Сценарий урока
по литературе для 6 класса
по теме «Трудно быть взрослым?»
(По сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Автор:
учитель русского языка и литературы:
Лачинов М.Э.
Сценарий мастер-класса
Тема: «Трудно быть взрослым?»
Продолжительность занятия: 2 урока
Класс: шестой
Технология: творческая мастерская
Цель урока: заинтересовать учащихся творчеством французского писатель, поэта и профессионального лётчика. А. де Сент-Экзюпери; помочь осознать и осмыслить идейное философское содержание сказки;
Задачи урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери; организовать самостоятельную деятельность учащихся по работе с текстом сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
2. Развивающая: развить познавательные способности; развивать речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление; формировать активного, уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу человека; формировать представление о метапредметных связях.
3.Воспитательная: воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы; способствовать повышению уровня самооценки, самоуважения, духовному и нравственному развитию учащихся; обогатить внутренний мир учащихся; сформировать ответственное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут:
-организовывать самостоятельную работу с текстом;
-выделять нравственные проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры;
- учить анализировать произведение в единстве содержания и формы;
- создавать рассуждения проблемного характера, обосновывать свое высказывание;
Этапы – блоки урока:
1. Индукция – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика
2. Работа с материалом
деконструкция –работа с текстом сказки «Маленький принц»
реконструкция –создание макета планеты- дома
социализация – работа индивидуально, в группе, представление работы, обсуждение, выбор двух ключевых тезисов для дальнейшего «афиширования»
афиширование – представление общей работы участников мастерской
3. Разрыв – творческое задание
4. Рефлексия – анализ своей деятельности (на листах).
Ход урока
1. Индукция.
Слово учителя:
· Учитель читает (звучит музыка): «Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый - мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живёт во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же всё это меня не оправдывает, я посвящу книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит…» .
- Такими словами начинает свою трогательную сказку «Маленький принц» всемирно известный французский писатель и поэт, журналист, профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери.Это произведение было написано автором в годы жесточайших боёв второй мировой войны. Война – порождение человеческих пороков, время, когда так сложно сохранить душу чистой, а мысли здравыми. Как вам кажется, ребята, почему героями сказки «Маленький принц» становятся РЕБЁНОК и ВЗРОСЛЫЕ? (Возможные варианты ответов учащихся: «Ребенок видит опыт взрослого и стремится перенять его, подражать взрослому…Все взрослые когда-то были детьми….Все дети когда-нибудь станут взрослыми…Детям не знакомы пороки взрослых…Детям сложно понять взрослых т.д.). Мастер фиксирует высказывания, ключевые фразы детей на доске.
1 а) «Самоинструкция»; б) «Социоконструкция».
· Учащиеся объединяются в 3 группы: 1-ая группа – «Дети» (учащиеся этой группы знакомят присутствующих с Маленьким принцем, рассказывают о герое, путешествующем по астероидам); 2-ая группа - «Взрослые», (учащиеся данной группы представляют взрослых, которых встречает Маленький принц, путешествуя по астероидам); 3-я группа - «Живая природа»: змея, цветок, лис (учащиеся данной группы знакомят с миром Живой природы). На доске Мастер прикрепляет изображения Маленького принца, взрослых, цветка, змеи, лиса (см. иллюстрации А.де Сент-Экзюпери) , после показывает детям карточки трех цветов (зеленый – «Живая природа», синий – «Взрослые», желтый – «Дети») и задаёт вопрос: «Ребята, как вы думаете, как связаны карточки, которые я вам показываю, с книгой, которую вы прочитали? Какое отношение имеют эти цвета к сказке, что могут обозначать? Вспомните героев, действующие лица, кто какого цвета может быть? Выберите карточку. Учащиеся выбирают карточку и таким образом объединяются в группы. На оборотной стороне карточки написано название группы и задание: расскажите и героях, представьте их. 1-ая группа - «Дети», учащиеся этой группы представляют образ Маленького принца, путешествующего по астероидам. 2-ая группа - «Взрослые», которых встречает Маленький принц, путешествуя по астероидам и знакомясь с единственным взрослым, населяющим астероид. 3-я группа - «Живая природа»: змея, цветок, лис. С этими героями Маленький принц встречается на Земле раньше, чем с людьми, её населяющими.
