рисунок ледяных кристаллов по мере их таяния, и тут можно пустить в ход краски. Капните в бутылку, где наполовину еще лед, а наполовину вода, немного краски. Заморозьте снова содержимое бутылки. Ребенок удивится какой причудливый узор образовали капли краски в замершей воде. Опыты с замораживание воды- повод для возникновения множества вопросов о ее физических свойствах. Почему в холодильнике вода не мерзнет, а только в морозильной камере? Что нужно, что бы быстрее растопить лед? На многие вопросы вы сможете ответить своему ребенку сами;
На прогулке можно организовать исследовательские действий детей с объектами неживой природы (снегом, льдом, лужами, тенью, ветром, песком), создавать разнообразные проблемные ситуации. Например, вертушка крутится в ветреную погоду, без ветра нет, «солнечного зайчика» можно увидеть только когда светит солнце;
Действуя с песком, дети знакомятся с его свойствами: сухой сыплется, влажный лепится, при добавлении воды изменяется также и цвет песка, через сито лучше просеивать сухой песок, а на мокром песке остаются следы;
Игры - эксперименты со светом так же вызывают у ребенка живой интерес. Можно провести игру «Поймай солнышко»-маленьким зеркалом нужно поймать луч солнца;
Игра «Что отражается в зеркале» - попытаться увидеть, что находиться справа, слева.
Далее вы можете увидеть игры, которые можно использовать по дороге в сад или домой:
1. Игра «Природа и человек»
Цель: закрепить, систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
· Что сделано человеком?
· Что создано природой?
2. Игра «Превращения»
Взрослый даёт задание: назвать то, во что может превратиться любой объект.
Например:
· кружка без ручки (в стакан);
· кепка без козырька (в шапку);
· кувшин без горлышка и ручки (в вазу);
· диван без спинки (в кровать);
· стул без спинки (в табурет);
· кресло без подлокотников (стул).
3. Игра «Сколько»
Цель: Учить формировать вопрос, наблюдать, доказывать и защищать свою точку зрения.
По дороге домой предложить придумать, как можно больше вопросов, начинающихся со слово «сколько?»
Например :
· Сколько этажей у этого дома?
· Сколько детей играет в песочнице?
· Сколько детей стоит у песочницы?
· Сколько деревьев справа от дороги?
· Сколько деревьев слева от дороги?
4. Игра «Угадай по части»
Цель: Учиться задавать вопрос, правильно его формулировать.
Возможные вопросы:
- У этого предмета есть руль?-«Да»
Догадываемся , что речь идет о транспорте ...
- У него есть шапочка?
- «Да»
-это гриб ! и.т.д
А можете и позадавать интересные вопросы на логику, например:
· Кто быстрее долетит до цветка: гусеница или бабочка?
· Кто быстрее доплывёт до берега: утята или цыплята?
· Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
· Что будет с красным платком, если его опустить на 5 минут в синее море? (Станет мокрым.)
· Что вниз вершиной растёт? (Сосулька.)
· Кто громче залает: собака или кошка?
· Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (Арбуз на дереве не растёт.)
· У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на правую руку?
· Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
· Что лучше найти : 5 мухоморов или 1 боровик?
Самое главное, что требуется от вас, дорогие родители это:
Во-первых, фантазия для поддерживания игры;
Во-вторых, чтобы любой необходимый материал для исследований был для детей под рукой.
В-третьих, оборудование и материалы для опытов потребуются самые простые, они есть в любом доме. В ход могут пойти старые пластиковые бутылки, гвозди, булавки, пуговицы, камешки, ненужные цветные журналы из плотной бумаги и прочий «мусор».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.