· Все «Дети» получают задание рассказать о Маленьком принце и его жизни на астероиде Б-612. Форму представления ребята выбирают сами: инсценировка, картина (для этого на парте ватман и фломастеры), выборочное чтение по ролям, иная форма представления. Все «Взрослые» получают задание: опираясь на содержание сказки «Маленький принц», подготовить рассказ о взрослых из сказки и об их планете (форму представления участники группы также выбирают сами). Представители «Живой природы» получают задание рассказать, какие представители «Живой природы» встречаются в сказке, какие истинами делятся с Маленьким принцем, какой мудростью живой природы «непростой» планеты Земля.
· На уроке в течение 12 минут группы подготавливают представление своих героев (инсценируют эпизоды, рисуют и после комментируют нарисованной, по ролям выборочно читают фрагменты).
2. Работа с материалом.
а) Деконструкция.
· Начинается близкое знакомство с текстом сказки. Выступает первая группа «Дети»: ребята представляют, как живёт Маленький принц на своей родной планете, чем занимается, каковы развлечения Маленького принца, с чего начинается день героя и чем заканчивается; повествуют о Розе, с которой у Маленького принца тяжело складывались отношения, ее поведении, отношении к ней Маленького принца и ее отношении к нему .
· - Маленький принц отправляется странствовать. Что заставляет Маленького принца покинуть планету, о которой он так трогательно заботился?» (Следуют ответы учащихся)
- Впереди его ждут очень странные планеты и очень «непонятные» взрослые, давайте с ними познакомимся.
· Выступают «Взрослые»: участники группы представляют взрослых, которые живут на планетах, рассказывают о занятии взрослого.
- Ребята, как вам думаете, почему так много вопросов возникает у Маленького принца, когда он знакомится с взрослыми? Почему взрослые кажутся Маленькому принцу странными? (Ответы учащихся)
(Комментарий для мастера: ребёнок - маленький фантазер, неутомимый исследователь, философ, постоянно познающий неопознанное). Желание познать окружающий мир порождает в сознании ребенка много противоречий. Эти противоречия очень хочется разрешить, и ребёнок задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Благодаря вопросам ребенок постигает мир вокруг себя).
- Путешествие Маленького принца продолжается. У Маленького принца по-прежнему много вопросов к взрослым, и он хочет получить на них искренние ответы. По совету географа Маленький принц летит на Землю, очень непростую планету , ему хочется встретиться со взрослыми, населяющими Землю, но вместо людей встречает его Живая природа ( змея, цветок и лис).
· Выступает группа «Живая природа» и знакомит участников мастерской с представителями Живой природы и их мудростью.
б) «Реконструкция»
· На партах находятся Карты восприятия, которые заполняются каждым учащимся группы по ходу представления других групп.
· в) «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, обнародуется в группе, рассматривается и обсуждается. На листе А3 создается обобщенная таблица.
г) «Афиширование» — После выполнения работы в группах группа представляет свой вариант карты.
3. Разрыв
Сейчас, я предлагаю вам поработать всем вместе. На листе ватмана создать планету, на которой удобно и радостно будет жить всем. (Учащиеся используют рисунки А. Экзюпери, маркеры, свои мысли, все, что им еще захочется, и создают планету)
4. Рефлексия.
На последнем этапе участникам мастерской предлагается написать письмо-обращение к автору и выразить своё отношение к сказке, к проблемам, затронутым автором в произведении; может быть, сказать слова благодарности, может, поделиться тем, что взволновало, встревожило, тронуло, порадовало. Возможно заслушивание 2-3 писем учащихся (по желанию учащихся).
Комментарий:
· учитель может сохранить письма учеников и вернуть их через несколько лет уже выпускникам…
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Карта восприятия
Вопросы |
Ребенок |
Взрослые |
Живая природа |
Герои |
|
|
|
Что о них говорится? |
|
|
|
Какие вопросы задает Маленький принц каждому взрослому? |
|
|
|
Что отвечают взрослые и живая природа? |
|
|
|
Какие вопросы Маленького принца взрослым остались без ответа? |
|
|
|
Какие пороки олицетворяют взрослые из сказки? |
|
|
|
О чем бы вы спросили взрослых и живую природу? |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.